Почти все мы хоть раз слышали американскую национальную музыку — кантри. И говоря это слово, наверняка у всех первым делом в голове всплывают образы ковбоев в шляпах и клетчатых рубашках, просторные поля Дикого Запада, фермы. Интересно, а может ли кантри, традиционная музыка Америки, с её образами и чертами найти своё место в русской культуре?
В совместном проекте Дзена и VK Гида журналист Екатерина Трубарова рассказывает о влиянии жанра кантри на отечественную музыку.
Что такое кантри?
Кантри-музыка (от англ. «country» — сельская местность) зародилась на юго-западе США. Родиной жанра считается штат Теннесси, а его столица — город Нэшвилл — признан центром кантри-музыки (здесь ежегодно проходит крупнейший фестиваль CMA Fest). Сотни лет назад фолк-музыка первых европейских переселенцев смешалась с культурой звуков коренных народов Нового Света — так начал зарождаться жанр «кантри» (правда, тогда он еще так не назывался).
К какой бы национальности вы ни принадлежали, вы сразу узнаете эти три гитарных аккорда, голос шустрого банджо, кислинку губной гармоники, скрипку и немного «правдивости» в звучании (как говорил кантри-исполнитель Харлен Говард). Это мажорная мелодия, искренняя, прозрачная и, несмотря на свой размер, многогранная. Так звучит американское народное кантри.
Подробнее об истории появления жанра рассказал автор канала «Рок на БиС».
О чем поют кантри-музыканты?
Кстати, несмотря на легкое и жизнерадостное звучание кантри-песен, их текст (который крайне важен для этого жанра) может быть далеко не таким уж и позитивным. Музыка кантри - это не только песни про ковбоев Дикого Запада, которые скачут на лошадях в клетчатых рубашках и воспевают горную Америку. Музыка кантри — это про что-то очень личное. Про тоску по дому с его родными просторами, про воспоминания о былом, про бескрайнюю рефлексию, про любовь (причем иногда эта тема преподносится чересчур честно, как есть — со всеми трудностями отношений, скандалами, изменами, ссорами и даже убийствами из-за неразделенной любви), про размышления о жизненном пути.
Кантри как вдохновение для отечественных артистов
В XX веке кантри становится узнаваемым во всем мире стилем и переходит в другие культуры. Конечно, и наше отечество не осталось в стороне. Однако возникает вопрос: уместен ли этот жанр среди российских традиций. «Русское кантри» — это оксюморон или гармоничный союз двух разных наследий?
Советские музыканты подхватили кантри-волну во время перестройки. Старшим поколениям этот жанр более близок, ведь именно на их глазах зацвела «Кукуруза» — появился ансамбль первопроходцев и основоположников русского кантри. Группа полюбилась слушателям и стала популярной. Оно и понятно — чарам деликатного и невесомого голоса вокалистки Ирины Суриной трудно сопротивляться.
Кто-то еще вспомнит такие группы, как «ГрАссМейстер», «Южанин Бэнд», «Берингов пролив». И хоть российских кантри-групп немного, нам все равно есть чем похвалиться. Например, обнинский коллектив «Веселый дилижанс» - это вообще уникальный случай. Кантри-группа единственная среди неклассических советских музыкантов была номинирована на американскую «Грэмми»! Некоторые русские музыканты настолько овладели профессионализмом и виртуозностью техники кантри, что преподают игру на банджо самим американцам..
Что мы имеем сейчас?
Но это было давно. В те времена, когда советский человек сам звучал, как кантри — наивно, задорно, немного по-детски, предсказуемо и податливо. Со времен перестройки произошли события, которые не могли не оставить след на русской душе — мы стали суровее и отдалились по духу от радостного звучания кантри. Да, наши поля такие же просторные. И, да, у нас одинаковые проблемы и темы для песен (ведь мы все люди и живем на одной планете). Да, у нас есть ежегодные кантри-фестивали. Только вместо клетчатой рубашки, у нас косоворотки, а вместо ковбойских сапог — лапти.
Если в США, кантри — это огромный культурный пласт, традиция, то у нас музыка кантри — скорее, нишевее увлечение. В России не все могут оценить этот жанр и особенно полюбить приданные ему русские черты. Русское кантри существует только в крайностях: его слушают фанатики, либо не слушают вообще. Кто-то пытается оправдать это явление и проводит аналогию между американским кантри и песнями российских бардов. Кто-то даже считает, что кантри близок по духу нашему шансону. Сомнительно, ведь тогда бы эти стили были на одном уровне популярности.
Интересно, какие перспективы у русского кантри? Сможет ли оно когда-нибудь попасть в музыкальные чарты Штатов и завоевать сердца американцев? Давайте понаблюдаем.