В феврале на киноэкраны вышел российский фильм «Быть» режиссёра Александра Ковтунца. Это кино сделано по рецепту Роберта Земекиса: герой отправляется в прошлое, встречает своих молодых родителей и меняет их жизнь к лучшему. Несколько лет назад выходил российский фильм с подобным сюжетом «Овечка Долли была злая», где главный герой перенёсся в эпоху застоя. Но про этот фильм мало кто помнит, а вот первую часть знаменитой трилогии «Назад в будущее» и Марти Макфлая, которого из солнечного 1985 забросило в 1955 – все.
В фильме «Быть» герой, путешествуя во времени, попадает не в блаженные семидесятые и не в пасторальные пятидесятые, а прямиком в девяностые.
Здравствуйте!
Фильм этот, конечно, шедевром не назовёшь. Но и совсем пропащим тоже. Сначала всё совсем плохо. Прямо очень. Но к середине фильма как будто подвезли вдохновение, логику, актёрское мастерство и деньги на съёмки. И удалось добиться результата - выйти на приличный уровень и впечатлить несколькими действительно сильными находками.
Если решитесь смотреть – подходите к середине. А что было в начале, я вам сейчас расскажу.
Начинается так:
В шумном зале ресторатор
Объявляет версус-баттл,
И выходят два поэта…
Дело происходит как будто бы в современности, но на самом деле в 2018, и герои этого времени – рэперы, которые, как это у них водилось, сошлись в рэп-баттле. Рэпер Ил-76 против рэпера Башка.
В роли рэпера по прозвищу Башка – Михаил Башкатов, в роли ресторатора – Охлобыстин в шляпе.
В роли группы поддержки рэпера Ил-76 – Гоша Куценко.
И даже несмотря на такое плотное звёздное скопление, начало прямо расстраивает. Рэп так себе, мотивация у персонажей беспомощная.
Ил-76 (в миру Илюша) проигрывает маститому сопернику, потому что внезапно видит среди зрителей своего родного папу, который вышел на волю после 25 лет заслуженного отдыха в неприятных местах. Несмотря на внушительный срок, папа не потерял ни зубов, ни здоровья, ни человеческого облика, и первым делом пришёл поболеть за сыночка, которого никогда не видел.
А сыночек не рад. Из-за такого папы его всю жизнь дразнили (ага, в конце девяностых это ж был прям невиданный позор), и по этому поводу он вырос жутким эгоистом. Расстроился из-за баттла, поклонники от него отписались, ещё и с беременной девушкой поссорился.
В растрёпанных чувствах рэпер Илья сел в такси, а загадочный водитель отвёз его прямиком в 1993 год - именно тогда его папа совершил преступление, а мама не выдержала свалившихся на неё испытаний.
А там – все страшилки девяностых
Бандиты ставят на счётчик.
Иностранные продюсеры сманивают русских девушек в Штаты.
Нерождённых младенцев переводят на стволовые клетки.
А из всех окон орёт Богдан Титомир.
Чтобы благополучно прожить хотя бы день, одного рэпа недостаточно. Чтобы разобраться в происходящем, требуется помощь тех, кто не предаст. Вернее, не кинет.
Выяснилось, что Илюшин папа ни в чём не виноват – его подставили нехорошие люди. Илья решает вмешаться – но делает только хуже.
И так три раза.
А загадочный водитель такси предупредил, что у Ильи есть только три дня. Потом он уже не сможет вернуться. И просто исчезнет.
Герою приходится выбирать между счастьем родителей (в 1993 – молодой влюблённой пары отличных ребят) и собственной жизнью. И вот этот момент выбора – действительно удачная находка режиссёра.
Перемещение во времени случилось под Рождество. Обе реальности - и в 1993, и в 2018 - заполнены ёлками, праздничными огнями, милыми рождественскими фигурками.
И в отзывах к «Быть» много кто посетовал: мол, опоздали с премьерой, надо было выпускать в январе, тогда кино зашло бы под новогоднее послевкусие.
Я не согласна.
Новогодние сказки должны быть безоблачными. А здесь, хоть и завершилось всё к лучшему, но…
Девяносто третий год – это, знаете ли, совсем не пятьдесят пятый.