У нее была одна большая любовь - горы. Теперь она превратилась в жуткий памятник своей любви, встречающий каждого кто поднимается на самую высокую вершину планеты.
❗ Дисклеймер. Поскольку платформа Дзен чувствительна к трагическому и шокирующему контенту, автору статьи, во избежание ее пессимизации, пришлось купировать отдельные слова, на которые может среагировать алгоритм Дзена, заменив в них буквы на символ *, а также опустить некоторые излишне натуралистичные подробности описываемого события. Прошу вас, мои уважаемые и любимые читатели, отнестись с пониманием. Версия без цензуры доступна в моем телеграм-канале, где публикуются редкие исторические фото и оригинальные авторские статьи на исторические темы. Прошу заходить и подписываться!
Бухгалтер с сердцем альпиниста
Фрэнсис Ярбро Дистефано-Арсентьев родилась 18 января 1958 года в Гонолулу, Гавайи, в семье Джона Ярбро и Марины Гарретт.
В 1980-х годах она работала бухгалтером в горнолыжном городе Теллурайд, штат Колорадо. Бухгалтерия - занятие, весьма далекое от риска, а сердце девушки просило чего-то более острого и захватывающего и она увлекается альпинизмом, благо окружающая местность этому располагала.
В 1991 году в жизни Френсис происходит судьбоносная встреча. Это был последний год существования Советского Союза, границы открылись и советские альпинисты массово рванули штурмовать заграничные "восьмитысячники" (горы высотой свыше 8 тысяч метров), и, конечно же, самой заветной целью среди них был самый высокий - Эверест. Вскоре, базовые лагеря Гималаев, где расположилась высочайшая вершина Земли, были полны сильнейшими спортсменами из бывшего Союза. В одном из подобных лагерей Френсис знакомится с прославленным российским альпинистом Сергеем Арсентьевым.
Новые знакомые быстро сближаются и Сергей сразу же предлагает американке покорять горы вместе. Совместно они совершают множество восхождений в Памире, Тянь-Шане, на Кавказе и в Гималаях. Довольно скоро паре становится понятно, что кроме гор в жизни каждого появилась еще одна любовь и в 1992 году они решают пожениться.
Смертельно опасная мечта
После свадьбы молодожены не прекращают любимое занятие, они продолжают активно заниматься альпинизмом и даже ставят несколько небольших рекордов: восходят на до сих пор непокореный безымянный пик на Памире высотой 5800 метров, а Френсис становится первой американкой спустившейся на лыжах с Эльбруса. В конечном счете, Френсис почувствовала в себе силы покорить самую высокую вершину мира - Эверест - и не просто так, а поставив рекорд.
Используя гору Денали на Аляске в качестве тренировочного полигона, они с Сергеем разработали план, согласно которому она должна была стать первой женщиной, покорившей Эверест без применения дополнительного кислорода. Это была весьма рискованная затея, если вспомнить, что на тот момент каждое шестое мужское восхождение без дополнительного кислорода заканчивалось см*ртью.
Однако Френсис не была похожа на большинство альпинистов, пытающихся покорить Эверест. С одной стороны она не обладала безумной одержимостью отдельных профессионалов поставить рекорд во что бы то не стало, подвергая свою жизнь неоправданному риску. С другой, она не хотела быть похожей на классических богатых туристов, обвешенных кислородными баллонами, которых гиды буквально затаскивают на Эверест по проторенным дорогам за солидное вознаграждение.
Тем не менее, даже незначительные изменения погоды на больших высотах - напомним, что Эверест имеет высоту 8849 м - могут обернуться катастрофой. Если же отказаться и от баллонов с кислородом, столь дефицитным на большой высоте, то подъем на крышу мира становится экстремально опасным.
Зловещий сон
11-летний сын Фрэнсис как будто чувствовал эту опасность с большей ясностью, чем его мать. В мае 1998 года он последний раз видел ее перед тем как она покинула дом и вылетела вместе с мужем к их цели. Как гласит история, буквально в следующую ночь Полу Дистефано - так звали мальчика - приснился кошмар о двух альпинистах, которые оказались в ловушке на горе во время шторма. На следующее утро, в телефонном разговоре он рассказал матери о своем сне, но она лишь отмахнулась. Френсис успокоила сына и настояла на том, чтобы отправиться в путешествие. "Я должна это сделать" - сказала она сыну.
Вхождение в зону смерти
Теперь давайте посмотрим, как развивалась трагическая часть нашей истории, соблюдая хронологию событий.
Отбросив все сомнения и мистические намеки, в начале мая 1998 года Арсентьтевы прибывают в базовый лагерь у подножия Эвереста. 17 мая они уже достигли Северного седла, а 19-го поднимаются на запредельные 8200 метров, где ставят палатку. Отсюда они планируют сделать финальный бросок к вершине. Сергей связывается с базовым лагерем по рации и сообщает, что они находятся в хорошем самочувствии и планируют начать восхождение 20 мая в 1:00 ночи.
Здесь стоит отметить, что области выше 8000 метров среди альпинистов принято называть "зоной смерти". Опытные восходители знают, что как только человек попадает в эту зону, из-за острого дефицита кислорода организм катастрофически быстро теряет силы и фактически медленно ум*рает. Человек теряет силы даже если лежит или спит, восстановления почти не происходит, поэтому так важно как можно быстрее покинуть убийственную высоту или использовать кислород из баллонов, которых у Френсис и Сергея не было по условиям их рекордного восхождения.
Выйдя на следующий день, пара набрала бодрый темп, но батарейки в фонариках не выдержали экстремальные –50 °C и свет погас. Подниматься в темноте было сродни самоубийству, поэтому они решают спуститься обратно в лагерь на высоте 8200, чтобы позже повторить попытку штурма. На обратном пути их видит российский коммерческий альпинист Анатолий Мошников, близкий друг Сергея, который в эти дни вел французского клиента на вершину.
По его словам Сергей шёл напористо и не выглядел уставшим в отличие от женщины: она сильно отставала и по словам Анатолия пришла в лагерь на 30 минут позже мужа, после чего залезла в палатку и больше оттуда не выходила. Очевидно, что отсутствие кислорода уже во время первой попытки сильно влияло на организм Фрэнсис.
Арсентьев рассказывает Мошникову про неудачную попытку, сорванную севшими фонариками и говорит, что завтра они с женой снова выйдут к вершине. Анатолий, видя, что состояние спутницы Сергея не самое лучшее предлагает идти завтра вместе с ним и французом, а также делится с Сергеем запасными батарейками. На том и согласились.
Но на следующий день из-за плохого самочувствия Френсис, Арсеньтевы одолели еще меньшее расстояние: она прошла всего метров 50 и пара была вынуждена вернуться обратно в лагерь на 8200 метров. Мошников и его клиент, тем временем, продолжили восхождение и успешно достигли вершины Эвереста.
21 мая они спустились на 8200, чтобы провести там ночь. Во время ночевки Анатолий пытается отговорить Арсеньтевых от восхождения и предлагает на следующий день вместе спускаться вниз. Но чрезвычайно упорные в своем решении Сергей и Френсис не желают отказаться от мечты, поэтому на следующий день, 22 мая, они решают идти не вниз, а вверх, ни смотря ни на что. К тому моменту, они уже 72 часа находились в "зоне смерти".
На спуске что-то пошло не так
22 мая они совершают последнюю попытку восхождения и каким-то чудом все-таки доходят до вершины. Фрэнсис становится первой женщиной, которая смогла подняться на Эверест без кислорода. Но радоваться было некогда их быстро нагоняла темнота и ожидала холодная ночёвка на высоте 8600 метров. Подъем был медленным и изнурительным, так что они не успели уложиться до захода солнца.
Как выяснится позже, в последний штурм пара шла практически "налегке": у них не было ни спальников, ни достаточного количества тёплой одежды, поэтому очевидно, что ночь для них была просто ужасной. После четвертой ночевки на высоте выше 8 тысяч метров, утром они начинают спуск, но то ли из-за плохой погоды, то ли из-за общего утомления они теряют друг друга.
Сергей в одиночестве добрался до лагеря 8200 на следующее утро и обнаружил, что Френсис еще не вернулась. Он решает отправится назад на ее поиски. На высоте 8450 метров Арсеньтев встречает группу узбекских альпинистов идущих наверх. Он спрашивает "где моя жена не спускалась ли она вниз?". Ребята ответили отрицательно. Ничего более не сказав Арсентьев начал спускаться к палаткам.
В тот же день — 23 мая — продолжая восхождение узбекская команда натыкается на изможденную женскую фигуру. Она стояла опираясь на камень, в полубессознательном состоянии, страдая от недостатка кислорода, гипотермии и обморожения. Это была Френсис. Рискуя остаться без спасительных баллонов в самый неподходящий момент, мужчины отдают свой кислород, надевают ей маску и открывают вентиль на полную. Но это лишь незначительно поддержало ее силы, было понятно, что еле живую американку нужно спускать.
Они несли ее вниз так далеко, как могли, прежде чем она слишком устала, чтобы продолжать. К этому времени состояние Френсис, вероятно, уже вышло за пределы возможностей лечения, доступных в базовом лагере. В условиях приближающейся ночи, не имея других приемлемых вариантов, руководитель группы Григорьев принимает решение снабдить Френсис дополнительными теплыми вещами, своим последним кислородным баллоном и продоложить спуск, оставив ее пристегнутой страховкой.
📌 В этом месте, у человека не знакомого с реалиями восхождений на экстремальных высотах, может возникнуть резонный вопрос, почему несколько физически сильных молодых мужчин не смогли спустить одну хрупкую девушку в базовый лагерь, где ей смогли бы оказать полноценную помощь. Вот как это объясняет известный российский альпинист Александр Абрамов, побывавший на "крыше мира" уже десять раз:
На этой высоте практически невозможно нести собственный вес, не говоря уже о недееспособном альпинисте. К своему удивлению во время спуска узбекская группа замечает человека, который двигается вверх. Что за безумец решил штурмовать Эверест ночью? Григорьев узнает в нем Арсентьева, который спустился до палаток, взял баллон с кислородом и на каких-то неведомых силах уже второй раз штурмовал Эверест, где осталась его жена.
Когда обессилившие альпинисты поравнялись с ним, Арсентьев спросил где Фрэнсис, Григорьев ответил: "Она еще жива" - и рассказал о месте где они оставили её. Это был последний раз, когда кто-либо видел Сергея, после этой встречи он бесследно исчез. Пошли пятые сутки нахождения Сергея и Фрэнсис в "зоне смерти".
Благополучно спустившись в лагерь на 8200, альпинисты из команды Григорьева пытались уговорить кого-то из шерпов (шерпы - представители горного народа Гималаев, из-за своей природной выносливости и способности хорошо переносить враждебные условия высокогорья, часто являются проводниками для спортсменов-альпинистов) пойти на помощь пострадавшим, обещая очень большие деньги. Но никто из присутвовавших шерпов не согласился на такой риск.
Ее оставили в горах навсегда
В тот же день, по трассе где узбекские спортсмены оставили п*гибающую Френсис, к вершине шли альпинисты из Южной Америки Ян Вудолл и Кэти О'Дауд. На своем пути они встречают, каким показалось, з*мерзшее тел*, одетое в фиолетовую куртку. Присмотревшись, они узнают в этой жуткой фигуре Фрэнсис Арсентьеву, которая не так давно приходила к ним в палатку на чай в базовом лагере у подножия Эвереста. По тропе в 50 метрах от неё на гребне были найдены ледоруб и веревка Сергея. Скорее всего, он все-таки добрался до жены в эту ночь и был рядом с ней, но ни самого Сергея, ни его тела нигде не было видно.
Альпинисты из ЮАР поили Фрэнсис чаем, провели массаж ног и убедились, что она не может спускаться самостоятельно. Вудолл предложил сделать ей укол адреналина и даже уже согрел ампулу, но быстро стало понятно, что это уже не поможет. Потом посовещавшись между собой, южноафриканцы не говоря ни слова развернулись и пошли вниз. Они отказались от своего восхождения. Кэти О'Дауд при этом всю дорогу плакала. Похоже эта встреча в горах многое перевернула в её жизни.
Ян и Кэти были последними кто видел Френсис в живых. Спустя 9 лет они вернутся на Эверест, чтобы исполнить обещание, данное себе тогда, в мае 98-го, и вернуть Френсис домой. Все это время ее т*ло лежало на высоте, как и т*ла многих других альпинистов не выдерживших битву с горой. Они остаются на вершине, служа жуткими ориентирами для восходящих живых коллег. Многие из этих "ориентиров" получают прозвища, навеянные своим внешним видом или историей гибели.
Т*ло Френсис альпинисты прозвали "спящей красавицей". Как уже было упомянуто, с такой высоты очень редко удается эвакуировать п*гибшего - это большие расходы и еще больший риск для жизней участников подобной вылазки. Вот и южноафриканской экспедиции не удалось спустить "спящую красавицу" вниз, ее лишь убрали подальше от глаз в более спокойное место и накрыли американским флагом.
Таинственное исчезновение её мужа Сергея Арсентьева было раскрыто в 1999 году, экспедицией Джейка Нортона. Он обнаружил т*ло Сергея чуть ниже на склоне горы. По-видимому он сорвался примерно с того же места где осталась его жена.
Фото отцензурировано, во избежание нарушения правил площадки Дзен. Исходный вариант, как и множество других уникальных исторических фото в нашем телеграм-канале:
Ставьте лайк если понравился пост, и нужно подписываться на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!
Читайте также: