Случай из жизни... Иду по улице, подхожу к пешеходному переходу, останавливаюсь - на светофоре горит красный свет. Передо мной стоит женщина с мальчиком лет пяти, держит его за руку. Ждём, когда загорится зелёный. Машин поблизости нет, но мы соблюдаем правила, стоим. К нам подходит мужчина. Средних лет, в аккуратном деловом костюме, возможно, работник офиса или даже руководитель. Не останавливаясь, переходит дорогу на красный. Мне неудобно перед ребёнком. (Такой кринж, как говорят сейчас подростки).
Мама беспомощно оглянулась, мы с ней обменялись взглядами на тему "и как детей воспитывать, когда такой пример перед глазами..."
А ребёнок! Удивлённо распахнутыми глазами провожая делового человека, воскликнул: "Мама! Он неграмотный!?". И посмотрел на нас. Мы грустно кивнули. Отлегло. С этим ребёнком всё будет в порядке.
Так и с грамотностью эмоциональной. Чаще всего люди общаются, применяя свой опыт и знания. Высокий уровень эмоционального интеллекта всегда помогает выстроить грамотный диалог. Только бывает, что один человек - грамотный, а другой - нет.
Если говорить о грамотности, то известно, что она включает в себя способность распознавать, понимать, интерпретировать, создавать, общаться и вычислять , используя печатные и письменные материалы, связанные с различными контекстами.
И, конечно, вы знаете, что и родителю, и учителю приятно, когда ученик пишет грамотно. Нет ошибок в словах, правильно расставлены знаки препинания. А вот неграмотное общение - это для многих что-то новенькое... Только позднее становятся видны последствия этой неграмотности, которая и приводит к недоразумениям и конфликтам между людьми.
На что обратить внимание при общении? Основное правило в диалоге - общая цель. И психологическая грамотность собеседников.
Психологическая грамотность – это умение использовать психологические знания, которые помогают человеку разумно относиться к себе и окружающим, знать, понимать и учитывать свои индивидуальные возможности и особенности.
Вот семь ориентиров от семицветной Матрёшки, которые помогут понять, насколько грамотно выстраивается общение. И избежать ошибок, либо исправить их.
1. Признайте, что и вы, и другой человек имеет право на свои чувства, мысли и действия, которые связаны с вашей (его) личной историей.
2. Учитывайте, что человек не всегда легко управляет своими чувствами: в разном возрасте у людей уровень эмоционального интеллекта, воспитания, образования имеет свои особенности.
3. Попробуйте грамотно оценить свои возможности и возможности вашего собеседника в теме словарного запаса. На каком языке вы общаетесь? И уместно ли это общение в данной ситуации? Может быть, есть необходимость в переводчике? (Нередко таким "переводчиком" в спорных ситуациях является специалист - тот, кто владеет информацией по спорному вопросу - воспитатель, учитель...)
4. Наблюдайте, как в процессе диалога меняются ваши эмоции. И эмоции собеседника. Обращайте внимание на жесты, позы, мимику, дыхание.
5. Слушайте внимательно. Если у человека накопились эмоции, он активно жестикулирует, ему трудно будет слушать вас. Но если он видит, чувствует, что вы внимательны к его словам, обязательно появится пауза. И вы сможете уточнить что-то, задать вопрос. Или высказать свою точку зрения.
6. Помните в течение всего диалога о том, с чего он начался. И для чего продолжается. Какова цель.
7. Как бы ни закончился диалог, поблагодарите за уделëнное время и выразите надежду (если не пришли к общему мнению), что не исключаете возможности договориться в следующий раз.
Чтобы лучше понять эти рекомендации, можно потренироваться, пообщавшись с самим собой. На любую актуальную тему. Встаньте перед зеркалом и задайте себе любой волнующий вопрос. Ведите диалог. Используйте, как шпаргалку, 7 пунктов, описанных выше.
И, на всякий случай, помните:
навыки грамотного общения нужно тренировать. Будьте здоровы во всех смыслах.