Найти тему
Какой у вас запрос?

Групповая динамика по Bruce Tuckman. Работа на разных этапах групповой динамики

Групповая динамика – это процессы взаимодействия сил в группе, благодаря которым группа меняет свое состояние, развивается или разрушается. Определяется она, в основном, двумя разнонаправленными процессами: сплочением членов группы и напряжением между ними.

Модель Stages of Team Development (Этапы развития группы) можно использовать для определения факторов, важных в создании и развитии группы. Данная модель объясняет, как группа развивается с течением времени.

Американский психолог Bruce Wayne Tuckman (1938 - 2016 ) опубликовал в 1965г. статью под названием «Developmental Sequence in Small Groups». В 1977 году он добавил пятый этап: стадию завершения (Stages of Small Group Development Revisited). Модель группы стала влиятельной в теории развития группы, отчасти благодаря своей формулировке.

Как проходит работа на разных этапах групповой динамики?

Forming этап формирования

Группа изначально проходит ориентацию, осуществляемую, главным образом, посредством испытания. Такое испытание необходимо для определения границ межличностного поведения и поведения в отношении задач. Параллельно с испытанием в межличностной сфере происходит установка отношений зависимости с лидерами, другими членами группы или стандартами, которые существовали ранее. Члены группы действуют достаточно независимо. Они могут быть мотивированы, но обычно относительно плохо информированы относительно вопросов и задач группы. Некоторые члены группы могут проявлять признаки неопределенности и беспокойства. Руководитель должен интегрировать группу, убедившись, что члены группы доверяют друг другу и способны наладить рабочие отношения. Директивный или «указывающий» стиль лидерства. Информирование сотрудников о концепции «Forming, Storming, Norming, Performing» может быть полезно.

Storming этап конфликтов

Группа приобретает уверенность, но присутствует конфликт и поляризация вокруг межличностных вопросов. Члены группы демонстрируют собственные характеры, по мере того как они вступают в конфликт с идеями и взглядами других членов. Чувство разочарования или разногласия в отношении целей, ожиданий, ролей и обязанностей выражаются открыто. Руководитель направляет группу в неустойчивой фазе перехода. Стиль коучинг. Акцент на терпимости в отношении каждого члена группы и их различий. Стадия урегулирования. Устанавливаются правила, ценности, поведение, методы, инструменты. Эффективность группы увеличивается и группа начинает развивать идентичность. Члены группы корректируют свое поведение, по мере того как налаживают взаимодействие. Сознательное усилие разрешить проблемы и достигнуть согласованности в группе. Уровни мотивирования повышаются. Менеджер проекта допускает большую автономность в группе. Стиль лидерства с участием персонала.

Norming нормирующий этап

Постепенно команда переходит в нормирующий этап. Люди начинают разрешать разногласия, признают сильные стороны коллег и уважают авторитет лидера. Теперь, когда сотрудники знают друг друга лучше, они могут общаться, обращаться за помощью и предоставлять конструктивную обратную связь. Люди лучше понимают миссию команды и свои обязательства; вы как лидер, в свою очередь, начинаете видеть прогресс в достижении целей. Переход от конфликтной стадии к нормирующей – этап не быстрый. По мере появления новых задач группа может вернуться к стадии конфликта

Performing этап результативной деятельности

Межличностная структура становится инструментом рабочей деятельности. Роли становятся гибкими и функциональными, и усилия группы фокусируются на задаче. Группа может теперь действовать как команда. Она выполняет работу беспрепятственно и эффективно без неуместного конфликта или потребности во внешнем контроле. Члены группы имеют ясное представление о том, что от них требуется на уровне задачи. Они теперь обладают компетенцией, автономией и способностью принимать решения без контроля сверху. Присутствует уверенность в своих способностях. Предлагается взаимная помощь. Руководитель позволяет группе принимать большинство необходимых решений. Делегирующий стиль лидерства.

Adjourning этап завершения

Задачи выполняются и группа распускается. Некоторые авторы описывают этап 5 как «расформирование и оплакивание», указывая на чувство потери, ощущаемое членами группы. Уровни мотивирования членов группы могут снизиться, по мере того как возникает неопределенность в отношении будущего. Руководитель: Подходящий момент для того, чтобы начать реализацию новых проектов для того, чтобы возобновить стадию формирования в развитии группы. Разделяющий стиль лидерства.

Стоит отметить, что модель была разработана для описания этапов в небольших группах. В реальности, процессы группы могут быть не настолько линейными, как описывает их Bruce Tuckman, а скорее циклическими. Параметры для каждого этапа не фиксированы, и так как модель касается человеческого поведения, иногда неясно, когда группа осуществила переход от одного этапа к другому. Может присутствовать совмещение между этапами. Модель не учитывает индивидуальные роли членов группы.

Способы преодоления 2-го этапа динамики группы (этапа конфликтов):

  1. Через диссоциацию и юмор; модеративные методы коучинга.
  2. Через выход на высокие нейрологические уровни и осознание общих целей и ценностей.
  3. Через объяснение стадий.
  4. Всплеск «игровой агрессии» и интерактив.

Работа с 2-м этапом динамики (этап конфликтов):

  1. Создание общего видения («что»). Начинается с личного видения каждого члена команды. Решаются разногласия и выделяются ключевые направления движения
  2. Согласование modus operandi (образ действий – «как»).
  3. Обнародование личных целей жизни и карьеры. Каждый рассказывает команде.
  4. Работа с обратной связью. «Я хотел бы, чтобы ты перестал делать... Я хотел, чтобы ты начал делать... Я хотел, чтобы ты продолжал делать...»
  5. Определение внешних и внутренних препятствий. «Каковы препятствия внутри команды и вне ее, которые могут помешать вашему достижению цели».
  6. Выведение конфликтов на поверхность. Добиться четкого обозначения позиции конфликтующих. Обеспечить возможность выслушать друг друга. Каждой из сторон обозначить позицию противоположной стороны – расспросить, что она думает о другой. Минута молчания.
-2

Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 36 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.

ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ

  • Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
  • Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.