- Всё, Галька, упустила ты последнего жениха! – мать, женщина грузная, вошла в дом, интенсивно обмахиваясь журналом. – Фу, жара-то какая… - Лидия Захаровна тяжело опустилась в кресло.
- Ой, мама, осторожнее, журнальчик-то ещё не читанный, - подскочила к ней Галя. – Принесли наконец-то! Что-то в этот раз задержалась доставка.
- От ты дурёха! Всё журнальчики какие-то выписываешь, заняться тебе больше нечем! – мать с силой швырнула журнал на тумбочку. – Ты забыла, что тебе тридцатый год идёт? Что, так и собираешься в девках оставаться? Вон, твоя старшая племянница скоро замуж выходит, а ты… - с досадой махнула рукой мать.
- Всему своё время, мама, - тихо ответила Галя, она вообще была девушкой тихой и скромной.
- Ты хоть слышала, что я тебе сказала? Всё! Последнего жениха у тебя из-под носа увели!
- Какого жениха, мама? Не было у меня никакого жениха.
- А Колька Митрюшкин чем тебе не жених был? Раз предлагал за него пойти, нужно было соглашаться, а ты упёрлась – и ни в какую!
- Мама, но ведь Коля выпивает. Зачем мне муж-алкоголик?
- Какой же он алкоголик, ты чего, Галька? Вот Федька Мартынов, Витька Крикунов – эти да, алкоголики. А Колька если и выпивает, то только по праздникам в основном.
- Не только по праздникам, мама. Он частенько после работы к Димке Илюхину наведывается, а выходит от него, шатаясь.
- Ой, да что ж мужик после работы расслабиться не имеет права? Где ж тебе в нашем посёлке, дочка, полного трезвенника найти? И отец твой стопочку-другую порой может без повода принять. А разве ж плохо мы жили и живём? Да нам все местные завидуют!
- Мама, я больше не хочу об этом говорить, - прикусила губу Галя, для которой разговоры о личной жизни были крайне болезненны.
- Чай не молодка ты, Галька, чтобы выбирать, - продолжила наседать Лидия Захаровна. – Хотя что теперь о Кольке говорить? Всё! Нинка-вдовушка его подхватила, свадьба у них скоро…
- Пусть они будут счастливы в браке, - от чистого сердца пожелала Галя.
- Тьфу ты…- всплеснула руками мать. – Ты-то когда своё счастье собираешься искать?
Галя оставила вопрос матери без ответа.
Галя работала библиотекарем в поселковом Доме Культуры, была она девушкой образованной, начитанной. Галя всегда мечтала стать учителем литературы и русского языка, но вступительные экзамены в ВУЗ ей пришлось сдавать с высокой температурой. Итог был предсказуемым – Галя не поступила, ей было до слёз обидно, что мечта её жизни рухнула. Девушке ничего не оставалось делать, как довольствоваться поступлением в техникум.
Галя сильно отличалась от большинства своих сверстниц-односельчанок, на танцы в клуб она ходила редко, предпочитая вечером заняться вязанием или почитать очередную книгу, взятую из библиотеки.
- Опять ты с этими дурацкими книжками сидишь! – возмущалась мать. – Твои одноклассницы уже почти замужем все, некоторые детишек нянчат. Иди хоть на улицу выйди, там на площади полно молодёжи по вечерам собирается.
- Не хочу, мама. Я лучше почитаю.
- Ох, Галька, и в кого же ты такая? – качала головой мать. – Сестра твоя старшая – совсем другая, у неё отбоя от женихов не было, ребята у нас под окнами так и стояли. Я-то думала, то же самое будет и когда ты подрастёшь.
- Да, мы с Наташей по характеру разные, хотя лицом очень похожи, - тихо ответила Галя.
- В том-то и дело, что девка ты красивая, только красота твоя зря пропадает. Галя, годы идут, красота твоя не будет вечной, - так говорила мать, когда Гале было 20 лет.
Местным парням Галя казалась слишком скучной. О чём с ней можно поговорить? О книгах? Собственно, ни один из местных парней у Гали тоже не вызывал симпатии.
Гале было 22 года, когда появился в их посёлке молодой учитель физики. Денис (Денис Игоревич, как уважительно называли его все жители посёлка) был приезжим, он частенько заглядывал в библиотеку, чтобы взять какую-нибудь книгу. Брал он в основном литературу техническую, Галя очень быстро выучила его предпочтения.
- Здравствуйте, Галина! – заходил он с улыбкой, от которой Галя теряла голову.
- Здравствуйте, Денис Игоревич! – вскакивала она с места. – Я знаю, что вам нужно! – буквально через минуту в руках учителя лежала очередная книга.
- Галина, да вы просто угадываете мои желания! – восклицал он, взглянув на обложку. Галя при этом густо краснела с ног до головы.
- Приходите ещё, Денис Игоревич, - опускала глаза Галя.
- Приду, Галина, обязательно приду! – обещал парень и удалялся.
Галя ждала каждого его появления с огромным нетерпением, постоянно думала о нём.
«Если бы я тогда поступила в институт и работала в школе учителем, я бы каждый день могла видеть Дениса Игоревича на работе, - сокрушалась Галя. – Хотя не обязательно, что я смогла бы получить распределение в родной посёлок. Отправили бы меня куда-нибудь в другой регион, тогда я вообще могла с Денисом Игоревичем не познакомиться… Ах, Денис Игоревич!» – мечтательно прикрывала глаза Галя.
- Мама, я в субботу в город поеду, - сказала девушка, придя с работы.
- Зачем, дочка?
- Хочу себе кофточку новую купить.
- Да вроде эта у тебя ещё не старая.
- Но она у меня всего одна.
- Почему же одна? А про сиреневую забыла?
- Мама, так у неё же заплатина на боку! Я её больше не надену на работу, в ней только по дому можно ходить.
- Ой, заплатины она испугалась, - ворчала мать. – И что, что заплатина? Перед кем тебе там в твоей библиотеке красоваться-то?
Галя молчала.
- Ай, жених у тебя появился? – оживилась Лидия Захаровна.
- Нет, мама, - ответила Галя, но ответила так неуверенно, что мать сразу поняла – кто-то тронул дочкино сердечко.
- Уж не Гришка ли Кострецов тебе люб? – полюбопытствовала мать.
- Гришка? Нет, что ты, мама! Он такой невоспитанный, сквернословит постоянно, - поморщилась Галя.
- И что? Крепкое словцо порой очень даже в деле помогает! Ладно… не хочешь говорить – не говори, молчунья ты наша. Узнаем, кто твой жених, когда свататься он к нам придёт!
Галя съездила с приятельницей в город, помимо кофточки, ещё и косметики накупила – помаду, тени, тушь!
- Ну, точно! Жених! – довольно потирала руки Лидия Захаровна.
Посетители библиотеки не узнавали Галю при макияже.
- Галя, ну ты красавица! – восклицали они.
- Галька, да тебе в кине сниматься можно! – сказала пожилая односельчанка, пришедшая в библиотеку с внуком-второклассником.
Гале приятно, конечно, было, но больше всего на свете ей хотелось услышать похвалу от Дениса Игоревича. Галя мечтала, что он обратит на неё внимание.
Денис пришёл в библиотеку на следующий день.
- Здравствуйте, Галина! Прекрасно выглядите, - не мог не отметить он.
- Здравствуйте, Денис Игоревич, - покраснела Галя, как обычно. – Спасибо…
- Галина, если вам будет удобнее, вы можете называть меня просто по имени, - предложил парень.
- Хорошо…
- Предложите мне что-нибудь интересненькое?
- Боюсь, Денис Игоревич… Денис… боюсь, что предложить мне вам больше нечего, я все книги пересмотрела – по вашей теме больше ничего нет.
- Жаль, очень жаль, - вздохнул молодой учитель, а Галя перепугалась, что он перестанет ходить в библиотеку. – Придётся переходить на классику, - улыбнулся Денис. – А что? Я бы с удовольствием Пушкина почитал.
- Пушкин имеется, - улыбнулась в ответ Галя. – Я сейчас принесу.
Галя отправилась за томиком Пушкина, при этом улыбка не сходила с её лица.
«Он разрешил называть его по имени!» - чуть не прыгала она от счастья. Галя очень надеялась, что это станет началом их сближения. Но, увы, девушка жестоко ошиблась. Денис никаких шагов к сближению не делал, а спустя три месяца и вовсе стало известно, что он женится на своей коллеге, учительнице географии.
«Она же старая для него, на целых три года его старше!» - рыдала Галя в подушку.
Женившись, Денис в библиотеку ходить не перестал, только теперь Галя не встречала его с таким воодушевлением.
- Галина, что-то случилось? – сразу заметил Денис. – Я вас чем-то обидел?
- Нет-нет, что вы, Денис? Чем же вы могли меня обидеть? – прятала слёзы девушка, отвернувшись к стеллажам с книгами. – А у меня для вас новость хорошая: скоро будет поступление новой литературы, я заказала книги, которые должны быть вам интересны.
- Огромное спасибо, Галина! – обрадовался Денис. – Вы настоящий друг!
«Друг…» - с горечью подумала Галя.
Отработав положенный срок, Денис вместе с женой и дочками-погодками вернулся в свой родной город. К жизни в посёлке он так и не смог до конца привыкнуть.
Галя испытывала двойственные чувства: с одной стороны, ей было страшно, что Денис уезжает, и она вряд ли когда-то ещё его увидит. С другой стороны, она испытывала облегчение, ведь встречи с ним в библиотеке причиняли ей мучительную боль.
В день отъезда Денис пришёл в библиотеку, вернул книгу и попрощался с Галей, от всей души пожелав ей удачи. Придя с работы домой, Галя влетела в свою комнату, упала на кровать и в голос зарыдала.
- Ой, что случилось-то, дочка? – испугалась мать. – С работы что ли уволили?
- Он уехал, мама… - сквозь всхлипывания произнесла Галя.
- Ничего не понимаю, - развела руками женщина. – Кто уехал-то?
- Денис Игоревич!
- И что? Отработал – и уехал. Мало ли у нас таких было, кто приезжает и уезжает… - Лидия Захаровна так и не понимала причину Галиных слёз. – Ой, дочка! – внезапно осенило её. – Ты по Денису Игоревичу что ли сохла? – прикрыла она рот рукой. – Он же семейный!
- Сердцу-то не прикажешь, мама… - была безутешна Галя. – А глянулся он мне сразу, как только появился у нас в посёлке, не был он тогда ещё женат.
- Вот те на… - качала головой мать. – А я даже и подумать не могла, всё жду, когда у тебя жених появится… Забыть тебе его надо, дочка. Что этот Денис Игоревич – единственный мужик на белом свете?
- Таких, как Денис Игоревич – больше нет, - сказала Галя и накрылась одеялом с головой.
Галя долго не могла забыть Дениса. С тех пор прошло много лет, 29 лет Гале исполнилось, а счастье в личной жизни она так и не обрела.
Поехала однажды Галя в областной центр, безо всякой цели, просто захотелось по городскому парку побродить, обстановку сменить. Погуляв немного по аллеям парка, девушка достала из сумки книгу и села в тени на скамеечку.
- Позвольте поинтересоваться, что вы читаете? – вскоре услышала она приятный мужской голос.
Галя подняла глаза. Перед ней стоял невысокий, щуплый мужчина лет тридцати пяти, в очках с толстыми стёклами.
- Чехов. Вишнёвый сад, - ответила Галя.
- Это прекрасный выбор! – похвалил незнакомец. – Позвольте представиться – меня Павел зовут.
- Галя…
- Вы не против, если я присяду рядом с вами, Галина? – спросил он.
- Садитесь, - ответила Галя, хотя ей комфортнее было бы побыть одной, точнее, вместе с героями произведения, которое она с упоением читала.
- Моя мама просто обожает Чехова, - сказал Павел, сев рядом. – Увы, себя я не могу назвать большим поклонником его творчества, но мне пришлось прочитать все его произведения. Все до единого, чтобы не расстраивать мою мамочку!
Галя немного прогулялась с Павлом по аллеям парка, а потом он проводил её на автобус, предложив встретиться в следующую субботу в то же время в том же месте. Галя, немного подумав, от встречи не отказалась.
- Галька, куда это ты опять намыливаешься? – спросила мать через неделю.
- В город, мама.
- Опять в город? Галя, дочка, неужели свершилось? Неужели жениха ты себе нашла?
- Никого я не нашла, мама, просто мне понравилось там гулять в парке, - ответила Галя, рассказывать матери о Павле ей не хотелось. Рассказывать особо было не о чем, нельзя сказать, что Павел произвёл на Галю сильное впечатление. Большую часть их прогулки он с упоением рассказывал Гале о своей мамочке.
Встретились Павел и Галя всего восемь раз. Лидия Захаровна в это время уже довольно потирала руки, понимая, что не просто так дочь каждый выходной день ездит в город.
В тот день Галя вернулась из города необычайно задумчивая.
- Что случилось, дочка? – ахнула мать. – Неужто с женихом поссорилась?
- Мама, Паша сказал, что в следующую субботу приедет к нам со своими родителями. Свататься будет.
- Ой, дочка! Наконец-то! – хлопала в ладоши мать. – А ты, Галька, чего стоишь, как в воду опущенная? Радость-то какая!
- Не знаю я, мама, сомневаюсь. Как-то всё очень быстро произошло, мы совсем недавно познакомились, не знаем толком друг друга.
- Ты что, девка! – накинулась на неё мать. – Не вздумай даже отказываться! Мужик-то городской. Небось, и квартирка и него в городе имеется?
- Да что мне эта квартира, мама?
- Кем он хоть работает, жених-то твой? – хитро щурилась мать.
- Не жених он мне никакой!
- Как же не жених, если через неделю свататься приедет?
- Инженером он на заводе работает.
- Инженером?! Вот это да! Ничего себе зятёк у меня какой будет! Инженер! Да тебе всем посёлком будут завидовать, когда ты замуж за него выйдешь и в город уедешь!
Вечером пришёл домой Галин отец.
- Семён! – кинулась встречать его у порога Лидия Захаровна. – Новость-то у нас какая! Скоро мы Гальку нашу замуж будем отдавать!
- Неужто правда? – не поверил отец.
- Правда! Истинная правда!
- Хороший хоть женишок-то?
- Ещё какой хороший! Инженер! Городской!
- Ну, Галька! Ну, молоток! – радовался отец. – Не подкачала!
- Не хочу я за него замуж, - вышла из своей комнаты Галя, слышавшая разговор родителей.
- Я тебе «не хочу»! – погрозил ей кулаком отец. – Чтобы даже не вздумала выпендриваться, а то так и останешься на всю жизнь вековухой.
Галя мучительно думала всю неделю. В конце концов она решила, что не будет отказываться от свадьбы с Павлом. Пусть чувств она к нему не испытывала, зато Павел был человеком воспитанным и образованным, с ним было, о чём поговорить.
«Стерпится – слюбится» - вспомнила Галя слова, которые когда-то давно слышала от своей, ныне покойной, бабушки.