Найти тему

"Мама! Он неграмотный!" Или 7 ступеней к грамотному общению.

Случай из жизни... Иду по улице, подхожу к пешеходному переходу, останавливаюсь - на светофоре горит красный свет. Передо мной стоит женщина с мальчиком лет пяти, держит его за руку. Ждём, когда загорится зелёный. Машин поблизости нет, но мы соблюдаем правила, стоим. К нам подходит мужчина. Средних лет, в аккуратном деловом костюме, возможно, работник офиса или даже руководитель. Не останавливаясь, переходит дорогу на красный. Мне неудобно перед ребёнком. (Такой кринж, как говорят сейчас подростки).

Мама беспомощно оглянулась, мы с ней обменялись взглядами на тему "и как детей воспитывать, когда такой пример перед глазами..."

А ребёнок! Удивлённо распахнутыми глазами провожая делового человека, воскликнул: "Мама! Он неграмотный!?". И посмотрел на нас. Мы грустно кивнули. Отлегло. С этим ребёнком всё будет в порядке. 

Так и с грамотностью эмоциональной. Чаще всего люди общаются, применяя свой опыт и знания. Высокий уровень эмоционального интеллекта всегда помогает выстроить грамотный диалог. Только бывает, что один человек - грамотный, а другой - нет. 

Если говорить о грамотности, то известно, что она включает в себя способность распознавать, понимать, интерпретировать, создавать, общаться и вычислять , используя печатные и письменные материалы, связанные с различными контекстами. 

И, конечно, вы знаете, что и родителю, и учителю приятно, когда ученик пишет грамотно. Нет ошибок в словах, правильно расставлены знаки препинания. А вот неграмотное общение - это для многих что-то новенькое... Только позднее становятся видны последствия этой неграмотности, которая и приводит к недоразумениям и конфликтам между людьми. 

На что обратить внимание при общении? Основное правило в диалоге - общая цель. И психологическая грамотность собеседников.

Психологическая грамотность – это умение использовать психологические знания, которые помогают человеку разумно относиться к себе и окружающим, знать, понимать и учитывать свои индивидуальные возможности и особенности. 

Вот семь ориентиров от семицветной Матрёшки, которые помогут понять, насколько грамотно выстраивается общение. И избежать ошибок, либо исправить их. 

1. Признайте, что и вы, и другой человек имеет право на свои чувства, мысли и действия, которые связаны с вашей (его) личной историей. 

2. Учитывайте, что человек не всегда легко управляет своими чувствами: в разном возрасте у людей уровень эмоционального интеллекта, воспитания, образования имеет свои особенности.

3. Попробуйте грамотно оценить свои возможности и возможности вашего собеседника в теме словарного запаса. На каком языке вы общаетесь? И уместно ли это общение в данной ситуации? Может быть, есть необходимость в переводчике? (Нередко таким "переводчиком" в спорных ситуациях является специалист - тот, кто владеет информацией по спорному вопросу - воспитатель, учитель...) 

4. Наблюдайте, как в процессе диалога меняются ваши эмоции. И эмоции собеседника. Обращайте внимание на жесты, позы, мимику, дыхание. 

5. Слушайте внимательно. Если у человека накопились эмоции, он активно жестикулирует, ему трудно будет слушать вас. Но если он видит, чувствует, что вы внимательны к его словам, обязательно появится пауза. И вы сможете уточнить что-то, задать вопрос. Или высказать свою точку зрения. 

6. Помните в течение всего диалога о том, с чего он начался. И для чего продолжается. Какова цель. 

7. Как бы ни закончился диалог, поблагодарите за уделëнное время и выразите надежду (если не пришли к общему мнению), что не исключаете возможности договориться в следующий раз. 

Чтобы лучше понять эти рекомендации, можно потренироваться, пообщавшись с самим собой. На любую актуальную тему. Встаньте перед зеркалом и задайте себе любой волнующий вопрос. Ведите диалог. Используйте, как шпаргалку, 7 пунктов, описанных выше. 

И, на всякий случай, помните:

навыки грамотного общения нужно тренировать. Будьте здоровы во всех смыслах. 

Общайтесь так, чтобы исцелять, а не ранить 🙏
Общайтесь так, чтобы исцелять, а не ранить 🙏