Найти в Дзене

Вот это и есть моя жизнь?

Оглавление

Вся такая из себя москвичка. Коренная, а не эти, из понаехавших! Блестяще закончила школу, с легкостью поступила в прекрасный институт, влюбилась в однокурсника, счастливо вышла замуж, защитила красный диплом и родила прекрасного первенца.

Ведь я подавала надежды! Я должна была быть Ух! и Ах! Весь мир у моих ног и нет мне преград!

А что же получилось? Что сейчас то есть?

Рутинная жизнь в бабушкиной двушке, обыкновенный муж, обыкновенные дети, обыкновенная работа.

А где же вот это всё, что должно было стать необыкновенным!???

-----

Я продолжаю тему аддитивной пустоты, которую начала вчера.

Продолжаю с описания эмоций доверительницы, её ощущения своей жизни. Эти мысли и эмоции доверительница сама захотела разместить в статью. Желание продиктовано стремлением "узнать мысли людей по этому поводу".

Чуть-чуть расскажу подробнее, о чем мы беседуем раз в неделю.

Мы не проводим психотерапию и у нас нет целей. Доверительнице просто хотелось понять - а что происходит с моей жизнью? куда я иду? чего я хочу? И нужен был собеседник. Я откликнулась на эту просьбу, потому что мы знакомы очень давно, со времен, когда я консультировала по вопросам питания.

И мне всегда интересно подумать вместе с человеком о жизни, зная историю продолжительностью аж 10 лет.

Я очень рада письмам доверителей через года после завершения общения, потому что остаются в голове вопросы - а как сложилась жизнь? что получилось? что не получилось? какие сейчас настроения, эмоции, мысли?

Итак, с доверительницей мы ушли в рассматривание сути вопроса - а что же такое должно было быть в жизни, что Ух! и Ах!

В чем собственно были ожидания, которые остались как бы без материальной реализации?

Или не было конкретики?

Выяснили, что не было какой-то ясной картинки в голове, что же такое Ух! должно случиться в будущем. Просто привычка, что я восхитительная и лучше всех в школе, лучше всех в институте, сплошное восхищение в личных отношениях.

Всё и везде в жизни шло так, что должно было непременно привести к Ух! и Ах!

А привело к двушке, которая осталась от бабушки, к обыкновенным детям и обыкновенному мужу.

И это ВСЁ?

Вот это и есть моя жизнь?

А дальше старость?

Нормативные возрастные кризисы

В развитии человека есть обязательные кризисы.

Их обязательность задана тем, что в определенные момент становится невозможно жить по-старому.

Я приведу яркий пример на ребенке - кризис 1 года. Что произошло в этот момент?

А произошло развитие организма, когда ребенок научился ходить и теперь может уйти от мамы за тем предметом, который стал ему в этот момент интересен.

Значит, старая модель взаимодействия с мамой уже невозможна.

Если мама продолжит носить ребенка на руках, если будет сопротивляться его новым возросшим возможностям, то станет плохо и маме, и ребенку. У них начнут "портиться отношения".

Кризис неминуемо демонстрирует - ситуация должна быть перестроена её участниками. Теперь она другая и требует других форм взаимодействия.

Ещё один пример - подростковый кризис. От ребенка идет запрос на признание его взрослости, что родитель пока сделать не может. По объективным причинам не может! Потому что в 14-15 лет ни о какой настоящей взрослости говорить невозможно.

Невозможно в НАШЕМ обществе!

А есть общества, где в этом возрасте отдавали замуж и для всех было очевидно, что взрослость пришла.

Тогда будет ли подростковый кризис? Да, он будет, требование перестройки социальных отношений никуда не исчезло. Но не будет его остроты и напряженности, ведь внутри общества есть механизмы, по которым эта перестройка нормативно пройдет.

Кризис середины жизни

- это тоже нормативный кризис, который проходят все люди, но у него может быть разная степень выраженности, напряженности эмоций.

И это новый кризис, который, как мы можем предполагать, появился у людей совсем недавно.

Он связан с необходимостью выбора абсолютно всего в своей жизни. А раньше у человека этого выбора не было. Например, в Средневековье жизнь была почти полностью предопределена во всех сферах: выбора профессии, семьи, религии, места жительства и т.д.

Фактически, у человека выбора не было. Вот ты родился крестьянином, или сыном сапожника, в такой-то деревне, или в таком-то городе, и вопросы переезда в другой город, вопросы выбора "кем же мне быть? и какого моё будущее?" перед человеком не возникали. Жизнь имеет четкость и определенность с момента рождения и до самого финала.

Поэтому нет ценностно-смысловых кризисов "пересмотра и подведения жизненных итогов".

Нечего пересматривать! Человек ценности и смыслы не создает сам. Всё готовое предоставило то общество, в котором он родился.

В современном мире перед каждым человеком возникает множество вариантов жизненного пути, по которому можно пойти:

какую профессию выбрать? в каком месте города или в каком городе (стране) жить? сколько детей рожать (и рожать ли вообще)? быть ли замужем или одиночество приятнее? какое хобби увлекает и, если оно перестало увлекать, то как найти новое? и т.д.

Множество вопросов! Вопросов в условиях необратимости!

Принимаешь решение и дальше идешь по выбранному направлению.

Да, с мужем можно помириться уже после развода, а в любимый город вернуться даже после многих лет жизни в другом месте.

НО! Время прошедшее не вернуть. И это время было прожито там и с тем человеком (или без него).

И это заставляет осмысливать возможности со страхом "ошибиться", "пойти не по тому пути".

А также заставляет периодически менять принципы планирования своего будущего, исходя из нового нажитого опыта.

Кризис "разрушения розовой мечты"

или кризис 30 лет, который является следствием "детского" видения жизни.

Психологи видят одной из важнейших задач подросткового возраста в создании "мечты".

"Мечта" в дальнейшем определяет жизнь человека и включает в себя 3 пласта:

  • социальный мир

(профессия, принадлежность к социальному классу, семья, карьера, социальные роли);

  • изменения Я

(осознание себя, своих мыслей, мотивов, внутренних конфликтов, умений, способов обращения со своими чувствами, реакциями на события и т.д.);

  • форма моей активности и моего участия в построении своей жизни.

Итак, подросток создает "мечту".

И мечта обязательно нужна, чтобы двигаться вперед. Иначе будет чувство растерянности. Без такого "плана жизни" человек будет ощущать себя потерянным в большом мире, куда он попадает выходя из родительской семьи.

И вот, в 30 лет, человек начинает ощущать давление времени и расхождение между своим видением жизни, между "мечтой" (созданной им в 15 лет) и реальностью, в которой он себя обнаруживает.

Иногда психологи говорят, на мой взгляд, грустными словами. Считается, что после прохождения кризиса человек "освобождается от иллюзий".

Я с этой грустью не согласна. Наверное, корректнее говорить не об "утрате иллюзий", а о взрослении в самом прямом смысле слова. Когда детское "воздушное" видение жизни заземляется. Не становясь при этом плохим! А просто более реалистичным, воплощенным в некой материальной форме.

Вот если у человека не происходит этой перестройки сознания, не происходит осмысления новых целей, новых интересов, новых возможностей уже с учетом нажитого взрослого опыта и нажитых взрослых возможностей, если человек "застрял" в образе себя "девочки-отличницы" и не осознает своих детских сценариев поведения, по которым живет, то грусть и негативные эмоции в душе поселяются.

Что Я хочу? К чему Я стремлюсь? От чего Я получаю удовольствие? - когда я уже взрослый и сам управляю своей жизнью.

А не когда я ребенок и домашку мне задает учительница по русскому языку.

Современное общество дарит человеку смыслы и цели лишь до конца периода обучения - а дальше сам. И если главной задачей в тот период были "пятерки" с полной потерей собственных предпочтений, то личность не имеет опор. Что я хочу? Чтобы хвалили! Чтобы восхищались! И пятерки раньше хватало для чувства "я окей".

А где же взять это чувство теперь? И зачем оно мне нужно? И нужно ли?

Вот она, тяжесть свободы выбора.

Ведь "розовая мечта", которую создала себе доверительница, она не про что-то конкретное, материальное. Она была про чувство. Про чувство себя "самой-самой"! Которую хвалят и которой восхищаются!

А в реальной жизни всё получилось слишком обыкновенное...

Или классное получилось, только настройки видения надо слегка изменить?

Любимый муж, любимая работа, любимые дети, любимые друзья, свой дом, отсутствие финансовых проблем, свободное время на свои "хотелки" и пока ещё много времени жизни впереди, чтобы хотелки реализовывать.

Подробнее писала в статье:

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.