Найти тему
Everland

«Работа в музее — это моё»

Оглавление

Светлана потеряла слух, когда ей был всего год. Это случилось после тяжелой болезни, причину которой так и не смогли установить. Инвалидность не помешала Свете получить образование и найти свое призвание. Сегодня она работает в музейной педагогике и помогает глухим и слабослышащим людям открывать для себя мир искусства и культуры. Неслышащий экскурсовод рассказала нам, как шла к своей мечте, и что ей в этом помогло.

Светлана, как вы, имея проблемы со слухом, получили образование? Вы с детства общаетесь на жестовом языке?

Когда я потеряла слух, мои родители не отчаялись и решили самостоятельно заниматься моим образованием — до 17 лет я жила в Керчи, специализированных детских садов и школ не было. Мама сама изучила разные методики обучения неслышащих детей. Она остановилась на методике Леонгард, которая готовит глухих детей к учебе в обычной школе. Я занималась по этой программе. Также я много путешествовала с родителями, постоянно общалась с ними и дважды в год посещала сурдопедагога в Москве. Благодаря усилиям мамы и папы я научилась общаться со слышащими и читать. Особенно полюбила книги и журналы. Одно из теплых воспоминаний — лето у бабушки, когда я читала в тени виноградной беседки. Также коммуникацию с окружающими упрощал слуховой аппарат.

В первый класс я пошла в общеобразовательную школу, где когда-то училась и моя мама, и другие родственники. Школа была обычная, поэтому учиться пришлось наравне со слышащими. Я не слышала, о чем говорят учителя, даже с аппаратом, а читать по губам — это утомительно и напрягает. На уроках мне было скучно, вместо них я бы предпочла почитать Жюля Верна или истории Дюма о мушкетерах. Со своими слышащими одноклассниками я поддерживала ровные и нормальные отношения, мы привыкли друг к другу.

Отдушиной для меня было посещение художественной школы. В 15 лет я окончила 9 класс и поступила в профессиональное техническое училище на специальность «художник-оформитель». А через два года отправилась в Государственный специализированный институт искусств в Москве, чтобы стать профессиональным художником.

В институте я впервые оказалась в обществе глухих студентов, художников и актеров и быстро научилась понимать лекции с переводом на жестовый язык. Через полгода уже хорошо понимала переводчиков. Они использовали калькирующую жестовую речь, где каждое слово переводится жестом. Понимание разговорного русского жестового языка со своей лингвистикой пришло ко мне позже. Такой язык используется в непринужденном неофициальном общении глухих.

-2

После окончания института искусств вы сразу начали работать? Вам легко было общаться со слышащими коллегами?

Когда я окончила вуз, у меня родилась дочь. Со временем она подросла, и я начала зарабатывать на жизнь, рисуя иллюстрации по заказу. Позже в нашей семье появилась еще одна дочка. У меня были связаны руки. Я понимала, что с дипломом художника будет сложно найти постоянную работу. Но в 2016 году в музейной сфере стали появляться инклюзивные проекты. Тогда возникла потребность в творческих людях, которые знают жестовый язык и могут создавать и проводить программы в музеях. Я решила попробовать себя в музейной педагогике. Мастер-классы проходили в Музее русского импрессионизма и в Музее современного искусства «Гараж».

Я поняла, что работа в музее — именно мое. Я всегда любила историю искусства, поэтому, когда узнала о наборе в «Гараж» на курс подготовки глухих экскурсоводов, сразу же решила принять участие. Самым ценным в этом курсе для меня было общение с прекрасными музейными специалистами. Я стала сотрудничать с Пушкинским музеем, а затем и с другими музеями Москвы.

Однако судьба приготовила для меня еще один сюрприз. Меня пригласили работать в коррекционную школу-интернат. В течение пяти лет преподавала историю глухим детям. Параллельно продолжала вести экскурсии в музеях. А затем в моей жизни произошел еще один важный поворот — меня пригласили работать в Третьяковскую галерею, в отдел обеспечения доступности и инклюзии методистом по музейно-образовательной деятельности. Наконец-то моя мечта исполнилась.

Мне легко общаться с людьми один на один. Когда я участвую в групповых встречах со слышащими коллегами, то пользуюсь функцией расшифровки на своем телефоне. Это не идеально, но позволяет получить общее представление о происходящем. На важные встречи с руководством я приглашаю переводчика жестового языка.

-3

Помните свою первую экскурсию? Вам было страшно?

Свою первую экскурсию на жестовом языке я провела по прекрасной коллекции французских импрессионистов в Пушкинском музее. Еще в детстве, когда посещала Эрмитаж и Пушкинский музей, мне особенно полюбились картины Моне, Дега, Ренуара, Сислея и Писсарро. Тогда подумать не могла, что я буду рассказывать о них в видеогиде, например, о знаменитых «Голубых танцовщицах» Эдгара Дега.

Было очень волнительно, но первая экскурсия прошла на одном дыхании. На нее пришло больше 20 неслышащих человек. У меня остались фотографии с той самой экскурсии, и я думаю, что никогда ее не забуду. Со временем я перестала считать количество проведенных экскурсий. Их было много в разных музеях Москвы. Мне нравится контакт с внимательными зрителями, когда сами подмечают детали картин и задают интересные вопросы. Больше всего я не люблю, когда некоторые люди на экскурсиях высказывают радикальные политические или националистические взгляды.

Вы единственный неслышащий гид, который ведет экскурсии на жестовом языке в музеях Москвы?

Нет. Я руковожу объединением «Жест в музее», куда входят семь глухих экскурсоводов. Мы сотрудничаем с разными музеями Москвы.Мы активно участвуем в новых выставочных проектах. У нас есть популярный Telegram-канал, где можно узнать о предстоящих экскурсиях на жестовом языке. Мы публикуем анонсы для наших гидов и рассказываем обо всех экскурсиях, лекциях и мастер-классах на русском жестовом языке, которые проходят в Москве.

Я считаю, что глухие и слабослышащие люди должны иметь возможность выбирать между платными и бесплатными экскурсиями, глухими гидами и кураторскими лекциями и экскурсиями с переводом на жестовый язык. Благодаря такому разнообразию культурной программы каждый неслышащий посетитель музея сможет найти себе занятие по душе.

-4

Ваша семья тоже творческая, как и вы сами?

Со своим будущим мужем я познакомилась, когда училась в институте. Его зовут Алексей, он тоже художник. Спустя полгода после нашего знакомства выяснилось, что моя тетя из Керчи часто ходила в гости к подруге в Москве, а ее квартира оказалась соседней с квартирой Алексея. Это совпадение подтверждает, что мир тесен. Студенческую свадьбу мы сыграли на третьем курсе. У нас двое детей. Старшая учится в МГТУ им. Баумана на IT-специальности на последнем курсе. Младшая дочь пока еще школьница.

Вся наша семья очень любит путешествовать. В последнее время мы ездим по России. Обычно я сама планирую поездки. Но в последний раз у меня не было времени на подготовку, и я попросила старшую дочь помочь с организацией в Алтай. Она прекрасно справилась! Позвонила, обо всем договорилась. В результате мы отправились в экстремальное путешествие на УАЗе к леднику Актру, затем совершили пеший поход к Голубому озеру и шестичасовую паромную переправу по Телецкому озеру.

-5

На каких трех аксиомах вы строите свою жизнь? О чем вы мечтаете?

В жизни я придерживаюсь таких принципов. Для меня важно постоянно развиваться, читать и сохранять интерес к новому. Не стоит отказываться от предложений, которые подкидывает жизнь. Нужно быть готовым к изменениям, но при этом не предавать себя. Нужно делать то, что любишь, и в нашем быстро меняющемся мире искать для этого новые способы и возможности.

А так я мечтаю посетить крупнейшие музеи и памятники архитектуры мира. Я еще не видела Британский музей, Метрополитен в Нью-Йорке, Прадо в Мадриде. Хорошо, что я успела насладиться сокровищами музеев Рима, Ватикана, Неаполя и Флоренции. Это было незабываемо! Еще одна моя мечта — больше времени посвящать рисованию. Я бы хотела создать серию графических работ.

***

Материал опубликован при поддержке Фонда президентских грантов.

Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях. Мы отвечаем на каждый из них.

Больше о нас и том, что мы делаем, вы найдете на сайте Everland и в нашей группе ВКонтакте. Здесь же собраны полезные советы о трудоустройстве людей с инвалидностью, рекомендации о том, как выбрать профессию, и истории людей, которые уже начали работать, зарабатывать и изменили свою жизнь в лучшую сторону.

Если у вас есть вопросы, связанные с потерей работы, оформлением документов, трудовым правом, социальными льготами, или у вас возникли психологические проблемы — заполните заявку на консультацию с юристом или психологом. Наши специалисты постараются вам помочь!