Найти тему
Данила-Мастер

Как хоронили своих покойников первобытные люди (часть 2)

В первой части статьи мы рассказали о захоронениях древних гоминидов: австралопитеков, “людей умелых” (Homo habilis), “людей прямоходящих” (Homo erectus), а также “гейдельбергских людей” (Homo heidelbergensis) и денисовцев. Хотя явных свидетельств особого отношения к смерти и переходу к ритуальным захоронениям учёные не нашли, есть все основания думать, что ранние предки человека постепенно начали задумываться о значении гибели своих сородичей.

Продолжим наше расследование, и перейдём к более позднему периоду развития человечества — 400 000 лет до нашей эры.

Неандертальцы: сложность погребальных обрядов

Когда речь заходит о неандертальцах, многие всё ещё представляют грубых, примитивных существ. Однако археологические находки последних десятилетий рисуют совсем иную картину. Особенно ярко это проявляется в погребальных обрядах неандертальцев, которые поражают своей сложностью и разнообразием.

Разнообразие неандертальских захоронений

Неандертальцы жили в Европе и западной Азии примерно от 400 000 до 40 000 лет назад. За это время они развили удивительно сложные погребальные практики.

В пещере Ла-Шапель-о-Сен во Франции археологи обнаружили захоронение пожилого мужчины, датируемое более чем 50 000 лет назад. Тело было аккуратно уложено в специально вырытую яму, а голова поддерживалась каменными блоками. Это захоронение говорит о заботе, уважении и, возможно, даже любви к умершему.

Пещера Шанидар в Ираке преподнесла ученым еще одну загадку. Здесь было найдено несколько неандертальских захоронений, но одно из них особенно интересно. Тело было посыпано цветочной пыльцой. Долгое время считалось, что это свидетельство погребального букета — своеобразного "последнего подарка" умершему. Хотя сейчас эта интерпретация оспаривается (пыльца могла попасть в могилу естественным путем), сам факт тщательного захоронения говорит о многом.

-2

В пещере Спи в Бельгии были найдены останки ребенка-неандертальца, похороненного вместе с взрослым. Это может указывать на существование семейных или групповых захоронений, что говорит о сильных социальных связях в неандертальских сообществах.

Значение погребального инвентаря

Особый интерес представляет погребальный инвентарь — предметы, которые неандертальцы клали в могилы вместе с умершими.

В захоронении в Ла-Ферасси во Франции, обнаруженном в 2023 году, были найдены каменные орудия и кости животных, аккуратно уложенные рядом с телом. Возможно, неандертальцы верили, что эти предметы пригодятся умершему в загробной жизни. Или это были личные вещи, которые символизировали связь между живыми и мертвыми.

-3

В некоторых неандертальских могилах были найдены кости животных, например, черепа горных козлов. Может быть, это были подношения духам или символы охотничьих достижений умершего?

Интересно, что в ряде захоронений были обнаружены кусочки охры — природного красного пигмента. Охра часто использовалась в древних ритуалах, и ее присутствие в могилах может указывать на существование сложных погребальных церемоний.

Последние исследования

Наше понимание неандертальских погребений продолжает развиваться. Недавние исследования ДНК, извлеченной из неандертальских останков, позволяют нам лучше понять родственные связи между погребенными индивидами. Это может пролить свет на социальную структуру неандертальских сообществ.

Исследования ДНК

  • Генетическое наследие: Новые генетические исследования показали, что современные люди унаследовали от неандертальцев гены, влияющие на иммунитет, метаболизм и даже предрасположенность к определенным заболеваниям. Например, некоторые варианты генов, связанные с тяжестью течения COVID-19, были унаследованы от неандертальцев.
-4
  • Скрещивание с другими видами: В 2018 году в Денисовой пещере был обнаружен фрагмент кости девочки-подростка, у которой мать была неандертальцем, а отец — денисовцем. Это свидетельствует о том, что межвидовое скрещивание было более распространено, чем считалось ранее.
  • Генетическое разнообразие: Благодаря новым образцам ДНК, ученые смогли более точно реконструировать геном неандертальцев, выявив разнообразие внутри их популяций и связи с современными людьми.

Сохранившиеся орудия труда и быта

  • Технологические достижения: Были обнаружены сложные орудия из кости и камня, включая тонкие заостренные инструменты и даже возможные аналоги клея для скрепления каменных наконечников с деревянными рукоятками.
  • Искусство и символизм: В пещерах Испании и Франции были найдены наскальные рисунки и резные предметы, датируемые временем, когда в этих регионах обитали только неандертальцы. Это указывает на наличие у них абстрактного мышления и способности к символическому выражению.

Отношение к смерти и погребальные ритуалы

  • Погребения: В Шанидарской пещере в Ираке были обнаружены новые захоронения неандертальцев с признаками ритуальных действий, такими как размещение цветов или особых предметов рядом с телом.
  • Символические практики: Обнаружение предметов, возможно использовавшихся в ритуалах или обладавших символическим значением, свидетельствует о сложном духовном мире неандертальцев и их представлениях о жизни и смерти.

Погребальные обряды неандертальцев открывают нам мир наших ближайших вымерших родственников. Они показывают, что неандертальцы были сложными, эмоциональными существами с богатой духовной жизнью. Возможно, они не так уж сильно отличались от нас в своем понимании жизни, смерти и того, что может лежать за ее пределами.

Homo naledi: неожиданное открытие

В 2023 году мир палеоантропологии потрясло открытие, связанное с загадочным видом Homo naledi. Это открытие заставило ученых пересмотреть свои представления о развитии погребальных ритуалов у древних людей.

-5

Кто такие Homo naledi?

Homo naledi жили в Южной Африке примерно 335 000 – 236 000 лет назад. Они были небольшого роста, около 1,5 метра, и имели мозг размером примерно с апельсин — всего около 500 кубических сантиметров, что вдвое меньше, чем у современного человека.

Homo naledi переводится как «Человек-звезда». Название этого вида людей образовано от слова «звезда» на языке сесото (язык семьи банту, распространённый в Южной Африке) — по наименованию пещеры, где нашли остатки.

Останки Homo naledi были впервые обнаружены в 2013 году в системе пещер Райзинг Стар (Восходящая Звезда) недалеко от Йоханнесбурга. Уже тогда эта находка вызвала сенсацию, так как Homo naledi сочетали в себе примитивные и прогрессивные черты, не вписываясь в привычные представления об эволюции человека.

-6

Сенсационное открытие

В 2023 году были опубликованы результаты новых исследований в пещерах Райзинг Стар. Оказалось, что Homo naledi, несмотря на свой маленький мозг, практиковали намеренные захоронения!

В темных, извилистых пещерах, в самых недоступных уголках археологи обнаружили аккуратно размещенные останки Homo naledi. Эти захоронения были не случайны — тела были уложены в определенных позах, некоторые были обмазаны охрой.

Самое удивительное — возраст этих захоронений. Они датируются периодом около 300 000 лет назад, что делает их одними из самых древних известных намеренных захоронений в истории человечества!

Почему это открытие так важно?

  1. Оно заставляет пересмотреть связь между размером мозга и сложным поведением. До сих пор считалось, что сложные ритуалы, такие как погребения, требуют развитого интеллекта и большого мозга. Homo naledi опровергают это представление.
  2. Древность захоронений поражает. Эти захоронения примерно такого же возраста, как самые древние известные захоронения Homo sapiens и неандертальцев. Это означает, что практика захоронений могла возникнуть раньше и быть более распространенной, чем мы думали.
  3. Использование охры и определенных поз при захоронении указывает на способность к символическому мышлению, которую раньше приписывали только более "продвинутым" видам древних людей.

Дискуссии в научном сообществе

Это открытие вызвало бурные дебаты среди ученых. Некоторые скептики утверждают, что нужно больше доказательств, чтобы быть уверенными в намеренности этих захоронений. Другие считают, что это открытие требует полного пересмотра наших представлений о когнитивных способностях древних людей.

Профессор Ли Бергер, ведущий исследователь проекта, говорит: "Это открытие заставляет нас переосмыслить не только то, что значит быть человеком, но и то, как развивались сложные поведенческие практики в ходе нашей эволюции".

Ранние Homo sapiens: расцвет погребальных ритуалов

Когда мы говорим о ранних Homo sapiens, или кроманьонцах, мы говорим о наших прямых предках. Эти люди, анатомически почти идентичные современным людям, появились в Африке около 300 000 лет назад и постепенно распространились по всему миру. Именно у них мы видим настоящий расцвет погребальных ритуалов, многие элементы которых узнаваемы даже в современных культурах.

Сложность и разнообразие погребальных обрядов

Погребальные обряды ранних Homo sapiens поражают своей сложностью и разнообразием. Вот несколько примеров:

  1. Сунгирь, Россия (около 34 000 лет назад): Здесь были обнаружены одни из самых богатых палеолитических захоронений в мире. В могиле двух подростков найдены тысячи бусин из бивней мамонта, словно одетые в замысловатые костяные "одежды". Рядом с ними лежали копья из бивней мамонта, длиной более 2 метров.
-7
  1. Пещера Кафзех, Израиль (около 100 000 лет назад): Здесь были найдены захоронения, где тела были посыпаны красной охрой — практика, которая продолжается в некоторых культурах до сих пор. Красный цвет, возможно, символизировал кровь и жизнь, или служил для защиты тела в загробном мире.
  2. Пещера Скул, Израиль (около 80 000-120 000 лет назад): В этих захоронениях были найдены раковины моллюсков, принесенные с побережья за несколько километров. Эти раковины, вероятно, имели символическое значение, возможно, представляя собой своеобразные "паспорта" в загробный мир.

Богатство погребального инвентаря

Погребальный инвентарь ранних Homo sapiens часто поражает своим богатством и разнообразием. Помимо уже упомянутых бусин и оружия, в могилах находят:

  • Статуэтки животных и людей
  • Музыкальные инструменты, такие как флейты из костей
  • Украшения из зубов животных
  • Сложные головные уборы и одежду, расшитую бусинами

Каждый из этих предметов несет глубокий смысл. Возможно, они отражали статус умершего, его роль в обществе или верования о загробной жизни.

-8

Что это говорит о культуре и верованиях ранних Homo sapiens?

Сложность погребальных обрядов ранних Homo sapiens свидетельствует о развитой духовной культуре и сложных социальных отношениях. Вот несколько выводов, которые мы можем сделать:

  1. Вера в загробную жизнь: Богатый погребальный инвентарь указывает на веру в то, что жизнь продолжается после смерти, и умершему понадобятся вещи в загробном мире.
  2. Социальная стратификация: Различия в богатстве захоронений могут отражать различия в социальном статусе. Это говорит о сложной социальной структуре общества.
  3. Символическое мышление: Использование охры, необычных предметов и сложных украшений демонстрирует развитое символическое мышление.
  4. Эмоциональные связи: Забота, с которой совершались захоронения, свидетельствует о сильных эмоциональных связях между членами сообщества.
-9

Связь с современностью

Многие элементы погребальных обрядов ранних Homo sapiens узнаваемы в современных культурах. Например:

  • Использование цветов в погребальных ритуалах (сравните с охрой у древних людей)
  • Помещение личных вещей умершего в могилу
  • Богатые захоронения для людей высокого статуса
  • Использование символических предметов в погребальных обрядах

Это показывает, насколько глубоки корни наших представлений о смерти и загробной жизни. Практики, зародившиеся десятки тысяч лет назад, продолжают влиять на нас и сегодня.

Погребальные обряды ранних Homo sapiens — это окно в мир наших предков, в их мысли, чувства и верования. Они показывают нам, что уже тогда люди задумывались о вечных вопросах жизни и смерти, стремились сохранить память о своих близких и верили в что-то, выходящее за пределы материального мира. Эта традиция сохранилась до наших дней — сегодня мы также чтим память ушедших, устанавливая на могилах памятники из гранита и других материалов.

-10

Заключение

Пожалуй, самый важный вывод, который мы можем сделать, заключается в том, что отношение к смерти — это фундаментальная часть человеческого опыта. От неандертальцев до современных людей, от Homo naledi до Homo sapiens — все эти виды демонстрировали особое отношение к умершим. Это говорит о том, что осознание смерти и стремление придать ей смысл — универсальная черта человеческого сознания.

История погребальных обрядов — это история эволюции человеческого мышления. Мы видели, как постепенно усложнялись ритуалы, как появлялись новые элементы: использование охры, погребальный инвентарь, сложные украшения. Это отражает развитие абстрактного и символического мышления, способности планировать и создавать сложные социальные структуры.

Открытия последних лет, особенно связанные с Homo naledi, заставляют нас пересмотреть наши представления о том, что делает нас "людьми". Оказывается, сложное поведение, связанное со смертью, не является уникальной чертой Homo sapiens или даже видов с большим мозгом.

Несмотря на все наши достижения, многие вопросы остаются без ответов. Мы все еще не знаем наверняка, когда и как возникла вера в загробную жизнь. Мы не можем с уверенностью сказать, что означали многие символы и ритуалы, обнаруженные в древних захоронениях. И, возможно, самый интригующий вопрос: как и почему возникло само осознание смерти?

Каждый раз, когда мы стоим у могилы близкого человека, когда мы задумываемся о смысле жизни перед лицом смерти, мы продолжаем традицию, начатую нашими далекими предками. Мы — часть непрерывной цепи человеческого опыта, протянувшейся через века и тысячелетия.

И кто знает? Может быть, через тысячи лет наши потомки будут изучать наши захоронения, пытаясь понять, кем мы были и во что верили. Что они узнают о нас? Какие тайны нашей культуры они раскроют? И какие вопросы о жизни и смерти будут волновать их?