Фарфор, обретённый «из земли российской», стал воплощением мечты Петра I. Его дочь, императрица Елизавета Петровна, сумела воплотить замысел в жизнь в 1744 году, основав Невскую порцелиновую мануфактуру (в настоящее время – Императорский фарфоровый завод). Так началась история отечественного фарфора. До этого в Россию привозили восточный фарфор и изделия мануфактур Мейсена и Вены.
В XVIII веке в России и в Европе было модно увлекаться экзотикой дальних стран, главным образом Востоком. Фантазии на тему загадочных образов Китая в европейском искусстве сформировали «шинуазри» – моду на китайские мотивы, отдельную изобразительную ветвь в стиле рококо. В качестве образцов для таких композиций мастера использовали орнаментальные гравюры, в частности, французского художника Жан-Батиста Пильмана, а также росписи китайского и мейсенского фарфора.
Мануфактура в Мейсене была основана в 1710 году, и уже через 10 лет по дипломатическим каналам фарфоровые сервизы из Саксонии попадали к Императорскому Двору.
Предметы одного из таких сервизов из собрания Государственного Эрмитажа экспонируются в Михайловском замке Русского музея, на выставке «Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны». Чашка с блюдцем и кофейник сервиза с российским гербом - часть сервиза, который в 1728 году получила в подарок двадцатилетняя княжна Елизавета Петровна от Августа Сильного. Сервиз был ответным даром её матери, императрице Екатерине I, в благодарность за присланных белых медведей и песцов для зверинца саксонского курфюрста.
Сервиз в стиле шинуазри был выполнен в мастерских Херольдта и Функе на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в Саксонии (Германия) и, по словам саксонского посланника Пьера Ле Форта, очень понравился Елизавете Петровне.
Комплект состоял из шести чайных, кофейных и шоколадных чашек, шести блюдец, а также кофейника, чайника, сахарницы, чайницы (ёмкость для хранения чая) и полоскательницы (для ополаскивания чашек).
В коллекцию Эрмитажа сервиз был передан из Гофмаршальской части Зимнего дворца, которая входила в Министерство Императорского двора и заведовала «довольствием». Своё официальное название Гофмаршальская часть получила в 1891 году. Во времена Елизаветы Петровны это была придворная контора во главе с обер-гофмаршалом графом Левенвольде, которая отвечала за императорский стол.
Со временем в ведение конторы стало входить больше задач: от составления меню до формирования убранства дворцов и помещений для парадных обедов и балов. Кроме того, Гофмаршальская часть заготавливала и отвечала за хранение продуктов, предназначенных для членов императорской фамилии, заведовала императорскими кладовыми: винной, бельевой и сервизной.
Предметы из Сервиза с российским гербом предназначались для чайно-кофейной церемонии, а также распития шоколада.