Он - Новый Рим, Византий, Константинополь, Царьград. Всё это - один город, который сейчас носит название Стамбул. Для начала разберёмся в названиях. Основан город был дорийскими колонистами (дорийцы являлись одним из древнегреческих племён) из Мегариды в VII веке до нашей эры. После вошёл в состав Древнего Рима во II веке до нашей эры. В 330 году по решению и завоеванию Константина I Великого стал столицей Римской империи под названием Новый Рим, а затем и Константинополем. Так центр Римской империи переместился к востоку, на самую границу Европы и Азии, в наиболее богатую часть римских владений.
Город разместился на полуострове, у выхода из Босфора в Чёрное море. На мысе этого полуострова, ограниченного с севера глубоким заливом — Золотым Рогом, располагался город Византии. Однако город Константина превзошел своего предшественника. Подобно Риму Константинополь разместился на семи холмах. Муниципальное управление тоже было организовано по примеру Рима. Город быстро разрастался - за 13 лет со дня основания в нём было возведено около 30 дворцов и храмов, более 4 тысяч домов знатных вельмож, многие из которых создавались как копии римских усадеб, а также ипподром, форум, два театра, более 150 терм, столько же хлебопекарен и восемь водопроводов. Со стороны материка город был отделён каменной оборонительной стеной ("стена Константина").
В ранний период своей истории Византия удерживала ореол мировой державы, сохраняла плотную сеть городов (около 1000), среди которых многие достигали нескольких десятков тысяч жителей, а некоторые 200-300 тысяч человек. Сохранялась римская сеть дорог, при этом главным узлом как морских, так и сухопутных путей стал Константинополь, занимавший ключевую позицию на проливах между Средиземным и Чёрным морями. Если в IV веке численность Константинополя составляла около 100 тысяч человек, то в VI веке - около 400 тысяч. В начале V века при императоре Феодосии город получил новые оборонительные укрепления («феодосиевы стены»), состоящие из трёх рядов стен, которые протянулись на 5,5 километров от Мраморного моря до Золотого Рога. Доступ к ним преграждал выложенный камнем ров шириной 20 метров и глубиной 10 метров. За рвом располагалась пятиметровая стена. Второй ряд стен усиливался пятнадцатиметровыми башнями. Третий ряд стен имел 6-7 метров толщины и глубину залегания 10 метров (что делало невозможными подкопы), а также двадцати-сорокаметровые многоугольные башни.
В стене был сделан ряд ворот, из которых главными являлись Золотые ворота в юго-западном углу города, трактованные как триумфальная арка, но с примыкавшей к ним «семибашенной крепостью». От городских ворот шли основные улицы Константинополя, которые направлялись к общественному центру у старого акрополя. Однако правильной сети улиц в городе не было, он развивался без единого проектного плана, но с учётом особенностей рельефа местности. Главная улица носила название Месы (то есть центральная), была замощена каменными плитами, обнесена аркадами и портиками. Она начиналась от Золотых ворот и шла через весь город, нанизывая на себя целый ряд форумов - форум Аркадия с триумфальной колонной, форум Быка (проводились публичные казни), Амастидский форум (на котором к Месс примыкала перпендикулярная другая крупная улица), прямоугольный форум Феодосия (на котором находился обелиск, вывезенный из Египта), овальный форум Константина с триумфальной мраморной колонной, форум Августейон (главный форум, на котором находилась статуя Елены или Августы) На Августейоне находился Миллий - каменный столб-центр, от которого вёлся отсчёт всем дорогам Византийского мира, что делало Августийон сопоставимым с Римским Капитолием.
На Августейон выходил Большой императорский дворец, занимавший в целом около 400 тысяч метров квадратных. Большой дворец был связан с ипподромом, в чём можно видеть аналогию с Римом, где у подножия Палатина с дворцовым комплексом, также располагался Большой цирк. Ипподром размерами 370x180 метров вмещал 40 тысяч зрителей и был не только главным зрелищным сооружением города, но и крупнейшим общественным форумом.
Большое значение в облике города играли христианские храмы, поскольку с самого основания города христианство было провозглашено государственной религией. Исключительное положение в городе занял Софийский собор, возведённый с северной стороны Августейона по указанию императора Юстиниана в 532-537 годах. Эта грандиозная постройка, увенчанная куполом диаметром 31 метр, была сопоставима с римским Пантеоном и базиликой Максенция, но в то же время уподоблялась иерусалимскому храму Соломона. Пологий уступчатый силуэт громады собора Софии стал ведущим элементом понорамы Константинополя. Однако главное внимание было уделено не внешним, а внутренним формам собора, резко отличавшемуся от пространства городских форумов и площадей и воплотившему новую, средневековую художественную концепцию. Вся территория Константинополя, подобно Риму, делилась на 14 районов, каждый район - на кварталы, которых всего насчитывалось 322.
В VI веке был издан особый закон, регламентировавший рядовую застройку города. Согласно закона, запрещалась строить дома на расстоянии ближе 12 футов (3,7 метров) друг от друга. Новые постройки должны возводится так, чтобы не ущемлять интересы владельцев соседних участков и не закрывать вид из существующих зданий на море. Нельзя было загромождать улицы колоннами и столбами, несущими верхние нависающие этажи домов. Однако в облике Константинополя стремление к упорядочиванию сказалось лишь отчасти. Город был переуплотнён, что вызывало появление на его окраинах трущобных районов, где узкие (менее 5 метров ширины) кривые улицы обстраивались лачугами и доходными домами на подобие римских инсул (многоэтажных жилых домов), иногда достигавших 9 этажей. Окраины города были ярким контрастом богатым центральным районам.
Общая структура Константинополя отличается от римских городов именно этим центростремительным началом, выраженным в направленности главных улиц к общественному центру. Конфигурация местности, на которой стоит Константинополь, ее рельеф, фортификационная система города, характер застройки городских кварталов, сложившийся постепенно на протяжении столетий, утилитарные соображения, эстетические вкусы архитекторов и заказчиков, руководящие идеи византийской государственности — все это слилось воедино и породило новую городскую систему, отличную от античной римской. Основную ее особенность составляет ярко выраженное начало централизации. Оно отражало одну из самых важных руководящих идей византийского государства.
Временный подъём византийских городов в IX-X веках отразил уже иную, средневековую художественную систему. Планировка городов утратила свою прежнюю регулярность, опустевшие агоры и форумы стали застраиваться, улицы сузились и искривились. Античный рационалистический принцип создания искусственной гармонической городской среды был отвергнут. Город перестал пониматься как одно целое, разделённое на части, он стал складываться из множества завершённых в себе и подобных один другому элементов. Преобладающее значение приобрели однотипные крестовокупольные храмовые постройки, которые стали главным и практически единственным видом общественного здания города.
После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году и его отвоевания в 1261 году Византийская империя значительно ослабла. Население Константинополя сократилось к середине XV века до 30 тысяч человек Император Михаил Палеолог ещё во второй половине XIII веке прилагал большие усилия к восстановлению развалин Константинополя, новое строительство началось с возведения небольших церквей - в городской застройке в целом наблюдалось измельчение архитектурного масштаба.
Консервативность Византийской империи сказалась на замедленном темпе социально-экономического развития - тут не было сплочённых цеховых корпораций как в Западной Европе, не вызревали условия для развития буржуазных отношений, местное купечество было подавлено иностранным - в первую очередь венецианским и генуэзским. Утратившая реальную почву для своего существования Византия, в конечном счёте, пала в 1453 году под ударами турок-сельджуков.
(Медиафайлы взяты с сайта: https://3-v-evropa-sr-vek.archisto.info/v-evropa-sr-vek-konstantinopol-arh-shkola.html)