Ко мне обратилась клиентка Т., 28 лет с запросом разобраться в себе относительно ситуации с работой, решается вопрос о ее смене. Описывает свое состояние как «бешусь на работе, чувство, что постоянно что-то не успеваю, сомнения, что поспешила, устроившись на нее, ощущение, что теряю время, нет денег, вообще ловлю себя на мысли, что не понимаю, что делаю». В целом, с ее слов, ощущает себя как нереализованная, испытывает сильную тревогу что-то упустить, потерять время. Интенсивность своих переживаний относительно этого оценивает на все 10 баллов.
С согласия клиентки описываю фрагмент терапевтической сессии с применением методов ДПДГ (десенсибилизация и переработка движением глаз) подробнее здесь https://www.b17.ru/article/538042/ и Flash (краткосрочная психотерапевтическая методика, направленная на переработку травматических воспоминаний, авторы Ф. Мэнфилд и Т. Циммерман).
Особенностью работы в таком формате является акцентуация на положительных переживаниях клиента, не связанных с заявленной проблемой, так называемом позитивном интересном фокусе (ПИФ). Сама болезненная ситуации при этом лишь слегка, как мельком затрагивается, без подробного описания и анализа (что позволяет работать очень экологично, не допуская ретравматизации). Благодаря этому спектр применения данной методике очень широк – от работы с острыми травмами, ПТСР, утратами до запросов на изменение состояния, на самореализацию и т.д.
ПИФ - это любые (даже самые простые) дела, процессы, которые являются приятными для клиента, доставляют ему удовольствие. За счет развития ресурсного состояния, а также определенных тонкостей терапевтической работы, клиент получает мощный направленный импульс для расширения в проблемной ситуации, находит выходы и варианты решения своих задач, совершает собственные открытия и делает инсайты.
Вернемся к клиентскому случаю. Позитивным интересным фокусом у Т. был процесс приготовления пищи.
1 проход:
- Представила, как я жарю лук, он мелко порублен, сковорода раскаленная, все шкварчит, кусочки приобретают однородный цвет, мне нравится, что лук всегда получается идеальным, вкусно пахнет и можно добавить к нему все, что угодно!
Здесь клиентка делает акценты на детали процесса: - лук порезан должным образом, нужная температура, однородность, все идет как надо, идеально, и тогда это ведет к желаемому результату - приятный запах, может получиться любое блюдо!
Т. сообщает о важности учитывать все тонкости и нюансы процесса, каждая деталь которого выполняется достаточно хорошо (у клиентки идеально), что обязательно приводит к нужному результату!!! Здесь о разборчивости Т., тонком щепетильном подходе к любому делу, как необходимому условию для его успешности. Важно, чтобы была ясность и определенность относительно того, чем и как заниматься, чтобы чувствовать результат - перекликается с запросом в части того, что «не понимаю, что делаю» на настоящей работе, ощущаю нереализованность.
2 проход:
- Теперь я готовлю кабачковые блины у бабушки, мне нравится эта монотонность процесса, нравится доводить до автоматизма простые вещи, и с каждым разом получается все лучше!
Описывая процесс, подчеркивает его размеренность, неторопливость, способность клиентки терпеливо и усердно добиваться лучших результатов в делах без излишней спешки. Здесь обращение к запросу в части «постоянно что-то не успеваю», «теряю время». Также и простота процесса (клиент снова на это указывает) противопоставляется той неизвестности и неопределенности, которая есть на настоящем месте работы.
На вопрос терапевта: - А как у бабушки? Отвечает: - Спокойно. (к части запроса о тревоге).
3 проход:
- Представилась работа в кейтеринге, выездная кухня, очень много заказов, я не готовлю, скорее организую, я знаю как делать, это как приятный стресс.
Примечательно, как с каждом проходом процесс усложняется: если сначала это жарка лука – скорее подготовительное мероприятие, очень важная составляющая любого блюда (как подчеркнула Т.), далее речь идет уже о самостоятельном ястве – кабачковых блинах, потом целый выездной ресторан со сложной системой организации и доставки. Но клиент подчеркивает, что эти трудности переживаются как приятные. Интересно, что она уже видит процесс как со стороны, не как участник, а уже как организатор. То есть от ощущения когда, от тебя как будто мало что зависит клиент переходит к состоянию хозяина ситуации, есть возможность направлять процесс, из пассивной позиции перемещается в активную.
4 проход:
- А теперь все действия сменяли друг друга как на видео: кабачки, беготня, выкладывание одинаковых закусок, доставка на машине.
В конце добавляет:
- Бежать не надо, спокойно!
Все три сюжета объединились в один, важно, что при этом - можно не торопиться!
5 проход:
- Я резала много капусты, спокойно и не ждала конца рабочей смены.
-О чем это ?
- Рубить капусту – это зарабатывать деньги.
Клиентка улыбается, отсыл к еще одной важной части запроса - финансовой составляющей.
На этом сессия была завершена.
Замер интенсивности переживаний показал – 5 баллов, а значит процесс переработки запущен.
На сессию у нас было отведено всего 30 минут, так сложились условия, но работаем с клиенткой не в первый раз.
P.s. После сессии прошло меньше недели, получаю от Т. обратную связь: очень неожиданно поступило предложение о новой интересной работе, сразу согласилась.
Волшебные техники, прекрасный, искрометный результат!
Буду рада помочь вам: консультации, терапевтические сессии, телесные практики.
8 906 624 93 84 (Wa, Tg) только писать.
Автор: Орешина Екатерина Николаевна
Психолог, Телесно-ориентированный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru