Найти тему
Дружелюбный философ

Ученик не пришёл на занятие. Должны ли родители всё равно его оплатить? Как не потерять упущенную выгоду

Оглавление

Доброго всем здоровья, мои уважаемые читатели. В этой статье хочется поговорить с Вами о весьма деликатном вопросе.

Нужно ли требовать от родителей оплату несостоявшегося по вине их семьи занятия?

Почему я обратилась к этой теме? Тому несколько причин. Остановлюсь на них подробнее. А потом предложу свои идеи по этому вопросу.

Если Вы впервые на моём канале, то давайте знакомиться. Меня зовут Ольга, мне 58 лет, я пишу обо всём, что мне интересно: о математике, об образовании, о людях, о животных, о своём творчестве, о шахматах, о ЗОЖ, о путешествиях, о жизни на пенсии.

Автор канала
Автор канала

Причина первая. Несколько месяцев назад я прочитала заметки одного очень эмоционального репетитора, который взахлёб жаловался на учеников, пропускающих его занятия, предупреждающих об этом или за 10 минут до начала урока или вообще не предупреждающих. Он попытался убедить аудиторию в том, что это недопустимо, и нужно брать за такие "ужасные поступки" деньги, определяемые стоимостью занятия.

В статье было слишком много недоговорённостей, я прокомментировала, но получила в ответ шквал негодования от возмущённых коллег. Где-то в моей голове была сделана заметочка, что стоит этот деликатный вопрос обсудить со своими уважаемыми читателями. Знаете, я читаю ВСЕ Ваши комментарии. Мой канал открыт для критики, но не агрессивной, оскорбляющей достоинства аудитории. И я прислушиваюсь к Вашим советам и идеям, я ведь тоже учусь.

Вторая причина. За 2 дня - 16 и 17 сентября я не дополучила около 5000 рублей (четверть моей пенсии). Причина очень простая, ожидаемая осенью, когда школьники собираются в небольших помещениях, где легко заразиться, или испытывают стресс от нагрузок после расслабляющего лета. Четыре моих ученика разом заболели.

Третья причина. Я задалась вопросом, возможно ли законным путём не упускать упущенную выгоду?

Давайте посмотрим, что же мне пришло в голову. Мне интересно, будете ли Вы согласны со мной или забракуете все мои идеи.

ДОГОВОР

Здесь мне хочется обратиться к своему опыту индивидуального предпринимателя, которым я являлась в 2003-2007 годах.

Этому событию - открытию своего частного учебного центра предшествовало другое. На год ранее я с коллегой создала негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования. Создателем и идейным вдохновителем была я, но, уважая возраст коллеги, предложила ей возглавить учреждение. К великому моему огорчения, она повела себя некрасиво не только по отношению ко мне, но и к учителям, арендодателям и даже родителям.

Я приняла решение выйти из состава учредителей и начать самостоятельную деятельность уже в качестве ИП.

С чего я начала?

После прохождения необходимых процедур с разработки договоров. Это необходимо было сделать в первую очередь.

Договоров было 3 вида - один для меня и родителей, другой - для меня и моих работников (учителей, бухгалтера, администратора, уборщицы), третий для меня и арендодателей (частных лиц, сдававших офисное помещение, и директоров школ, предоставлявших классные аудитории для занятий в группах).

Я остановлюсь на первом. Не буду долго расписывать все пункты, Вы сможете их увидеть ниже, договор сохранился:

Но замечу, что в нём был пункт 4.4:

"В случае болезни Слушателя, что должно быть подтверждено справкой от врача, плата за обучение не возвращается. Однако, часы, которые по причине болезни Слушателя ему не были выданы, могут быть восстановлены в период обучения Слушателя с другой группой, либо эти часы могут быть восстановлены при индивидуальном обучении Слушателя с дополнительной оплатой разницы между стоимостью группового и индивидуального обучения".

Посмотрите, как деликатно мой юрист обыграл тему "упущенной выгоды". Занятия проводились в группах, оплата труда учителя зависела от того, сколько человек у него обучаются (но не могла быть ниже минимальной). Учителя были заинтересованы в том, чтобы все посещали занятия, они подходили к занятиям творчески и на высоком профессиональном уровне (не каждый учитель мог получить у меня работу).

Если ребёнок заболевал и вынужден был пропускать занятия, деньги за пропуски ему не возвращались, но он мог либо посетить занятия с другой группой, либо проконсультироваться индивидуально с учителем, оплатив разницу между стоимостью группового и индивидуального занятия. Надо ли говорить, что в моём центре ученики болели крайне редко?

Почему такой жёсткий пункт (4.4) имел место быть?

Дело в том, что, обговаривая с родителями программу обучения по математике (а были и другие предметы, часто родители покупали несколько программ), я предлагала остановиться на одной из них, которая соответствовала уровню знаний ученика на момент прихода в центр. Как правило, программ было 3: для совсем слабых (самое большое количество часов), для средних и для самых сильных. Все ученики проходили обязательное тестирование по математике по тестам, разработанным мною лично. Пропуски занятий не способствовали лучшей обучаемости, получалось, что в случае болезни программа могла не быть полностью пройдена, что сказалось бы на успеваемости, на результатах экзаменов и, в конечном счёте, на поступлении в выбранные вузы.

Ещё обращу Ваше внимание на то, что неотъемлемой частью каждого договора был Протокол согласования, в котором прописывалась полная сумма договора по всем выбранным курсам, а так же были выставлены сроки, в течение которых можно было вносить части этой суммы (для удобства родителей)

Протокол согласования
Протокол согласования

Понятно, что оплата курсов поступала вовремя, договор с протоколом согласования хорошо регулировали денежные отношения.

После такого краткого обзора моей деятельности в качестве ИП остановлюсь на деятельности в качестве репетитора.

Что происходит сейчас, когда я являюсь самозанятым (не только репетитором)?

Репетиторам не обязательно заключать договоры с родителями или законными представителями ученика. Если за обучение у ИП, указавшего официально, что он ведёт образовательную деятельность, можно получить вычет, то у самозанятого нет. Знаю, что многие мои коллеги (так же как и я) не заключают договоры на получение дополнительного образования с родителями. Хватает устных договорённостей. Но при желании любой из сторон такой договор можно заключить.

Если договор заключается, то в нём как раз и можно учесть упущенную выгоду.

Здесь особо стоит обратить внимание на следующие моменты:

1) На какое количество часов рассчитывается программа обучения, чтобы родители знали, во сколько рублей вся эта программа обойдётся, потянет ли расходы семья.

2) Условия оплаты. Будут ли это авансовые платежи, например, за неделю, за месяц, за половину или целую часть курса вперёд, или родители станут оплачивать каждое занятие отдельно по факту его проведения. В случае авансовых платежей их можно привлечь, например, скидками.

3) При наличии у репетитора некоторого времени (запас на всякий случай) можно договориться, что в случае пропуска занятия по уважительной причине оно будет восстановлено, иначе курс обучения окажется неполным, и успех такого обучения снизится.

4) Если причина пропуска неуважительная (семья не заинтересована в успехе), то занятие не будет восстановлено, но должно быть оплачено. В таком случае в договоре следует этот момент отметить особо, причём настаивать именно на авансовых платежах. А родителям объяснить, что на время несостоявшегося занятия может быть приглашён другой ученик, которому не хватает забронированных часов, и он готов заниматься больше. Так же объяснить, что не оповещённый репетитор не сможет распорядиться временем по своему усмотрению, которое ценно (не только в денежном эквиваленте).

Пока я писала эту статью, подумала, что не совсем правильно выстраивала раньше общение с учениками и их родителями. Конечно, договор необходим. Это моя работа, мои доходы, мой уровень жизни., мой кусочек хлеба. И регулировать все деликатные моменты нужно до того, как начнутся занятия.

Но сейчас я на пенсии. Честно, радуюсь, если занятие не состоялось. Всё же в возрасте уже работать тяжелее.

А Вы как выстраиваете отношения в тандеме РЕПЕТИТОР - РОДИТЕЛИ?

Заключаете договоры устно или на бумаге?

Мне интересно Ваше мнение и очень важна обратная связь.

-4

Иллюстрация взята из источника: Яндекс, картинки