Замечали ли вы когда-нибудь странное яркое пятно в интерьере в стиле лофт или мид сенчури? Если присмотреться, оказывается, что это — причудливый шкаф или стул, или лампа, или очень интересная своей странностью ваза. В любом случае эти предметы выделяются на фоне сдержанных интерьерных стилей своим цветом и формой, а еще странным противоречивым воздействием на зрителя. Они не вписываются в пространство. Или все-таки вписываются? Так или иначе, объединяет эти вещи одна важная характеристика: они вызывают эмоцию.
Что это? Каприз дизайнеров? Странная мода?
Нет. Скорее всего, это оммаж уже далеким 1960-м с их поп-артом или более близким нам 1980-м гг. с их радикальным, постмодернистским дизайном. У этого радикального дизайна есть имя — «Мемфис».
«Мемфис» — название группы дизайнеров, сформировавшейся в итальянском Милане в 1980 году. Лидером группы стал к тому времени уже известный итальянец Этторе Соттссас. В чем же выражался этот радикальный дизайн?
Радикальный дизайн группы «Мемфис»
На смену логичности, симметричности и простоте форм модернизма должно было прийти что-то совсем другое. Пришел разноцветный поп-арт 1960-х гг. Но и ему со временем понадобился глоток свежего воздуха для дальнейшего развития, — что-то новое и радикальное.
Этим новым и стала группа «Мемфис» в 1980-х гг., внезапно названная в честь песни певца Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again». Группа отрицала буквально всё, что раньше считалось красивым и приличным — буржуазный «хороший дизайн» с цветочками, строгий модернизм, излишнюю функциональность, консюмеризм, дорогие и качественные материалы, благородные фактуры, пресловутый «хороший вкус». Даже в поп-арте «мемфистам» не хватало цвета — нужно было еще больше невероятных сочетаний! В том числе приветствовались сочетания разных фактур и орнаментов. Смешивалось всё на свете!
«Мемфис» требовал радикальных перемен и радикального дизайна, который вызывает эмоции! Причем все равно, какие. Лучше негативные эмоции, чем вовсе без них. Как говорится, эпатаж и неординарность — наше всё.
Появляется интересное понятие «анти-дизайн», которое понималось в те годы прежде всего как «анти-модернизм» и ассоциировалось с бунтом молодых дизайнеров под предводительством Соттсасса.
Этот бунт был необычным, веселым и отчасти игрушечным. Дизайнеры группы «Мемфис» часто превращали предметы в своеобразные игрушки. Игра, как концепция, была важной частью их творчества. Многие вазы и статуэтки из коллекций «Мемфиса» похожи на детские игрушки.
Свобода и анархия в дизайне — еще один подход, близкий группе «Мемфис». Эти дизайнеры стали предвестниками художников-неформалов, архитекторов-провокаторов и дизайнеров-хулиганов конца XX века.
Особенности «Мемфиса»
Если вы хотите добавить в дизайн вашей кухни капельку сумасшествинки «Мемфиса» (и тем самым обеспечить себе позитивные эмоции, когда находитесь в своем домашнем интерьере), можем посоветовать следующее:
- выбирайте яркие, чистые цвета (насыщенные или пастельные),
- не бойтесь смелых контрастов, смешения в интерьере не сочетаемых цветов, нарушения правил колористики,
- не бойтесь странной геометрии: сочетания остроконечных форм и линий с обтекаемыми и закругленными, а также арочных проемов вместо дверей,
- не бойтесь использовать недорогие (повседневные) материалы, например, пластик, ДСП, ламинат и/или такие материалы, которые выглядят, как недорогие,
- используйте в интерьере сочетание принтов и орнаментов (можно народных), оптические иллюзии,
- не бойтесь использовать поп-арт мотивы, в том числе картины и постеры,
- не бойтесь кажущейся детскости отдельных предметов и/или общего стиля интерьера: это здорово и весело, если отдельные предметы мебели превратятся в гигантские игрушки,
- не бойтесь использовать юмор и иронию в проектировании интерьера (опять же — используя веселый поп-арт или китч).
Этторе Соттсасс — бунтарь от дизайна
Группа «Мемфис» не появилась на пустом месте. Легендарный архитектор и дизайнер Этторе Соттсасс начал свой бунт в дизайне задолго до появления «Мемфиса», — еще в 1960-е гг. Слава пришла к нему благодаря итальянской фирме Olivetti. В 1960-е гг. Этторе разрабатывал для фирмы дизайн офисного оборудования (в том числе мебели) и пишущих машинок. В это время дизайнер создал свою первую культовую вещь — ярко-красную портативную пишущую машинку из пластика по имени Valentine.
В эти же годы в итальянском журнале «Domus» появляется статья Этторе, которая стала своего рода манифестом его дальнейшего творчества. В статье он высказывает свои бунтарские мысли: дизайн вещей не должен подчиняться функции и скучным рациональным соображениям. Главное в дизайне — атмосфера, среда, в которую погружена вещь, и которую она отчасти создает сама. Отныне вещь — это магический объект, а не раб своей функции.
Постепенно Этторе понимает, что корпоративный дизайн — это не его стезя. Надо что-то менять. Уже в 1970-х гг. он начинает сотрудничать с небольшими авангардными студиями-лабораториями, занимающимися в основном постмодернистским промышленным дизайном, — с группой «Global Tools» и итальянской «Studio Alchimia».
Группа «Мемфис» являлась частью «Studio Alchimia»: структурно она представляла собой дизайн лабораторию студии, а также галерею экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. Благодаря «Мемфису» и его лаборатории итальянский дизайн обращает на себя всемирное внимание и переживает обновление.
Многие экспериментальные работы «Мемфиса» позднее попадут в частные коллекции знаменитостей. Поклонниками дизайнеров-бунтарей были, например, модельер Карл Лагерфельд и певец Дэвид Боуи.
Кроме Этторе в проектах группы «Мемфис» принимали участие дизайнеры со всего мира: Алеснадро Мендини (Alessandro Mendini), Андреа Бранци (Andrea Branzi), Маттео Тун (Matteo Thun), Мартин Бедан (Martine Bedin), Майкл Грейвс (Michael Graves), Натали дю Паскье (Nathalie du Pasquier), Широ Курамата (Shiro Kuramata) и другие.
Группа «Мемфис» просуществовала всего лишь 7 лет — с 1980 года по 1987 год. При этом она оставила значительный след в истории европейского дизайна.
После «Мемфиса» Этторе Соттсасс занимается в основном своим архитектурным бюро «Sottsass Associati», в работах которого прослеживается влияние группы «Мемфис». У архитектурных проектов Этторе есть характерные особенности: яркая цветовая гамма и минимальное использование стали и стекла. Кстати, некоторые члены группы «Мемфис» время от времени принимали участие в архитектурных проектах студии Этторе.
Прекрасный анти-дизайн 80-х! Любим! Уважаем!
Кстати. Хотите добавить позитивных эмоций в вашу жизнь? Подумайте о стильной изюминке для вашей кухни. Например, о цилиндрических вытяжках-трубах KRONA. Отличный выбор. Оригинально и вполне в духе «Мемфиса».