Найти тему

«Это удивительно красивые места»: татарстанцы пытаются спасти заповедник от соседства с карьером

Оглавление

Вторая волна протеста против строительства песчаного карьера вблизи Волжско-Камского биосферного заповедника началась в Зеленодольском районе Татарстана. Накануне жители сел Бело-Безводное, Маёвка, Бишня, Большие и Малые Ключи передали свои подписи против разработки песчаного карьера «Восточно-Соловьёвский» в Минэкологии РТ и в администрацию самого заповедника. Получить лицензию на право добывать песок рядом с заповедной землей настойчиво пытается ООО «Ресурснедр».

МИНЭКОЛОГИИ: РАБОТЫ МОГУТ ОКАЗАТЬ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗАПОВЕДНУЮ ТЕРРИТОРИЮ

Участок недр «Восточно-Соловьёвское» расположен в непосредственной близости к Волжско-Камскому заповеднику, в трех километрах юго-восточнее деревни Соловьёвка и в двух километрах южнее села Большие Ключи. Юридически сам заповедник повлиять на ситуацию не может, так как территория, где планируется открыть карьер, находится не в охранной зоне.

Фото Евгения Горшкова
Фото Евгения Горшкова

Сейчас ООО «Ресурснедр», которое хочет начать добычу строительного песка, судится с Минэкологии РТ – ведомство не дает компании соответствующее разрешение.

Как рассказали в пресс-службе Минэкологии РТ, право пользования участком недр «Восточно-Соловьёвское» было предоставлено «Ресурснедру» еще в ноябре 2016 года на основании лицензии «в целях геологического изучения песка строительного», но без права его добычи.

В конце 2019 года ООО «Ресурснедр» обратилось в Минэкологии РТ за разрешением на разработку месторождения. Тогда ведомство разрешение не выдало из-за того, что работы могут оказать негативное воздействие на заповедную территорию.

«Ресурснедр» подал иск в Арбитражный суд РТ, и в 2023 году суд обязал Минэкологии РТ выдать необходимые документы. Однако министерство всё же приняло решение снова отказать. Суды продолжаются.

«ЕСТЬ РИСК ОСТАТЬСЯ БЕЗ ВОДЫ»

Уникальный Волжско-Камский заповедник, напомним, имеет статус биосферного резервата ЮНЕСКО. Жители окрестных поселков небезосновательно опасаются, что масштабные работы могут нанести урон окружающей среде, да и близкое соседство с будущим карьером их, естественно, не радует.

Доцент кафедры инженерной экологии в ФГБОУ ВО КНИТУ Лиля Фатыхова совсем недавно переехала с семьей в поселок Малые Ключи. Как специалист, она хорошо понимает, чем грозит жителям поселка соседство с карьером.

«Мы были очень разочарованы, узнав о планах по разработке песчаного карьера рядом с нашим поселком. Во-первых, это чревато загрязнением воздуха из-за выбросов от техники и грузового транспорта, а также запылением территории в результате работ. Во-вторых, это загрязнение водных ресурсов, связанное с изменением уровня грунтовых вод и истощением подземных источников. Есть риск остаться без воды. Да еще и шум, ведь работа на карьерах обычно ведется круглосуточно. А близость к Волжско-Камскому заповеднику может привести к деградации растительности и изменению рельефа», – сокрушается Лиля.

Джаудат Гарипов переехал в Бело-Безводное из Кукморского района около 20 лет назад. Раифские леса удивительные, говорит он, отмечая чистоту воздуха и тишину. «Я очень хорошо понимаю, какой урон нанесет карьер этому небольшому участку почти нетронутой природы и здоровью десятков тысяч людей, живущих поблизости. Поэтому, как только узнал о планах разработки карьера, подключился к сбору подписей против разработки. Это наша земля, и мы будем за нее бороться!» – заявляет Джаудат.

Раифские леса удивительные, говорят местные жители. Фото Евгения Горшкова
Раифские леса удивительные, говорят местные жители. Фото Евгения Горшкова

В 2018 ГОДУ В ЭТИХ МЕСТАХ ХОТЕЛИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ДРУГОЙ КАРЬЕР

Старожилы вспоминают, что это не первая попытка начать добычу песка рядом с заповедником. В 2018 году в этих местах хотели разрабатывать другой карьер – «Маёвский». И даже была выдана лицензия на разработку, оставалось лишь сменить категорию земель. Но местные жители подняли волну протеста, и процесс остановился.

Как удалось это сделать, рассказала кандидат технических наук, архитектор, представитель общественного движения «Защитники заповедной земли в РТ» Вероника Галеева.

«Карьеры находятся на территории Большеключинского сельского поселения. По “Маёвскому” карьеру лицензия уже выдана. Но начать его разрабатывать не могут, поскольку нужно сначала сменить категорию земель с сельхозназначения на промышленное и внести изменения в генплан. Когда подняли этот вопрос, были общественные слушания, и местные жители выступили против. Жители Маёвки тогда отстояли свою позицию, было собрано более 2000 подписей только жителей Большеключинского сельского поселения», – говорит Галеева. Документы, по ее словам, хранятся в архиве местного актива сельчан.

ИДЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА САМ ЗАПОВЕДНИК И ЕГО ОХРАННУЮ ЗОНУ

Земли, на которых предполагается открыть карьеры, хотя и не входят в охранную зону заповедника, но зато находятся в защитной зоне резервата ЮНЕСКО. Об этом говорит завкафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ, профессор Нафиса Мингазова. К ней местные жители обращались за помощью, когда вели борьбу против открытия «Маёвского» карьера.

«Специалисты кафедры провели исследование и выяснили, что территория, на которой предлагалось начать добычу песка, представляет собой большую природную ценность. Там растут рощи, леса, располагаются небольшие карстовые водоемы, речка Сопа, много родников, ключей. Большое биоразнообразие животных и растений. Это удивительно красивые места», – рассказала профессор.

Она добавила, что Волжско-Камский относится к категории малых заповедников, он разделен на две части. Раифский участок и без того находится в очень сильном стрессе из-за близости города, поселков, которые его окружают, дорог. «Идет очень большое воздействие на сам заповедник и его охранную зону. По сути, он, как в тисках. Естественно, это печально на нем сказывается. А он представляет собой величайшую природную ценность, поскольку это биосферный резерват, – говорит Мингазова. – И как биосферный резерват он имеет несколько охранных зон, которые рассчитываются по международным меркам и шире обычных охранных зон заповедника, а этот факт всё время упускают из виду. И тот, и другой карьер, попадают в эти охранные зоны».

По словам Мингазовой, разработка карьеров негативно скажется и на обитателях заповедника, и на его гидрологическом режиме. Водные объекты Раифского участка заповедника – это карстовые провалы в руслах малых рек Сумки и Сер-Булака. В таких провалах находятся Раифское озеро (самое крупное), Белое, Карасиха, Линёво.

Речки подпитываются ручьями и притоками, в том числе теми, что находятся на территории, где планируется открыть карьеры. Если такая подпитка исчезнет, все уйдет в огромный котлован, нарушится гидрологический режим, и уникальная озерно-речная система, которой нет больше нигде в Татарстане, просто высохнет, подчеркивает профессор КФУ.

Больше статей на сайте «Республика Татарстан»