Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Может ли краска спасти корабль

Что может быть беззащитнее, чем подводная лодка? Разве только дирижабль. По крайней мере, схватка между немецкой U-134 и американским дирижаблем К74 окончилась убедительной победой подводной лодки.

Есть ещё байки о сбитии британской лодкой Е-31 немецкого Цеппелина L-7 в первую мировую войну, но час копания в интернете привёл меня к такому результату: Цеппелин был повреждён артогнём британских крейсеров "Галатея" и "Фаэтон", а подводная лодка, оказавшаяся рядом с местом падения в 20 милях от места боя, лишь добила его на воде.

Но даже в те пасторальные времена, когда не было ещё ни радаров, ни сонаров, лодка в надводном положении при обнаружении надводными кораблями была практически обречена. Шансом на спасение было слиться с окружающим морем и стать неразличимой для выпуклого военно-морского глаза вражеских наблюдателей. Лодки красили во всевозможные оттенки шарового (серого) цвета, на севере темнее, на юге светлее. На заглавном снимке германская подводная лодка того времени.

Однако с развитием авиации встал вопрос о невидимости лодки и под водой для воздушного наблюдателя. Так, на американском флоте перед войной и в первый её период считалось, что наилучшим цветом является чёрный, затрудняющий её обнаружение на глубине. Однако лодки того времени не могли бесконечно находиться под водой, а практика показала, что "радикально чёрный цвет" ™ в тропиках даже ночью на поверхности при луне делал лодку достаточно заметной. В итоге к 1943 году перешли к окраске в дымчато-серый и результативность их атак в надводном положении заметно возросла.

Шаровую окраску подводных лодок я застал, когда был мальчишкой. Но когда радары достигли определённого совершенства, цвет лодки в надводном положении значение потерял и они опять стали чёрными. Да тут ещё покрытие корпусов резиной подоспело, так что чёрные они и по сегодняшний день.

А что же надводные корабли? Ви таки не поверите, но краска для защиты применялась ещё во времена парусного флота. Казалось бы, при высоченных мачтах, светлых парусах - был ли смысл красить корпуса в маскировочный цвет?

А никто и не красил. Зато мастерски изображали на бортах пушечные порты и потенциальный злоумышленник ещё чесал затылок - а стоит ли приближаться к судну с таким количеством пушек :)

Когда эскадра Рожественского, чернея бортами и желтея дымовыми трубами приближалась к Цусиме, наши корабли в Порт-Артуре, как и японские, давно были окрашены в различные оттенки шарового цвета. И к первой мировой войне иные цвета окраски боевых кораблей исчезли.

Однако тут очередное "но". Когда чуть ли не главной опасностью для надводных кораблей стали подводные лодки, нападающие с расстояний, когда цвет вашего корабля уже никак вам помочь не может, осталось так красить корабли, чтобы максимально затруднить подводникам определить дистанцию, курс корабля, да и вообще понять, что это за корабль и где у него нос, а где корма. Вот рисунок, поясняющий это:

-2

Ещё несколько примеров такой окраски. Транспортное судно:

-3

А эту штуку я долго разглядывал, к однозначному выводу не пришёл. По-моему, всё-таки торпедный катер:

-4

Однако развитие самонаводящихся торпед и РЛС подводных лодок сделали и эту раскраску неактуальной. Так что теперь надводные корабли стали опять однотонно серенькими различных оттенков.

И ещё один момент. Доводилось ли вам с ведром воды, тряпкой и огнетушителем под рукой обеспечивать сварочные работы с другой стороны металлической переборки, к которой что-либо приваривается? (отрезают теперь больше болгарками, хотя не везде с ней подсунешься).

Краска с вашей стороны начинает вспучиваться, пузыриться, чернеть и если её не смачивать водой, то обязательно вспыхнет. Вот вам и пожар!

Негорючие краски - великое благодеяние, особенно в условиях боя. Сколько кораблей они бы спасли! И вроде бы есть такие.

Но я лично их не видел :(