Найти тему

Некрополь «Литераторские мостки» - место, где музыка застыла в камне

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Есть такое выражение «Архитектура — это музыка, застывшая в камне». Конечно, с этим нельзя не согласиться, особенно когда речь идет о Санкт-Петербурге, но мне кажется, что в полной мере это выражение можно отнести и к скульптуре. Памятники выдающимся музыкантам всегда несут в себе энергетику их творчества и особенно сильно это ощущается в местах их вечного покоя.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию очередной обзор захоронений выдающихся музыкантов в музее- некрополе «Литераторские мостки.

Тищенко Борис Иванович (1939–2010)

Выдающийся советский и российский композитор. Народный артист РСФСР.

Родился 23 марта 1939 года в Ленинграде.
В 1957 году окончил Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а затем учился в ЛГК и аспирантуре.

Был одним из любимых учеников Д. Д. Шостаковича, которому в дальнейшем посвятил свои Симфонии № 3 и 5.

С 1965 года преподаватель, с 1980 года доцент, а с 1986 профессор Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) консерватории.

Борис Иванович Тищенко – автор восьми симфоний, девяти концертов для разных инструментальных составов, а также множества других музыкальных произведений.
Автор музыки к девяти кинофильмам и нескольким театральным постановкам.

Много и охотно концертировал, как пианист.
Скончался 9 декабря 2010 года после длительной тяжёлой болезни.

Незадолго до смерти Борис Иванович Тищенко собственноручно нарисовал эскиз символического знака, состоящего из метронома со скрипичным ключом и ноты си-бемоль, который завещал установить на своей могиле.

Воля покойного была исполнена, и скульптор Д. Д. Каминкер включил этот элемент в мемориальную композицию, установленную на месте захоронения Народного артиста России в Некрополе «Литераторские мостки».

-2
-3
-4

Успенский Владислав Александрович (1937–2004)

-5

Известный советский и российский композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Народный артист РСФСР

Родился 7 сентября 1937 года в Омске. Его «крестным отцом» в музыке, стал знаменитый советский композитор Д. Б. Кабалевский, который как известно не только сам был прекрасным мелодистом, но и много времени посвящал поиску молодых дарований по всему Советскому Союзу. В 1955 году по его рекомендации Успенский поступает в Музыкальное училище при Московской консерватории, затем становится студентом и аспирантом Ленинградской консерватории. В аспирантуре ЛГК его наставником был Д. Д. Шостакович.

Владислав Александрович Успенский был автором множества музыкальных произведений в том числе получивших широкую известность опер «Война с саламандрами» и «Интервенция», балетов «Летят журавли», «Спасение», «Ты и море» и множества других.
Автор музыки к двум десяткам фильмов, в числе которых «Миссия в Кабуле», «Крах инженера Гарина», «Солёный пёс» и другие.
Автор множества песен, которые исполняли Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Ирина Понаровская, Ирина Мирошниченко.

В 1999 году В. А. Успенский написал и поставил в Финляндии большой драматический мюзикл «Анна Каренина», который и сегодня идет с большим успехом.

С1965 года преподаватель Ленинградской консерватории, с 1969 доцент, с 1982 профессор.
Скончался замечательный композитор 4 июня 2004 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.

Архитектурное надгробие с портретом на керамике работы В. В. Бухаева решено, как мне кажется нетрадиционно и достаточно интересно.

-6
-7
-8

Федотов Виктор Андреевич (1933–2001)

-9

Выдающийся советский и российский дирижёр. Дирижер и главный дирижёр Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский). Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, народный артист РСФСР.

Родился в деревне Ново-Александровка в Татарстане. Благодаря природной музыкальной одаренности в детстве самостоятельно освоил игру на баяне, балалайке и гитаре.
В 1945 году в возрасте 12 лет приехал в Ленинград, надеясь получить музыкальное образование.
В силу сложившихся обстоятельств стал воспитанником духового оркестра Военно-воздушной академии.

В 1951 году поступил на оркестровый факультет Ленинградской консерватории, а после его окончания в 1956 году продолжил обучение на факультете оперно-симфонического дирижирования.
В 1963 г. Виктор Федотов дебютировал с оперой "Кармен" в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский), с которым в дальнейшем была связана вся его творческая жизнь.
В качестве приглашённого дирижёра выступал в самых знаменитых оперных театрах по всему миру.
С 1972 г. В. Федотов преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского -Корсакова. Многие его ученики сегодня руководят симфоническими оркестрами и оперными театрами в разных странах.

Виктор Андреевич Федотов скончался 3 декабря 2001 года. Похоронен на «Литераторских мостках».

Памятник на могиле работы скульптора Н. Н. Анциферова и архитектора В. А. Энгельке установлен в 2004 году.

Монумент представляет собой стелу из уральского змеевика с горельефным бронзовым портретом маэстро.

-10
-11

Штоколов Борис Тимофеевич (1930–2005)

-12

Замечательный советский оперный певец, народный артист СССР.

Во время Великой Отечественной войны был курсантом знаменитой Соловецкой школы юнг Северного флота.
После окончания войны поступил в Свердловскую спецшколу ВВС, где наряду с учебой активно выступал в художественной самодеятельности. На одном из концертов его услышал маршал Жуков, который в то время был командующим Уральским военным округом.
Георгий Константинович, тут же распорядился отчислить курсанта Штоколова и направить его на учебу на вокальный факультет Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского, сказав что «лейтенантов в нашей армии тысячи, а такой голос один на миллион».

Ещё в годы учебы Борис Тимофеевич стал одним из ведущих солистов Свердловского театра оперы и балета им. А. В. Луначарского, а в 1959 году получил приглашение в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), с которым была связана вся его дальнейшая творческая жизнь.

Скончался великий певец земли русской в 2005 году и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

-13

История его надгробного памятника по-настоящему удивительна.
Однажды Штоколов заглянул в мастерскую своего близкого друга Михаила Константиновича Аникушина и увидел, как тот сосредоточенно работает над надгробным памятником одному весьма выдающемуся и достойному человеку.

Неожиданно Борис Тимофеевич обратился к другу:

«А мне можешь памятник сделать?».

Аникушин согласился и вместе со своей женой, скульптором Марией Тимофеевной Литовченко приступил к работе.

Однако работа осталась незавершённой. Сначала в 1997 году умер Аникушин, а несколько лет спустя и его супруга.
После смерти Бориса Тимофеевича Штоколова его вдова Нина Сергеевна попросила завершить начатую Аникушиным работу его ученика Николая Анциферова.

Памятник представляет собой легко узнаваемую фигуру певца в полный рост, опирающегося на рояль.

-14

На боковой поверхности инструмента высечены слова его любимого романса:

«Гори, гори, моя звезда …», без которого не обходилось ни одно концертное выступление Бориса Тимофеевича.

-15

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет продолжена, и мы поговорим о замечательных художниках, скульпторах, архитекторах, нашедших последний приют в некрополе «Литераторские мостки», ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года