Эту масштабную стройку, являющуюся крупнейшим инфраструктурным проектом в регионе, называют уникальной, так как возводить объект приходится в крайне стесненных условиях городской застройки с большим количеством инженерных коммуникаций. Стартовала она в 2022-м, а к осени 2024-го вышла на финишную прямую. В тестовом режиме дорогу откроют в конце сентября — на год раньше обозначенных в документах сроков.
Речь идет об автомобильном мостовом переходе через реку Упу в столице Тульской области, призванного соединить сразу три городских округа — Привокзальный, Зареченский и Советский. Его пришлось буквально втискивать между железнодорожными путями, заводскими цехами и слиянием двух рек. Суммарная протяженность новой четырехполосной трассы с тремя эстакадами, круговой развязкой и пешеходным спуском составит около 1,1 км.
В начале первого осеннего месяца 2024 года ход работ проконтролировал исполняющий обязанности главы региона Дмитрий Миляев, по словам которого, столь крупного строительства дорожной инфраструктуры на территории Тульской области ранее не происходило.
Примечательно, что этот объект появился в документах еще в 1970-х. Но тогда при ограниченности местного бюджета и отсутствия острой необходимости в переходе через Упу реализацию этой инициативы решили отложить до лучших времен. Позднее, как рассказал бывший главный архитектор Тулы Андрей Клепанов, против строительства выступил машиностроительный завод, территория которого так или иначе затрагивалась.
В итоге, к вопросу вернулись только в 2013-м, а непосредственно к воплощению столь давней задумки приступили в 2022 году. В региональном Минтрансе уточнили, что данный проект является самым сложным и капиталоемким для столицы региона — его стоимость составляет порядка 4,5 млрд руб. (инфраструктурный бюджетный кредит и средства регионального дорожного фонда). А глава ведомства Родион Дудник в прошлом году заявил, что тульский мост с эстетической точки зрения будет даже красивее Крымского (утверждение, конечно, спорное).
Стоит отметить, что и чиновники, и инженеры нередко проводят параллели между строящимся мостом в Туле и переходом через Керченский пролив. Главным образом, акцент делается на сложности проекта, который из-за обилия тех же коммуникаций пришлось пересматривать по ходу кампании. Дополнительно проводили ряд сопутствующих работ, включая изменение русла реки Воронка. Однако все это никак не сказалось на сроках. К тому же строительство подобных сооружений изогнутой формы (если учесть протяженность объекта) для страны большая редкость.
Эстакадный вариант, которому отдали предпочтение, позволит избежать скопления машин при заезде на мост и минимизировать тем самым возникновение пробок в часы-пик. Особенность перехода заключается и в том, что он представляет собой полностью монолитную конструкцию, предварительно напряженную железобетоном (предварительное напряжение передается с арматуры на бетон, что увеличивает жесткость конструкций и повышает их выносливость).
При возведении стоящего на 43 опорах моста применили самые современные и надежные технологии, что в частности позволило реализовать инициативу на год раньше оговоренных сроков. Проектировщики уверяют, что по назначению эта дорога через водную преграду прослужит минимум столетие.
Изображения в статье — Правительство Тульской области / tularegion.ru и Администрация города Тулы / vk.com/cityadmtularu