Белоусов Виктор Александрович (17.10.1948г. - 30.08.2024г.)
В последние дни лета в нашу семью пришло горе. Неожиданно ушёл из жизни мой брат Виктор. Нельзя сказать, что он обладал отличным здоровьем. Нет, его здоровье ухудшилось давно, но он держался на ногах, ходил, выполнял основную работу по дому, он вообще был трудоголиком, и … шутил, рассказывая разные интересные рассказы и небылицы.
Вообще у меня было четыре брата. Два старших и два младших. Владимир (о нём здесь) и Валентин старшие, они мне не родные, маминой сестры дети, оставшиеся сиротами, мать которых умерла за несколько дней до окончания войны, а отец не вернулся с фронта. Виктор и Алексей — младшие братья, мои родные. Все мы выросли в одной семье и потому и старшие и младшие были для меня свои, одинаково родные. Я любила их всех.
Мне не было ещё и двух лет, когда 17 октября 1948 года родился Виктор. Он занял место в люльке, раннее принадлежавшее мне и, как говорила наша бабуся, мне это очень не понравилось и я требовала вернуть меня на свое место, капризничала и не хотела засыпать в другом.
Витя в детстве был настолько белобрысым, что казалось на него надета белая шапочка. "Это наш, кушнаривский! (фамилия бабушки была Кушнарёва) Фигура только как у батька, а остальное все наше" - говорила бабуся и любила его она больше, чем всех других своих многочисленных внуков. Бабуся много рассказывала разных историй о Вите, считала его смышлёным и очень находчивым. И он действительно был таким! Вот, например, разве ж это не находчивость? Бежит по двору и громко кричит: "Бабуся! Бабуся!" Подбегает к бабушке, спотыкается и падает. "Да, что ж ты упал? Я же тебе говорила, чтобы не бегал так!", а Витя отвечает: "Я не падал! - посмотрел на небо, а там самолет летит, - это меня летчик из самолета выбросил!"
Поскольку Витя был младше меня, а с одеждой в послевоенные годы было трудно, ему приходилось донашивать мои вещи, в том числе и платья. Что-то перешивалось, а что-то просто так надевалось. Он не возражал, был не привередлив, да и мал ещё.
Историй из его детства, рассказанных бабусей, да и мамой тоже, известно много.
Однажды Витя потерял монетку, которую получил на конфеты и вернувшись домой сочинил историю. Говорит бабушке:
- Бабуся! У меня теленок деньги украл.
- Да, что же это за телёнок такой, что деньги ворует? - спрашивала бабуся.
- В сорочке и в штанах!
- Да, разве же тылята ходят в сорочке и в штанах?
- Не! Не! Без сорочки, без штанов, а деньги в карман запрятал.
А вот эту историю я сама наблюдала и помню. Бабуся дала Вите баночку и деньги и велела сходить в магазин за повидлом. "Я пирожки буду печь!" - сказала. Витя пошел, а через некоторое время я подошла к окну и увидела: Витя возвращается и идет по нашему переулку, в одной руке держит банку, а пальцами другой достаёт повидло и ест. Пока я думала, доносить бабусе или нет, он пришел и, ставя на стол полупустую банку, взял ложку, набрал оттуда повидла и сказал: "Ну, я хоть попробую!"
Был у Виктора друг детства. Играли всегда вдвоём. Если видно одного, то несомненно, где-то совсем близко был и другой. Это Саша Сыроватский, не только закадычный друг и ровесник, но и двоюродный брат.
Жаль, дружбу они сохранить не смогли, разошлись их дороги сразу после школы. Давно нет Саши, болел он серьёзно во взрослой жизни. Вот и Виктора не стало…
В школе Виктор звёзд с неба не хватал, но всё потому, что ему не хотелось тратить время на выполнение домашнего задания. Ведь на улице столько интересного! Да и друг Сашка ждёт. А потому, всё делалось на скорую руку. Но и плохим учеником он не считался. Способности к учёбе у него были и учителя школы, в которой мы учились, неоднократно говорили об этом мне, как старшей сестре. Просили повлиять на него. У него был красивый почерк, и он почти не делал ошибок по русскому языку. Как-то Николай Кузьмич, директор школы и учитель литературы сказал, что был очень удивлён, когда оставил его после уроков и дал задание переписать сочинение, которое он плохо выполнил дома. Такого сочинения директор не ожидал. Это была настоящая серьёзная работа! Написал хорошо, потому что, не торопился, знал, что закрыт в кабинете, и что раньше чем через два часа, ему оттуда не выйти.
В слободе Большой-Крепке, где мы родились и жили в детстве, Виктор окончил семь классов. В это время наша семья переехала в Матвеев-Курган, но там он в восьмой класс не пошел, а поступил в профтехучилище №18 в городе Таганроге. Жил на квартире, но и очень часто приезжал домой, так как электрички из Таганрога в Матвеев-Курган ходили часто.
Как же стильно он выглядел в то время! Особенно, когда ему купили модное в то время полупальто «москвичка», с длинным шалевым воротником. Брюки носил тоже по моде: очень узкие в штанинах, такие, что надевать их было проблематично. Короче, таких в наше время называли стилягами. Мне нравилось всё это и я поддерживала его, если родители, вдруг, начинали в чём-то возражать.
Не знаю, что натворил он на последнем курсе в училище, но мастер производственного обучения пригласил к себе родителей. Как раз в это время я приехала из Донецкой области, где мы жили с мужем, и вызвалась съездить в училище, вместо них. Мама не возражала, только спросила , не будет ли мне трудно, я ведь была беременна.
- Нет! Мне ещё не скоро рожать., - ответила я и поехала.
Было это 7 декабря 1965 года. Мастер производственного обучения, увидев меня беременную, так и не назвал причину по которой вызывал родителей. Говорил только хорошее.
А по возвращению из Таганрога, в три часа ночи я родила свою Ленточку.
Училище в Таганроге Виктор окончил и получил рабочую специальность. У него не было стремления поступать в ВУЗ и я думаю, что зря. Просто никто его не убедил в необходимости, а способности к учебе, как я уже сказала, у него были. Е одинаково хорошо давались как технические, так и гуманитарные предметы, а шутки, прибаутки и юмористические истории он придумывал на ходу. Придумывать что-то и фантазировать он любил и делал это до конца жизни.
Думаю, у него это от нашего отца, который сочинял и рассказывал невероятно интересные сказки.
Среди замечательных качеств, которыми обладал мой брат, в первую очередь можно назвать доброту, трудолюбие и уступчивость. Эти его качества были видны, так сказать, невооружённым глазом и сразу.
Вместе с тем, ему не хватало твёрдости. Он имел мягкий характер и был очень подвержен чужому влиянию, что не раз его подводило. Думаю, что под этим влиянием он начал курить, под этим же влиянием начал выпивать, иногда и напивался. Хорошо то, что ему повезло с женой. Долгое время Нина терпеливо возилась с ним, как с маленьким ребенком. Трудно представить себе, что и было бы, если бы у Нины не хватило терпения или она имела бы более мягкий характер. Как раз наличие твердого, сильного характера у Нины, а также любви к Виктору и спасли его. Курить бросил, выпивки остались в молодости.
Женился Виктор рано, еще до Армии. Вместе с группой рабочих-электриков проводил электричество в село Камышовка. Там и встретил очень молодую девушку по имени Нина. (О Нине ЗДЕСЬ) Это был 1966 год, а в начале 1967 года они поженились. Я, как раз, приехала в Матвеев-Курган из Нового Света, где жили мы с мужем, и попала на сватовство. Родители собирались ехать в Камышовку сватать Нину. Я с мужем тоже поехала с ними, оставив маленькую годовалую Леночку со свекровью. Та зима была очень холодная, а мы ехали в кузове грузовой машины. Хорошо еще, что свекровь моя, которая тоже жила в Матвеево-Кургане, увидев мое пальто на "рыбьем меху" предложила надеть ее, теплое. Вот так, в пальто свекрови, на грузовой машине я и поехала сватать Нину. По дороге несколько раз останавливались из-за каких-то неполадок. Ехать надо было километров двадцать пять. Оказывается, что это была вторая попытка добраться до Камышовки. Первый раз, когда их ждали, и столы уже были накрыты, доехать не смогли из-за метели.
А потом началась у Виктора и Нины семейная жизнь. Как работнику железной дороги, Виктору сразу дали жильё. Это был небольшой домик с удобствами на улице и большим двором, прилегающим к железнодорожным путям. Родилась дочка Ирочка, которая прожила всего чуть больше трёх лет. У девочки было серьёзное заболевание сердца. Годы жизни и болезни Ирочки совпали со службой в Армии Виктора, тогда служили три года, и все тяготы с ребёнком легли на плечи Нины.
После родились Таня и Катя.
Родители Нины приобрели земельный участок на окраине Таганрога, на берегу моря. И молодая пара принялась строить свой дом. Столько труда вложили, столько сделали сами! Все молодые годы строили. Сначала небольшой дом, потом очень большой. А потом… Строили и строили. То кухню, то пристройку, то пристройку к пристройке, то сарай. Жили на окраине города, держали большое хозяйство, часто были свиньи, много кур, кроликов и даже одно время держали корову.
Как с этим можно было управиться? А ведь ещё и две дочки, и на работу надо было ходить. А когда отдыхать? Было не до отдыха.
А годы… шли. Нет, летели. Здоровье уходило. У Виктора всё чаще случались сердечные приступы, а Нина перенесла несколько операций на сердце, да ещё и два инсульта. Уже не держали никакой живности, кроме собаки, занимались лишь садом и огородом. Приготовление еды Виктор взял на себя. Он и раньше до болезни Нины активно принимал участие в работе на кухне. Пирожки охотно жарил всегда и много. Все наши многочисленные родственники любили эти пирожки.
Незадолго до печальной даты, Виктор позвонил и пригласил меня за вишнями и черешней. У меня, как раз, была дочь Елена, она и повезла меня к ним. Мы с Ниной сидели во дворе под огромным раскидистым грецким орехом и разговаривали, а Елена и Виктор рвали черешню. Виктор бегал от дерева к дереву, носил лестницу, улыбался и шутил и казалось, что всё у него хорошо и у него ещё много лет впереди.
Но это было его последнее лето. Это были его последние дни.
О нашем отце можно почитать здесь
О нашей бабушке Ефросинии ЗДЕСЬ
О непростой судьбе кузины Валентины ЗДЕСЬ