Недавно я перебирала фотографии из своего личного архива и наткнулась на папку с фотографиями студенческой жизни факультета станковой живописи. Просматривая фотографии я будто почувствовала запах холстов, красок, растворителей, почувствовала всю творческую атмосферу и я будто окунулась в прошлое и вспомнила о том, как вообще все у меня начиналось.
Я практически с пеленок очень любила рисовать!
Сейчас, глядя на своих детей, я понимаю, что через творчество почти каждый ребенок учится выражать себя еще до того, как начинает полноценно считать и читать.
Я рисовала наивные детские каракули, огромные смайлики с улыбками, рисовала забавных людей, большой домик, как в детском саду учили, в виде квадратика с треугольной крышей и заборчик рядом. Мне хотелось выразить рисунками всю свою жизнерадостность и восторженную любовь к маме и вообще к миру, но я не помню, чтобы в моем раннем детстве маму как-то особо радовали мои рисунки. К ним она до какой-то поры относилась довольно критично и прохладно, но зато она нахваливала чужие детские рисунки и разукрашенные раскраски. Что сложного в том, чтобы раскрасить рисунок, который уже нарисовал кто-то другой? Ведь не надо думать над композицией, над построением, позой, формой и деталями. Просто подобрать цвета и раскрасить. Всегда находилась рядом особенная молодец, которая в качестве хобби рисовала красочную картину по пошаговому мастер-классу, перерисовала картину какого-нибудь именитого художника или раскрасила раскраску и собрала овации восхищения окружающих, не тратя годы на обучение академическому искусству. Подобные сравнения меня обесценивали, расстраивали и злили, приучая быть особенно критичной к самой себе и окружающим и заставляли чувствовать себя "белой вороной" и "странной", в своем желании учиться профессии художника. Этот момент сравнения часто отравляет жизнь и взрослым художникам, ведь кто-то рисует реализм и академизм, а кто-то рядом абстракцию и эта разница в стилях, усилиях и потраченном времени больно бьет по не окрепшей самооценке. Тему сравнения в творчестве и жизни, пути преодоления трудностей, сомнений и поиск себя я напишу позже в отдельной статье.
В детстве, пока я не пошла в школу, я часто я жила у маминой сестры и моя двоюродная сестра, уже ходила в художественную школу. С сестрой было весело, она была старше лет на 8 и мы часто вместе рисовали, лепили, вырезали и делали поделки. Я часто генерировала творческие идеи, а сестра помогала мне с их воплощением. Помню даже рисовали бумажные куклы с бумажной одеждой и бумажный дом с объемной бумажной мебелью. Тогда маме впервые сказали о том, что меня надо бы отдать в художественную школу. Второй раз маме сказал об этом учитель ИЗО в первом классе. И тогда мама в серьез прислушалась и решила отвести меня в художественную школу №1 имени Серова. Набор детей на основное 4-летнее обучение начинался с 11-12 лет, а мне тогда было всего 7 лет и денег на подготовительные курсы у родителей не было, поэтому на какое-то время я перестала думать об обучении.
Мама в детстве тоже мечтала пойти учиться в художественную школу, но ей так и не разрешила мама, потому что у них не было денег на художественную школу. Кажется эту обиду моя мама очень долго хранила в своем сердце. Иногда мама рисовала женские профили ручкой, пока разговаривала по телефону, но никогда мне их не показывала, а, если увидела, что я их заметила, она прятала от меня свои рисунки. Мне хотелось научиться рисовать с чистого листа, не срисовывая, так же красиво как она и, конечно, чтобы она меня похвалила. В последний раз, когда я видела мамины зарисовки был, когда я уже поступила в художественную школу, тогда она демонстративно разорвала свой рисунок на мелкие клочья, заявив, что рисунок ужасен и в отличии от меня, у нее нет таланта и она не умеет рисовать, потому что не училась в художественной школе. Очевидно было, что для нее это была больная тема, но, когда она увидела, что я сама смогла поступить в художественную школу, которая сначала была почти бесплатная, она зауважала мой выбор и всячески меня поддерживала, давала возможность порисовать, позировала мне и всегда была щедра на покупку дорогих художественных материалов для творчества: на книги, бумагу, краску, кисти, карандаши и прочее.
Сейчас, после знакомства с психологией, мне многие моменты из своего прошлого стали понятны и прозрачны и так же я поняла свои мотивы поступков, почему мне так сильно хотелось реализоваться в том, что не получилось у моей мамы и почему для меня так важно было признание и похвала. Сейчас, после продолжительного декрета, я задаюсь разными вопросами о том, что для меня творчество, хочу ли я вообще рисовать, что рисовать, зачем, почему, для чего и нужно ли мне это. И где-то подсознательно я боюсь, что так же начну рвать свои рисунки, называя их ужасными и совсем перестану рисовать. Этот страх подстегивает меня работать над собой, заниматься саморазвитием и учиться коучингу и психологии. Но тогда, в 12 лет, когда я только поступила в художественную школу, мне отчаянно хотелось в будущем стать супер-мега-крутым художником, обязательно получить высшее художественное образование, обязательно вступить в союз художников, выставлять свои картины, нарисовать свой анимационный фильм, иллюстрировать детские книги и стать богатой, известной на весь мир, крутой и очень счастливой. Кто знает, может все так и будет. 😉
Продолжение следует...