Что увидели бы вражеские лётчики прошлой войны, наблюдая в оптические прицелы вот такую картину?
Они увидели бы самолёт, часть которого сверху покрыта автомобильными покрышками, удивились бы, а потом разбомбили.
Нынче до наших аэродромов в глубине российской территории вражеским "литакам" не добраться, но есть же ракеты и беспилотные летательные аппараты...
Вот только мозги их с человеческими пока сравниться не могут. Долететь-то до такого аэродрома они уже смогут, но вот различить желаемую цель способны только сравнивая изображения, заложенные в их электронную память, с тем, что наблюдают их оптические камеры, причём изображения эти в основном в инфракрасном диапазоне, поскольку налёты в большинстве своём происходят в ночное время.
А вот тут проявляются нюансы - эти покрышки ощутимо искажают инфракрасное изображение цели, куцый электронный интеллект головок самонаведения не может сопоставить их с заложенными в его память, говоря проще - искомую цель не видит и отказывается от атаки. Будет искать дальше, пока попросту не упадёт, где придётся.
Вообще-то лучший камуфляж в сложившихся условиях - это бетонное укрытие толщиной метра два, но кто же мог предположить, что надо строить их, а не олимпийские объекты? Поэтому люди, от всех этих тонкостей далёкие, просто гыгыкали - вот мол, эти русские: какими-то старыми колёсами пытаются защитить свои немногочисленные по большому счёту самолёты дальней авиации!
Когда любому бухгалтеру понятно: даже от боевой части в несколько килограммов они самолёт защитить не могут, тем более закрывают не всю его поверхность. А вот обмануть головку самонаведения, допустим, пусть даже и не в 100% случаев, оказалось, могут
Но есть же искусственный интеллект, скажут энтузиасты современных технологий, можно же его научить разбираться с этой уловкой?
На этот один американский автор с налётом лёгкой грусти пишет:
«Но если вам потребовалось шесть месяцев, чтобы получить это решение, а на следующий день они (русские) скажут: «О, отлично. Вам не понравились шины? Хорошо, я положу что-нибудь еще сверху», и это сломает модель опознавания… опять же, мы тратим чрезмерное количество времени на компьютерное зрение, не получая при этом почти ничего».
Однако, что касается флота, то шины тут применить затруднительно, поэтому стала применяться окраска, также искажающая вид корабля в инфракрасном диапазоне
Честно говоря, плоды этой окраски оценить трудно, нет статистики, сколько уже пострадавших кораблей её имело или не имело. Но по крайней мере такие меры предпринимались. Более подробно здесь: Российскими военные корабли снова стали использовать камуфляж
А вообще об истории морского камуфляжа есть у меня старая статья:
Может ли краска спасти корабль
.............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о море и моряках с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4