Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Есть такое выражение «Архитектура — это музыка, застывшая в камне». Конечно, с этим нельзя не согласиться, особенно когда речь идет о Санкт-Петербурге, но мне кажется, что в полной мере это выражение можно отнести и к скульптуре. Памятники выдающимся музыкантам всегда несут в себе энергетику их творчества и особенно сильно это ощущается в местах их вечного покоя.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию очередной обзор захоронений выдающихся музыкантов в музее- некрополе «Литераторские мостки.
Тищенко Борис Иванович (1939–2010)
Выдающийся советский и российский композитор. Народный артист РСФСР.
Родился 23 марта 1939 года в Ленинграде.
В 1957 году окончил Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а затем учился в ЛГК и аспирантуре.
Был одним из любимых учеников Д. Д. Шостаковича, которому в дальнейшем посвятил свои Симфонии № 3 и 5.
С 1965 года преподаватель, с 1980 года доцент, а с 1986 профессор Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) консерватории.
Борис Иванович Тищенко – автор восьми симфоний, девяти концертов для разных инструментальных составов, а также множества других музыкальных произведений.
Автор музыки к девяти кинофильмам и нескольким театральным постановкам.
Много и охотно концертировал, как пианист.
Скончался 9 декабря 2010 года после длительной тяжёлой болезни.
Незадолго до смерти Борис Иванович Тищенко собственноручно нарисовал эскиз символического знака, состоящего из метронома со скрипичным ключом и ноты си-бемоль, который завещал установить на своей могиле.
Воля покойного была исполнена, и скульптор Д. Д. Каминкер включил этот элемент в мемориальную композицию, установленную на месте захоронения Народного артиста России в Некрополе «Литераторские мостки».
Успенский Владислав Александрович (1937–2004)
Известный советский и российский композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Народный артист РСФСР
Родился 7 сентября 1937 года в Омске. Его «крестным отцом» в музыке, стал знаменитый советский композитор Д. Б. Кабалевский, который как известно не только сам был прекрасным мелодистом, но и много времени посвящал поиску молодых дарований по всему Советскому Союзу. В 1955 году по его рекомендации Успенский поступает в Музыкальное училище при Московской консерватории, затем становится студентом и аспирантом Ленинградской консерватории. В аспирантуре ЛГК его наставником был Д. Д. Шостакович.
Владислав Александрович Успенский был автором множества музыкальных произведений в том числе получивших широкую известность опер «Война с саламандрами» и «Интервенция», балетов «Летят журавли», «Спасение», «Ты и море» и множества других.
Автор музыки к двум десяткам фильмов, в числе которых «Миссия в Кабуле», «Крах инженера Гарина», «Солёный пёс» и другие.
Автор множества песен, которые исполняли Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Ирина Понаровская, Ирина Мирошниченко.
В 1999 году В. А. Успенский написал и поставил в Финляндии большой драматический мюзикл «Анна Каренина», который и сегодня идет с большим успехом.
С1965 года преподаватель Ленинградской консерватории, с 1969 доцент, с 1982 профессор.
Скончался замечательный композитор 4 июня 2004 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.
Архитектурное надгробие с портретом на керамике работы В. В. Бухаева решено, как мне кажется нетрадиционно и достаточно интересно.
Федотов Виктор Андреевич (1933–2001)
Выдающийся советский и российский дирижёр. Дирижер и главный дирижёр Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский). Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, народный артист РСФСР.
Родился в деревне Ново-Александровка в Татарстане. Благодаря природной музыкальной одаренности в детстве самостоятельно освоил игру на баяне, балалайке и гитаре.
В 1945 году в возрасте 12 лет приехал в Ленинград, надеясь получить музыкальное образование.
В силу сложившихся обстоятельств стал воспитанником духового оркестра Военно-воздушной академии.
В 1951 году поступил на оркестровый факультет Ленинградской консерватории, а после его окончания в 1956 году продолжил обучение на факультете оперно-симфонического дирижирования.
В 1963 г. Виктор Федотов дебютировал с оперой "Кармен" в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский), с которым в дальнейшем была связана вся его творческая жизнь.
В качестве приглашённого дирижёра выступал в самых знаменитых оперных театрах по всему миру.
С 1972 г. В. Федотов преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского -Корсакова. Многие его ученики сегодня руководят симфоническими оркестрами и оперными театрами в разных странах.
Виктор Андреевич Федотов скончался 3 декабря 2001 года. Похоронен на «Литераторских мостках».
Памятник на могиле работы скульптора Н. Н. Анциферова и архитектора В. А. Энгельке установлен в 2004 году.
Монумент представляет собой стелу из уральского змеевика с горельефным бронзовым портретом маэстро.
Штоколов Борис Тимофеевич (1930–2005)
Замечательный советский оперный певец, народный артист СССР.
Во время Великой Отечественной войны был курсантом знаменитой Соловецкой школы юнг Северного флота.
После окончания войны поступил в Свердловскую спецшколу ВВС, где наряду с учебой активно выступал в художественной самодеятельности. На одном из концертов его услышал маршал Жуков, который в то время был командующим Уральским военным округом.
Георгий Константинович, тут же распорядился отчислить курсанта Штоколова и направить его на учебу на вокальный факультет Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского, сказав что «лейтенантов в нашей армии тысячи, а такой голос один на миллион».
Ещё в годы учебы Борис Тимофеевич стал одним из ведущих солистов Свердловского театра оперы и балета им. А. В. Луначарского, а в 1959 году получил приглашение в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), с которым была связана вся его дальнейшая творческая жизнь.
Скончался великий певец земли русской в 2005 году и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
История его надгробного памятника по-настоящему удивительна.
Однажды Штоколов заглянул в мастерскую своего близкого друга Михаила Константиновича Аникушина и увидел, как тот сосредоточенно работает над надгробным памятником одному весьма выдающемуся и достойному человеку.
Неожиданно Борис Тимофеевич обратился к другу:
«А мне можешь памятник сделать?».
Аникушин согласился и вместе со своей женой, скульптором Марией Тимофеевной Литовченко приступил к работе.
Однако работа осталась незавершённой. Сначала в 1997 году умер Аникушин, а несколько лет спустя и его супруга.
После смерти Бориса Тимофеевича Штоколова его вдова Нина Сергеевна попросила завершить начатую Аникушиным работу его ученика Николая Анциферова.
Памятник представляет собой легко узнаваемую фигуру певца в полный рост, опирающегося на рояль.
На боковой поверхности инструмента высечены слова его любимого романса:
«Гори, гори, моя звезда …», без которого не обходилось ни одно концертное выступление Бориса Тимофеевича.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет продолжена, и мы поговорим о замечательных художниках, скульпторах, архитекторах, нашедших последний приют в некрополе «Литераторские мостки», ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.