Приветствую всех на своем канале и хочу продолжить близкую мне серию публикаций про деятельность арбитражных управляющих.
Ранее мы с вами рассмотрели, кто такой арбитражный управляющий:
https://dzen.ru/a/ZsyOD0otYBWj8SKX
Также мы обсудили, что именно делает арбитражный управляющий на примере деятельности конкурсного управляющего:
https://dzen.ru/a/ZtSWJCT9sTvjiV3h
Сегодня же мне хочется поговорить на более практическую тему – о начале деятельности арбитражного управляющего. С чем он сталкивается, откуда берет процедуры, какова экономика этого мероприятия. Думаю, что данная тема также будет особенно интересна тем, кто хочет «по зову души» связать свою судьбу с профессией арбитражного управляющего. Но, сразу оговорюсь, данная категория граждан читает статью на свой страх и риск, претензии по поводу их морального здоровья не принимаются)
Для того чтобы вступить в СРО надо пройти квест. Не буду слишком подробно останавливаться на требованиях. Допустим, вы прошли обучение по единой программе подготовки арбитражных управляющих (очень давно это стоило порядка 60 000 руб.), успешно сдали в росреестре квалификационный экзамен, прошли двухлетнюю стажировку при каком-либо СРО в качестве помощника АУ, обладаете необходимым стажем управленческой работы…
Ура! Вы можете претендовать на высокое звание члена одного из СРО арбитражных управляющих.
Как выбрать СРО? Вопрос сугубо личный и индивидуальный и каждый его решает сам для себя, т.к. факторов много (финансовые, степень контроля за деятельностью, порядок распределения процедур среди членов СРО и т.д.).
В общем, вы совершили нелегкий и судьбоносный (на какое-то время точно) выбор и вступаете в СРО. Для этого вам необходимо заплатить взносы.
При вступлении в СРО будущий АУ в обязательном порядке уплачивает единовременный взнос в компенсационный фонд в размере 200 000 руб. Надо сказать, что взнос не возвращается и уплачивается при смене СРО заново (я не зря сказал, что выбор судьбоносный).
Как правило, внутренними документами СРО предусмотрена уплата вступительного взноса (предположим, что 15 000 руб.). Помимо этого с момента получения высокого статуса АУ вы обязаны уплачивать регулярные членские взносы. Размер и порядок уплаты определяет СРО, как правило, они напрямую связаны с количеством процедур: у кого больше процедур – тот больше и платит, у кого нет процедур – тот платит минимальный размер взносов.
Также при вступлении в СРО вы обязаны заключить договор обязательного страхования ответственности на страховую сумму 10 000 000 руб. Страховая премия составит примерно 120 000 руб.
Кроме этого, вам обязательно понадобится ЭЦП, цена может варьироваться, но пусть будет 5 000 руб.
Остальные затраты уже достаточно факультативны, хотя, как правило, нужен офис, компьютер/ноутбук, МФУ, интернет, канцелярия и т.д. Но здесь каждый решает сам для себя. Кто-то работает из дома, кто-то может готовить документы на печатной машинке…
Таким образом, на момент вступления в СРО вы уже понесли затраты, как минимум в размере 400 000 руб., не заработав ни рубля. Кстати, АУ обязаны оплачивать страховые взносы на пенсионное страхование. Это еще примерно 40 000 руб. за год.
На это начинающий АУ, пришедший в профессию «по зову душу» возразит, что это же только начальные разовые затраты, которые легко отобьются. Вознаграждение АУ с одной только процедуры составляет аж целых 30 000 руб. в месяц и вообще не напрягаясь можно вести 5-10 процедур… Если вдруг рядом окажется какой-нибудь злой конкурсный управляющий, наверняка, он будет широко и по-доброму улыбаться…
И вообще, когда же можно будет че-нибудь банкротить, управлять заводами, возвращать в конкурсную массу теплоходы и привлекать олигархов к субсидиарке? СРО ведь даст процедуры, оно ведь должно обеспечивать работой…
Как один из злых конкурсных управляющих, скажу честно: про заводы – скорее всего никогда (в лучшем случае не скоро), а СРО вам ничего не должно и даст в лучшем случае счет или квитанцию для оплаты взносов… Почему?
А все очень просто: если у вас есть вопрос о том, когда вы будете банкротить заводы, то вам это вряд ли грозит. Тех, кто будет их банкротить, эта проблема не мучает: они точно знают, что и когда будут банкротить. Вступают в СРО такие управляющие далеко не с улицы и уже с имеющейся работой и заказчиками.
Относительно СРО… СРО для АУ – не работодатель и ничего ему не должно. Максимум СРО распределяет среди своих членов процедуры, в которых заявлено собственно СРО,а не конкретная кандидатура АУ (как правило, это процедуры от налоговой, физ. лица и прочий неликвид). Процедуры по заявлению налогового органа сейчас вводятся не очень часто. Если говорить о банкротстве физических лиц, то затраты на проведение процедуры как раз стремятся к тем самым 25 000 руб. единовременно, которые и составляют вознаграждение финансового управляющего. И такие расходы покрываются крайне редко. Кстати, кого-то все еще удивляет, почему финансовые управляющие не хотят банкротить физиков за целых 25 000 руб. примерно за год работы? Ну не знаю-не знаю… Наверное, работать не хотят)
Соответственно, что остается делать начинающему АУ? Правильно, искать процедуры самому. И тут как повезет. Если говорить о банкротстве юридических лиц, то самый ключевой момент – наличие заказчиков, которые будут заявлять вашу кандидатуру.
А относительно количества процедур… Вести можно и 20, и 30 процедур. При наличии соответствующих ресурсов и должной организации работы. Но здесь есть два тонких момента: во-первых, надо получить эти процедуры, а, во-вторых, наличие процедур не гарантирует наличие денег. АУ при банкротстве юридических лиц получает вознаграждение из конкурсной массы, соответственно, если денег в конкурсной массе не случилось, то АУ не получает ничего. А вот расходы АУ несет сам и независимо ни от чего. Те же самые публикации, почтовые расходы и прочее… Допустим, АУ назначили разом вести 10 процедур. Круто же? Конечно, круто! Но только на одни публикации АУ из своего кармана потратит минимум 120 000 руб. Которые может быть потом возместит. Или не возместит. Есть имущество в конкурсной массе, но нет денег на расчетном счете должника? Это никого не волнует, АУ обязан обеспечить сохранность этого имущества за свой счет, либо потом будет обязан компенсировать убытки, если с этим имуществом что-то случится.
Отсюда вытекает другой интересный момент. Для успешной и масштабной работы АУ должен обладать значительной финансовой подушкой на покрытие расходов. Публикации, почта, пошлины, нотариальные действия, расходы на торги, командировки, хранение/охрана имущества… Все эти расходы АУ несет самостоятельно и лишь потом (когда появятся деньги в конкурсной массе) вправе их возместить. Таким образом, получая назначение на какое-то крупное предприятие необходимо еще оценивать и свои финансовые возможности, т.к. нередко до года все расходы оплачивает исключительно АУ.
Когда я сам учился на арбитражного управляющего и уже достаточно долго работал в этой сфере, было достаточно смешно видеть удивление будущих коллег (как раз-таки пошедших в профессию «по зову души»), что можно иметь процедуры, но не иметь вознаграждения, да еще при этом вкладывать свои личные деньги))))
Соответственно, любой будущий арбитражный управляющий должен твердо понимать, откуда и как он будет брать процедуры и за счет чего их вести. Просто так из воздуха они не придут. От факта наличия статуса и красивой вывески на двери заказчики, к сожалению, тоже не побегут толпами. В противном случае эта авантюра чревата серьезными затратами, которые просто никогда не окупятся.
Если нет понимания, откуда брать работу, то потенциальным АУ гораздо целесообразнее не спешить с получением статуса, а пройти обучение по банкротству и влиться в команду какого-то крупного арбитражного управляющего. Это и бесценный реальный опыт, и, возможно, реальная работа. Оговорюсь, что я рассуждаю, в первую очередь, о банкротстве юридических лиц. Банкротство физлиц – совсем другая история…))
Также надо учитывать, что ситуация может поменяться. В проекте реформы Закона о банкротстве, который не был принят в связи со сменой приоритетов в 2022 году, предполагался полностью случайный выбор кандидатуры АУ на основе рейтингов. Со следующего года ФНС в своих процедурах планирует перейти на такой механизм. Возможно, это будет своего рода «проба пера» перед глобальными изменениями Закона о банкротстве. Хорошо это или плохо? Покажет время и итоговые редакции нормативных документов, т.к. я очень не люблю обсуждать проекты в силу того, что очень часто они проектами и остаются. Можно предположить, что такая система как раз повысит доступ к процедурам для АУ, не обремененных большими связями.
Надеюсь, статья была интересна. Если кто-то хотел бы пообсуждать какие-то аспекты деятельности подробнее – пишите в комментариях, возможно, это будет задел для будущих публикаций!
Спасибо, до новых встреч!
P.S. Да простят меня все СРО, если вдруг кто-то из будущих АУ передумает получать статус. Я не хотел, честное слово.