История популярной музыки в XX веке неразрывно связана с Северной Америкой. Обсуждать все социокультурные условия, причины и предпосылки бурного развития популярной музыки по ту сторону Атлантики мы сегодня не будем. Это тема как минимум диссертации, а то и серьезного научного исследования. Поэтому просто констатируем сей факт. Джаз и блюз, соул и фанк, регги и рэп, кантри и рок... Добрых три четверти того, что слушают сегодня люди всей планеты, родилось в Америке. Но мы в нашем небольшом обзоре остановимся на истории взаимоотношений двух жанров, достаточно тесно связанных и имеющих много точек соприкосновения.
И начнем с музыки кантри. Жанр "кантри" родился на стыке очень большого числа музыкальных традиций. В его основу легли принесенные из Европы народные песни и мелодии (прежде всего британские, ирландские, средиземноморские). Он впитал влияния музыки коренных жителей Америки, выходцев из Франции (каджунов), не обошлось и без испано-мексиканских влияний, ковбойских баллад и даже манеры игры на гитаре жителей Гавайских островов. Отдельно отметим взаимопроникновение и взаимовлияние кантри и блюза. Эти два жанра имеют общие темы, мелодии, песни и духовную музыку (госпел) в качестве одного из корней. Недаром кантри иногда именуют "Братом блюза - Brother to the Blues"
В итоге получился простой, но весьма и весьма вариативный музыкальный жанр, простирающийся от танцевальных мелодий "хонки-тонка" (honky-tonk) до практически джазовых импровизаций "западного свинга" (western swing), от "кантри-поп" (да, есть и такой стиль) до ориентированного на рок "бейкерсфильдского звука" (bakersfield sound).
В истории кантри выделяют несколько (обычно шесть) этапов. Но нам интересен период конца 1940-х и 1950-х годов, когда родился и расцвел стиль рокабилли (rockabilly), выросший из так называемого "деревенского буги" (hillbilly boogie), позже переименованного в кантри-буги. Вот пара образцов звучания "деревенского буги" 40-х годов.
Ничего не напоминает?
А в 1950-е стиль многое почерпнул из ритм-энд-блюза и стал, наконец, тем самым рокабилли, который наряду с рок-н-роллом лег в фундамент всего громадного здания с вывеской "Рок". Авторитетный сайт Allmusic называет рокабилли "бурной смесью кантри с ранним ритм-энд-блюзом".
Это был фактически тот же самый рок-н-ролл. Только исполняемый преимущественно белыми музыкантами (почти все из них были выходцами из южных штатов). Поэтому мне всегда было удивительно, почему, говоря об истоках и краеугольных камнях жанра "рок", забывают о рокабилли и упоминают только рок-н-ролл. Рок состоялся и стал ведущей силой популярной музыки именно потому, что в его основу легло большое количество разных музыкальных стилей и жанров. И условно "черной" музыки больших городов, и условно "белой" музыки деревень и поселков. По сути, это рокабилли сделал рок-н-ролл доступным и популярным для белой аудитории, тем самым совершив, не побоимся этого термина, культурную революцию.
В этом месте стоит вспомнить некоторых музыкантов, благодаря таланту и харизме которых эта революция смогла победить. Это и Билл Хейли (Bill Haley), смешивавший зажигательный кантри-буги с джамп-блюзом и возвестивший о начале эры рок-н-ролла (рока) своей всем известной вещью "Rock Around the Clock"
Это и Элвис Пресли (Elvis Presley), как никто другой много сделавший для популяризации "черной" музыки (рок-н-ролла) среди белых американцев.
Это и другие непревзойденные мастера, собранные выдающимся музыкальным деятелем и продюсером Сэмом Филлипсом (Sam Phillips) под знамена рекорд-лейбла Sun. Среди них гитарист-новатор Карл Перкинс (Carl Perkins), Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis), сделавший ведущим инструментом не гитару, а фортепиано, обладатель характерного, мощного вокала Рой Орбисон (Roy Orbison).
А ведь одновременно с ними творили такие звёзды как Джин Винсент (Gene Vincent), Эдди Кокрэн (Eddie Cochran), Бадди Холли (Buddy Holly). У двоих последних карьеры к несчастью прервались трагически...
Отдельно стоит отметить, что среди исполнителей рокабилли в отличие от раннего рок-н-ролла были представительницы прекрасного пола: Ванда Джексон, Пэтси Клайн, Бренда Ли.
Несколько лет стиль, сочетающий звонкую гитару, щелкающий бас (контрабас), громкий, скачущий ритм, напористость и энергичность вокала, а также скрытую, но ощущаемую чувственность был завсегдатаем хит-парадов. В погоне за славой и удачей песни в стиле рокабилли записывали звёзды кантри Джонни Кэш (Johnny Cash) и Чарли Рич (Charlie Rich).
Но к концу 1950-х рокабилли начинает исчезать из чартов. В роке преобладающими становятся другие тенденции. Рокабилли-исполнители реагируют на них по-разному. Кто-то подхватывает новые веяния, и не без успеха в них встраивается, кто-то возвращается к традиционному кантри, менее известные и не столь звёздные исчезают с горизонта шоу-бизнеса.
Подводя промежуточный итог, скажем, что кантри для рока оказался одним из двух основных предков. И без кантри рок не стал бы таким, каким мы все его знаем и любим.
Однако на этом история взаимоотношений кантри и рока не заканчивается. Уже в следующем десятилетии они вновь встретились.
Продолжение следует...
Автор заметки - БиС.