Найти тему
Жизнь советского человека

Как в Москве появился необычный автомобиль, удивляющий прохожих. Почему не пошёл в серию?

В ноябре 1965 года по Москве начал ездить необычного вида автомобиль-такси, удивляя жителей и гостей столицы. Полукапотного типа, почти вагонной компоновки, он сильно отличался от традиционных в нашей стране «Волг» как по внешнему виду, так и по внутреннему устройству. И это неудивительно, ведь сотрудники ВНИИТЭ под руководством Юрия Ароновича Долматовского, кстати, брата популярного в советские времена поэта-песенника, специально создавали эту машину как таксомотор.

Перспективное такси / Юрий Долматовский
Перспективное такси / Юрий Долматовский

В начале своей деятельности конструктор на базе довоенных грузовиков ЗИС проектировал кузова автобусов, в годы Великой отечественной войны создавал санитарные машины. Участвовал в разработке свыше семи десятков автомобильных проектов, из которых 15 были доведены до серийного производства или опытных партий.

Одним из интересных проектов Юрия Долматовского было создание в СССР специального автомобиля-такси. Автором идеи выступал он сам. Вместе с собранной командой единомышленников создал проект транспортного средства. Новое авто полностью соответствовало техническим требованиям перспективного такси и содержало в себе немало новшеств.

По размерам машина была компактнее «Волги», а значит, занимала меньше места в гараже и на дороге. Это же качество сделало ее более маневренной – радиус поворота составлял всего 4-5 метров, что для городских условий было крайне важно. В салоне размещались до 4 пассажиров с вещами. Водитель от них отделялся перегородкой. Это была защита от отвлекающих разговоров, сквозняков и нападения злоумышленников.

Размещение людей в салоне было нестандартным. Три из них сидели на заднем диване, а один – в нише справа от водителя на откидном стульчике, причем, сидел он лицом назад. Вещи помещались внутрь салона. Для этого задний диван, при необходимости, мог сдвигаться вперед или назад. Посадка пассажиров в салон происходила через сдвижную дверь по правому борту, которая была на электроприводе и управлялась шофером.

-2

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Место водителя максимально выдвигалось вперед, так что оно оказалось перед передней осью. Сиденье сделали анатомическим, но нерегулируемым. А чтобы людям разного роста было удобнее управлять машиной, создали сдвижными педальный узел с главными цилиндрами гидроприводов органов управления. Нестандартные подходы сделали новую машину крайне необычной по виду.

31 декабря 1964 года опытный автомобиль был готов. Началась его проверка на дорогах страны. Сначала был дальний 3000-км пробег по европейской части СССР. Потом 10 дней в ноябре 1965 автомобиль проработал в 1-м таксомоторном парке Москвы. Водителей для работы с новым такси специально готовили и знакомили с особенностями его вождения. По результатам работы приняли решение о серийном производстве данного автомобиля на Ереванском автозаводе.

Однако завод выпуск сорвал. К тому же изобретатели никак не могли прийти к единому мнению - как безопаснее расположить сидения. В результате единственный экземпляр опытного такси сейчас хранится в столичном музее 19-го таксомоторного парка.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.