Поскольку лично я не поняла из них ровным счётом НИЧЕГО. При том, что другие посетители (а их было — для Таллинна — просто ОЧЕНЬ много), похоже, оказались и в курсе, и в теме, и главное — в восторге.
К тому же открылись эти выставки в один день, 12 сентября 2024 года. Словно специально. Чтоб, в том случае, если после первой у вас ещё остались какие-либо сомнения относительно собственной вменяемости, вторая стала бы для вас надёжным контрольным выстрелом.
Бутылка и этикетка — антагонисты или союзники?
Вначале в Проектной комнате арт-кампуса ARS Ассоциация внештатных графических дизайнеров Эстонии и Ассоциация эстонских художников по стеклу презентовали выставку стекла и графики под названием «Представлять себе (воображать)» (будет работать до 4 октября).
По словам организаторов, эта экспозиция — эксперимент, в котором специалисты по стеклу и графике ищут общий язык.
Дело в том, что у этих видов искусства много общего. Стекло и графика сочетаются друг с другом, как бутылка и этикетка. И то и другое опосредовано сложными технологиями — физические и химические элементы являются сотворцами художников. Огонь и вода, песок и солнце, свет и тень, плавление и травление, а также счастливые технические причуды, то есть вмешательство природы, способны направить первоначальные замыслы художника в совершенно новое русло.
Есть ли у человека свободная воля, или нами движет неизбежность? Об этом размышляли художники Софи Аршас, Бритта Бенно, Сирье Ээлма, Мария Эриксон, Ану Юурак, Эрки Каннус, Мерле Каннус, Кати Керстна, Кай Киудсоо-Вярв, Маарья Мяеметс, Пильви Оямаа, Кайри Оргусаар, Райт Пряэтс, Кертту Ранник, Лембе Рубен, Торстен Рётч, Марет Сарапу, Тийна Сарапу, Лийна Сииб, Эйли Сун, Андрес Тали, Хелен Таго, Кадри Тоом и Мирьям Варик.
Некоторые из наиболее смелых участников выставки пересекли границу между дисциплинами и отправились на неизведанную территорию. В итоге стекло в их работах становилось то звездой, то скромным оформителем произведения, то невидимым холстом под графическим изображением. Последние же в свою очередь легко меняли форму и содержание в зависимости от среды, в которой находились.
Всё это, по замыслу авторов, должно было помочь зрителю, ищущему в произведении СВОЮ форму или метафору.
Земно(-)водное — ни то, ни другое? Или и то, и другое?
А через час в галерее EКА (Эстонская академия художеств) состоялся вернисаж международной выставки «Амфибийное состояние (разума)» (будет открыта до 13 октября).
Суть экспозиции, как пояснили её кураторы, — исследование связи между произведениями искусства и созданными ими дискурсами. Идея заимствована из философского эссе Пера Нильссона «Стойка амфибий».
Данный проект, в частности, изучает такие художественные практики, в которых форма материального знания применяется к объекту (ремню для крепления, медной пластине, куску ткани, куску глины и др.) с целью изменения дискурса этого объекта и получения новых знаний. Техники, в которых работают художники, представленные на выставке, — гравюра, рисунок, текстиль, керамика и т. д. — основаны на чувстве прикосновения, способности считывать текстуру поверхности и активировать вещную силу материалов.
Участники экспозиции разделяют постгуманистический междисциплинарный подход, поскольку применяют логику одного средства к другому. Это также можно назвать интра-актуализацией (термин, который Карен Барад использует вместо взаимодействия). По словам Барада, взаимодействие происходит между предустановленными телами, которые затем участвуют в действии друг с другом, в то время как внутридействие усиливает запутанность.
Таким образом, «Амфибийное состояние (разума)» рассматривает виды взаимоотношений между телом создателя и телом арт-объекта, которые по своей сути переплетены через дискурс, который они создают посредством внутридействия.
Выставка является совместным проектом кафедры графического искусства Эстонской академии художеств и учебной зоны печати и рисунка Национальной академии искусств Осло. В ней приняли участие: Ида Монтгомери Эмблемсвог (Норвегия), Отели Фарстад (Норвегия), Бирк Андре Фредхьем (Норвегия), Дэн Грёнлунд (Швеция/Норвегия), Сара Мари Хёднебё (Норвегия), Оскар Йенсен (Норвегия), Мария Изабелла Лехтсаар (Эстония), Сигне Фуглестег Люксенгард (Норвегия), Вильма Лундхольм (Швеция/Норвегия), Раджат Мондаль (Индия/Норвегия), Трийн Мянд (Эстония), Мартен Прей (Эстония), Сандра Пуусепп (Эстония), Пауль Ранник (Эстония/Германия), Элиза Мари Скауг (Норвегия), Матильда Скоглунд (Швеция/Норвегия), Кристиан Трана (Норвегия), Нора Хультен Тёрнеруд (Швеция/Норвегия).
«Есть многое на свете, друг Горацио…»
При всей смутности и замысловатости идей, заложенных организаторами в основу экспозиций, мне всё же удалось найти среди представленных два близких мне экспоната. Вот они.
Должна признаться, что моё личное прочтение этих работ очень мало или даже практически совсем не совпало ни с их названиями, ни с теми толкованиями, которые были изложены в аннотациях выставок (и которые я пересказала выше). Но данные произведения я смогла хоть как-то интерпретировать. Остальные же так и остались для меня загадкой.
Только не подумайте, что я считаю это недостатком. Слабостью конкретно этих работ. Или, тем более, ущербностью всего балтийского и скандинавского искусства. Отнюдь. Просто «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
К сожалению, в последнее время всё чаще приходится сталкиваться с ситуациями, описанными другим известным изречением: «Странный факт, но человек, который не понимает того, о чём вы ему говорите, считает тупым не себя, а вас». И вот это, на мой взгляд, становится по-настоящему серьёзной проблемой.
Вероника Маанди
Фото автора
P. S. Куда безопаснее (и приятнее) бывать на таких мероприятиях, где у вас вряд ли возникают вопросы относительно увиденного. И где можно просто отдыхать и ни о чём не задумываться.