Данная статья будет полезна родителям тяжелых детей с ТМНР, родителям детей с тяжелой сенсорной депривацией, детей с выраженными аутичными чертами. Так же для профилактики сенсорных нарушений и задержек развития у здоровых малышей до года.
Сегодняшняя статья немого не вписывается в общий средний формат канала. В процессе своего профессионального развития, я стремлюсь все глубже погрузиться в проблемы детей. Как говорится хочешь стать сильным специалистом берись за самых сложных и разматывай клубок от истоков. К тому же мне ли не знать какого это вдруг, неожиданно оказаться мамой очень тяжелого ребенка в вегетативном состоянии, у которого не сформирован ни один рефлекс. Сейчас конечно же набегут хейтеры с фразами: "Да кому и зачем вообще это нужно"? Нужно, господа, очень нужно. Во-первых, степень человеческой любви и участия сложно измерить, во-вторых, отчаяние мамочек оказавшихся один на один с болезнью безгранично. Как мать, которая вытянула сына из комы 1 и вегетативного статуса до отличника в лингвистической гимназии, скажу, что однозначно никогда нельзя сказать какой у ребенка реабилитационный потенциал и каких успехов можно достичь. Так же как и нельзя определить время жизни своего малыша.
В те далекие годы десять лет назад я впервые столкнулась с неинформированностью родителей о том как заботиться о своем сложном ребенке. По неврологическому отделению больницы долго ходила история о мамочке, которой рекомендовали продавливать пальчики на ручках своего младенца с целью стимуляции развития головного мозга. Данная мамочка так активно старалась это делать, что повыдергивала ребенку суставы. Вот чтобы избежать подобных проблем, давайте сегодня рассмотрим, как же это делать правильно.
Какие методики занимаются запуском процесса мышления у здоровых деток в период до трех месяцев, а также тяжелых паллиативных детей, и взрослых любого возраста имеющих выраженные патологии сенсорной депривации? Это методика базальной стимуляции и развивающего ухода. Методики большие и обширные, я посвящу им цикл статей, поэтому разобью их на отдельные сегменты. Сегодня я буду говорить о тактильной сенсорной стимуляции.
Представим малыша. Он только родился и еще вообще никак не осознает себя в окружающем пространстве. Он даже не может выделить и осознать наличие собственного тела и его ощущений. Вот именно этим мы с Вами сегодня и займемся. Итак, в первую очередь определимся с тем, что мы с Вами описываем стимуляцию ощущений, а не работу с мышцами и их тонусом. Мы не занимаемся массажем по восстановлению или коррекции двигательной функции, мы запускаем мозг в части осознания себя как объекта в пространстве, включаем у ребенка ощущения своего тела. Какие задачи мы ставим перед своей работой? Научить ребенка осознавать тактильные ощущения, запустить познавательную тактильную функцию, конечной целью которой будет желание малыша трогать и ощупывать себя, тянуться к предметам и тащить их в рот. Стараемся адаптировать ребенка к тактильным сенсорным ощущениям, в целях профилактики аутичных черт поведения, выраженных в боязни и избегании тактильного контакта и прикосновений.
Итак, как мы будем это делать? Важным моментом здесь является тактильная стимуляция руками мамы или специалиста. Движения могут сочетать в себе следующие комплексы: поглаживание, разминание, растирание, обхватывание, похлопывание, щипание. Движения должны быть уверенными, но не болезненными, важный момент ребенку необходимо чувствовать их. В отличии от массажа, который нацелен на коррекцию тонуса и придерживается одной линии направленности. (Например, расслабления в части высокого тонуса.) Базальная стимуляция обязательно сочетает в себе как элементы стимуляции, так и элементы расслабления, с возможностью смены одного комплекса действий на другой. Стимуляция всегда проводится симметрично. Сделали движения на одной части тела, повторим то же на другой. Крайне важен ритм действий, он должен быть стабильным, комплексным и ежедневным. Иначе говоря, очередь последовательности действий должна быть соблюдена, одно за другим ежедневно. Для чего это делается? Мы фиксируем мозг на порядке действий, стимулируя у ребенка осознания самого процесса работы. Наша цель добиться у малыша комплекса предвкушения следующего действия, что запустит аналитические процессы головного мозга. Позднее когда навык будет выработан процесс можно будет видоизменить с целью расширения коммуникативной реакции на изменения.
Как выстраиваем систему работы? Движения проводятся сверху вниз по телу от лопаток до ножек. Ручки прорабатываем снизу верх от пальцев до плеч. Оральной стимуляцией обязательно нужно заниматься, но ее мы проводим в последнюю очередь, от центра лица к его краям. Обычно логопеды сначала работают со лбом, затем прорабатывают щеки и потом переходят к подбородку. Не надо заниматься комплексным лого массажем и стимулировать подъязычные мышцы маленьким крохам, это лучше оставить специалисту. Ваша задача именно запустить ощущения на коже и тактильное восприятие. Сколько раз в день нужно проводить стимуляцию? Допускается проведение сеансов до 10 раз в день по 10 минут.
Вот такой нехитрый способ работы по развитию тактильного взаимодействия и влиянию его на общие когнитивные функции у нас сегодня получился.
А какие приемы по работе со своими детьми применяли Вы в своей практике?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.