Найти в Дзене
Снеговик с гармошкой

Советский киноавгуст: "Спортлото-82" (1982) Гайдай переоценён

Предыдущий фильм марафона: В поезде, держащем путь на юг, одном купе едут четверо: романтик, красавица, рубаха-парень и бывалый прохиндей. Романтик подкатывает к красавице шары весьма оригинальным способом: дарит ей лотерейный билет. Спустя 10 дней выясняется, что билет выиграл 20 тысяч рублей (совпадение 1), осталось найти отрывной талон, подтверждающий выигрыш. Беда в том, что у каждого из четырёх пассажиров был с собой экземпляр нового бестселлера (совпадение 2), и талончик спрятан в одной из этих книг. Не отыскав талона в своём экземпляре, романтик, желающий порадовать ни о чём не подозревающую возлюбленную, проверяет книгу прохиндея, благо тот остановился в том же доме, что и он (совпадение 3). Прохиндей, узнав о планах романтика, сам начинает охоту за счастливым билетом, каковая продлится до конца фильма... А совпадений будет ещё немало. Если у вас нет к "Спортлото-82" никаких ностальгических чувств, и вообще, вы его видите впервые в жизни (как я), то скорее всего, у вас (как и у

Предыдущий фильм марафона:

В поезде, держащем путь на юг, одном купе едут четверо: романтик, красавица, рубаха-парень и бывалый прохиндей. Романтик подкатывает к красавице шары весьма оригинальным способом: дарит ей лотерейный билет. Спустя 10 дней выясняется, что билет выиграл 20 тысяч рублей (совпадение 1), осталось найти отрывной талон, подтверждающий выигрыш. Беда в том, что у каждого из четырёх пассажиров был с собой экземпляр нового бестселлера (совпадение 2), и талончик спрятан в одной из этих книг.

-2

Не отыскав талона в своём экземпляре, романтик, желающий порадовать ни о чём не подозревающую возлюбленную, проверяет книгу прохиндея, благо тот остановился в том же доме, что и он (совпадение 3). Прохиндей, узнав о планах романтика, сам начинает охоту за счастливым билетом, каковая продлится до конца фильма... А совпадений будет ещё немало.

Когда я ещё пытался знакомиться с девушками, это выглядело именно так...
Когда я ещё пытался знакомиться с девушками, это выглядело именно так...

Если у вас нет к "Спортлото-82" никаких ностальгических чувств, и вообще, вы его видите впервые в жизни (как я), то скорее всего, у вас (как и у меня) возникнет чувство острого недоумения: а это точно снимал Гайдай, тот самый великий комедийный режиссёр? Не стану отрицать, я, как и все советские дети, вырос на его фильмах и свободно разговариваю цитатами из них, но что это за фильмы? "Бриллиантовая рука" и условная трилогия о Шурике. Только их можно назвать безоговорочными шедеврами. Экранизации "12 стульев" и "Ревизора" получились спорными, фильм "Опасно для жизни" - никакущим, а "Дерибасовская" и "Кооперация" - артефакты своей безумной перестроечной эпохи и не более того. То есть, своими лучшими фильмами Гайдай задрал такую высокую планку, что дотянуться до неё потом так и не смог...

-4

И всё-таки, что же пошло не так? Во-первых, сюжет откровенно высосан из пальца, он полон условностей и совпадений, но при этом лишён живого нерва. В других фильмах Гайдая герои боролись с контрабандистами, спасали похищенную невесту, даже пытались починить пространственно-временной континуум... А что тут? Ищут выигрышный билет? Ну, найдут - молодцы, а не найдут - что, кому-то хуже станет?

-5

Но основной недостаток фильма не в этом. В главных шедеврах Гайдая вся соль - в диалогах, поэтому мы до сих пор цитируем и "Будете у нас на Колыме", и "Какое житие твое?!", и так далее. В "Спортлото-82" упор сделан на визуальные гэги, в духе "герой долго и мучительно откупоривает консервную банку". В прежних фильмах Гайдая такого добра тоже хватало: вспомните, как мадам Грицацуева столь же долго и мучительно бегает за Бендером в редакции газеты "Станок" или как Геша Козлодоев пытается подкрасться к Сене Горбункову... Но здесь эти длинные и абсолютно несмешные сцены с кривляниями героев особенно утомительны.

Раздражает и другая примета стиля Гайдая: ничем не мотивированные музыкальные номера, просто ни с того, ни с сего - героям попеть захотелось. Конечно, мы не представляем себе "Бриллиантовой руки" без "Острова невезения" или "Ивана Васильевича" без "Маруси". Но там это работало, а здесь - категорически нет. Впечатление, что просто хронометраж добивали...

-6

А ещё меня не покидало ощущение, что я смотрю не самостоятельный фильм, а некий набор отсылок к прежним работам Гайдая:

  • Спекулянт Мурашко (Пуговкин) и его исполнительный, но бестолковый помощник Степан (Кокшёнов) - это типичные "деловые люди", американцы Билл и Сэм из одноимённого фильма, Не зря Мурашко курит "Мальборо", а Степан носит футболку с надписью "Мичиганский университет".
  • Сюжет о поиске сокровища, спрятанного в одном из нескольких одинаковых предметов - это же "Двенадцать стульев"!
  • В песне спекулянта звучит фраза "И давно уже пора вопрос поднять,
    Чтоб за вредность мне давали молоко"
    . Как вы помните, молоко за вредность ещё надо царям давать... И в той же песне: "И падишахом легче стать, чем в наше время всё достать". Ну да, ну да, если б я был султан...
  • Герои лихо гоняют на мотоцикле с коляской - совсем как в "Кавказской пленнице". Скажете, это уж я за уши притягиваю? Не стал бы, но мотоциклом управляет кавказец...
-7

Гайдай, кстати, известен своей любовью к мелким деталям. Именно поэтому ничто меня не разубедит в том, что это слово появилось на карте туристических маршрутов случайно:

-8

Что ещё заинтересовало: кассетный магнитофон известной фирмы. Должно быть, за большие деньги кому-то достался.

-9

Хе-хе, надпись с ошибочкой:

-10

Всем спасибо! Добавляйтесь!

Следующий фильм марафона: