Найти в Дзене
Культура Урала

Башня на Плотинке. Маяк культуры Екатеринбурга.

В центре Екатеринбурга сохранилась небольшая башня, которую привычнее увидеть у железной дороги, чем на городской площади.

Водонапорная башня – такой неизменный символ Екатеринбурга, что невозможно представить пейзаж без неё. Её, наверное, миллион раз изображали художники, она считается официальным символом одного из районов Екатеринбурга. Даже на новую пятитысячную купюру эта башня попала. Но построили её не для красоты. Это часть промышленного пейзажа Екатеринбурга.

Сейчас в Водонапорной башне расположен музей.  Культурным объектом башня стала, когда в центре Екатеринбурга решили ликвидировать промзону.

-2

В 1723 году на реке Исети был запущен завод, который был назван Екатеринбургским и спустя полвека получил права города. Со временем Екатеринбург превратился в мегаполис, но в самом его центре оставались развалины старых промышленных предприятий, в том числе Механических мастерских для ремонта паровозов и прочей техники. Здания были ветхими, большинство из них решено было снести, а оставшуюся территорию превратить в прогулочный парк. Некоторые здания, в том числе башню, решили оставить и включить в территорию Исторического сквера. В день 250-летия Свердловска (1973 год) сквер был торжественно открыт.

Сотрудники Музея истории Екатеринбурга восстановили историю башни. Башня была построена не ранее 1891 года как часть промышленного комплекса Железнодорожных мастерских.

В советское время башню уже не использовали по назначению. В годы Великой Отечественной войны на первом этаже башни разместилась заводская фотолаборатория московского танкостроительного завода № 37. Потом башню долго использовали как жилье. В ней располагались три квартиры. Жильцов расселили только в 1966 году.

Архитекторы включили башню в проект комплекса зданий исторического сквера. В 1973 году на первом этаже Башни был открыт сувенирный магазин. Башня, которая была промышленным объектом, квартирой, стала служить культуре. И очень неплохо справлялась со своим заданием.

-3

После небольшого перерыва, когда на несколько лет сувенирный магазин был закрыт, башня включилась в культурную повестку с новой энергией. В 1995 году она стала отделом Музея истории Екатеринбурга. По заказу директора музея Галины Лобановой знаменитый екатеринбургский кузнец Александр Лысяков создал на первом этаже экспозицию уральского металла «Метальная лавка».

Благодаря первому хранителю Башни, художнику Виктору Махотину, человеку талантливому и харизматичному, в 90-е годы «Метальная лавка» стала центром художественной жизни Екатеринбурга. После смерти Виктора Махотина в 2002 году хранителем коллекции стал фотограф и художник Иван Рыжков, трагически погибший в ноябре 2013 года.

В 2017 году сотрудники музея решили, что башне пора меняться и пора снова сделать ее точкой городского притяжения. Новую концепцию придумали заместитель директора по выставочной работе музея Нинель Бритвина и художница Наталья Хохонова. В пространстве водосборного бака башни расположился самый маленький и уютный музей Екатеринбурга.

Новой хранительницей башни стала художница, культуролог Екатерина Калужникова. Она много раз рисовала башню. Строение попало на телеграм-стикеры и открытки. На первом этаже обновленной башни разместилась кофейня и сувенирная лавка. Собранные сотрудниками музея истории про башню как будто вдохнули в неё новую жизнь. Горожане стали с удовольствием их пересказывать и с гордостью водить гостей в любимую и теперь уже круглый год доступную башню (впервые здесь провели отопление).

За несколько лет, которые прошли после реконструкции башни, у нее сменилось несколько хранителей. Здесь постоянно воплощаются какие-то новые инициативы: концерты, квартирники, коллаборации с художниками, фестивали. Происходит много милой локальной суеты, которая наполняет город теплом и смыслом. Старая башня, которая когда-то подавала воду в Механические мастерские, теперь подает культуру.

Познакомьтесь с другими материалами канала Культура Урала и не забудьте подписаться.

Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов и оформления допускается только с письменного разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.