В этом затерянном месте России, среди крупнейших болот Европы, когда-то активно добывали торф для нужд СССР. Это был эпицентр жизни, где функционировала железная дорога, а богатая инфраструктура обеспечивала работу и жизнь. Сейчас же железная дорога разобрана, предприятия закрыты, а добыча топлива прекращена. И в этом месте, полном заброшенных зданий и пустующих предприятий, в панельных домах остались жить лишь несколько десятков человек. Всего 1-2 семьи на целый многоэтажный дом. Сотни квартир оказались брошенными и никому не нужными. Как же так получилось, что некогда богатый край оказался попросту забыт?
Непростая дорога к городу-призраку
В этот раз наш путь лежит в Псковскую область, в небольшой городок Цевло. В дороге нам с Никитой предстояло провести более 10 часов. Самая сложная часть началась, когда на протяжении 10 километров дорога превратились в настоящее решето. Ямы были повсюду, и ехать стало практически невозможно. Неудивительно, что Псковская область вымирает.
Настоящий город-призрак
Как только въезжаешь в городок Цевло, замирает сердце от страха. Нас сразу встречают полуживые многоэтажные дома в аварийном состоянии, где все еще теплится жизнь. Многие из окон заброшенных квартир местные заложили просто кирпичом, ради сохранения тепла. Рядом находится бывшая школа, а напротив нее еще действующая котельная.
Городок Цевло — это типичный тупик, где заканчивается жизнь, а кругом непроходимые топи, да болота.
История городка
В 1970-е года на окрестных болотах вокруг развернулось грандиозная стройка предприятий по добыче торфа. Место было выбрано неслучайно, там находилось крупнейшая в Европе система верховых болот с огромным количеством торфа. Добываемое топливо планировалось оправлять в огромных количествах на Псковскую ГРЭС.
В Цевло был построен торфобрикетный завод, проложена узкоколейная железная дорога, а также подведена вся необходимая инфраструктура. Активно строились многоэтажные дома, куда со всей страны съезжались люди, чтобы работать на болотах. Цевло числилось административным центром ныне уже упраздненной Цевлинской волости. Все строилось с запасом, с возможностью расширения места до крупного промышленного города. Даже будущее название придумали для него — Партизанск.
В конце 1980-х годов Псковская ГРЭС полностью перешла на газ, и с этого момента всё посыпалось. Прекратилась добыча торфа, и люди потеряли свою единственную работу. Узкоколейку, по которой местные передвигались на дрезине решили пустить металл, но в тот момент жители Цевло не дали этого сделать. И оставшиеся 16 км они чинили на протяжении 20 лет. Представьте себе, люди своими силами меняли шпалы и укрепляли мосты через ручьи. Но в 2016 году дорога была окончательно разобрана и ликвидирована.
Всё разрушено и забыто
Пока я шел по городку вокруг стояла абсолютная тишина. И я поймал себя на мысли, что здесь по факту никого и ничего не осталось. Все, что возможно, закрылось. И, скорее всего, в будущем это место попросту вымрет. Даже детская площадка давным-давно заросла. Выглядело все это жутковато.
Последние жители
Вскоре я встретил местных жителей:
- Здравствуйте, как вы живете здесь? - спрашиваю я.
- Здравствуйте, мы, когда сюда приехали в 1992 году, в школе было 1,500 учеников. В той стороне свиноферма была, здесь ферма с крупнорогатым скотом. А сейчас ничего не осталось.
- А сейчас ни полиции, вообще никого нет? - спрашиваю я.
- Нет, сейчас никого. - говорит она.
- Также тут торфоразработки, цемзавод были, даже мягкие игрушки шились. И строительством и лесом занимались. - рассказывает другая женщина. - А сейчас ни медпункта, ни школы, ни библиотеки, ничего нет.
Я подошел поближе к подъезду и спросил у еще одной женщины, которая ухаживала за цветами:
- Я смотрю, вот эти два подъезда вообще на замок закрыты, как деревенские дома? - спрашиваю я.
- А здесь только наши подъезды жилые: второй, третий этаж, нас по 3 семьи на весь дом осталось. - говорит местная.
В квартирах топят печками
Я решил зайти в первый подъезд, и встретил там жительницу:
- Здравствуйте, а вы где живете? - спрашиваю я.
- Я вот здесь, - показывает она, - одна на весь подъезд. У нас 2 жилые квартиры, но там уже никого нет.
- А вам не страшно так жить одной на весь подъезд?
- Нет, я никого не боюсь. А кого тут бояться? Волков бояться — в лес не ходить. И вот они нас всё выкуривают, но никак не могут выкурить.
- Котельная у нас на дровах — продолжает она и смеется. Газа у нас тут давно нет, был раньше привозной газ, поэтому у нас газгольдерные были. Но люди сейчас печками отапливаются.
- Это же сложно. - говорю я.
- Ну а как люди в частных домах живут? У нас даже в пятиэтажках есть "чугунки" (буржуйки).
В подъезде появилась еще одна женщина. Услышав наш разговор, она пригласила меня к себе домой, чтобы показать буржуйку. Я был в оцепенении и не мог поверить своим глазам. Рядом с действующей батареей стояла настоящая буржуйка.
- А сколько градусов зимой у вас? - спрашиваю я.
- Градусов 15. По квартире ходим в одежде, мы привыкли уже. А так тепло от буржуйки идет немного. Но топить приходится её каждый день. У нас знаешь, почему холодно? Соседняя квартира отрезана от отопления, и откуда тепло будет браться? - говорит она.
Заброшенное торфопредприятие
Осмотрев дома, я решил найти бывшее торфопредприятие, которое работало вплоть до 1990-х годов. Выглядело оно очень жутко. А рядом я обнаружил действующую котельную, которую хотели запустить на газу, но что-то пошло не так, и проект свернули.
Нашел самодельный вездеход
Когда я уже возвращался обратно к полуживым домам, я обнаружил в лесу настоящий самодельный вездеход! Это яркий пример, как люди не отчаиваются. Даже после того, как их лишили узкоколейки, они собрали супер-машину из "Газелек" и "Уазика". Конечно, находчивый у нас русский народ.
Местные платят за капремонт
Удивительное дело, но за эти аварийные панельки местные платят каждый месяц за капремонт:
- А за капремонт берут за вас деньги? - спрашиваю я у местных жительниц.
- Да, моя квартира обходится мне каждый месяц 13.200 рублей. А теперь будет еще дороже. - говорит одна из них.
В жилых домах плесень
Самое ужасное, что эти квартиры покрываются плесенью из-за того, что весь подвал полностью затоплен водой. Когда я проходил мимо него, то ощутил этот непередаваемый запах сырости, перемешанный с бетоном, плесенью и грибками. Эту палитру можно ощутить, войдя только в подъезд.
Заброшенная школа
В конце я решил найти заброшенную школу. Она закрыта давным-давно, но за ней продолжают следить. Стекла были целы, а в окнах аккуратно лежали книги. Удивительно конечно, как в такой глуши, на болоте может располагаться подобная школа.
Местным запрещают собирать ягоды
В Цевло также находится самая крупная система болот в Европе. И эти болота относятся к заповеднику, что тоже накладывают некоторые ограничения на местных жителей. Например, собирать клюкву они могут в строго отведенных местах, и конечно, местные жители негодуют, что в этих отведенных местах клюквы либо нет, либо ее совсем мало.
Вывод
Город-призрак Цевло поразил меня до глубины души. Здесь я почувствовал себя как в Чернобыле. Все предприятия были закрыты, многоквартирные дома полупустые, а вокруг никакой инфраструктуры. Это место продолжает жить лишь благодаря отважным людям, которые несмотря ни на что преодолевают все трудности и препятствия.
Об этом месте я снял ролик, ознакомьтесь, если не смотрели:
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ: