Найти тему
Alterlit Creative Group™

Рецензия на фильм «Максин ХХХ»

Ностальгический привет зрителям!

В последнее время очень популярными стали бесчисленные виды стилизаций современных фильмов под различные периоды исторической славы Голливуда, но редко кому приходит в голову мысль снять не просто копию, а оригинал классического голливудского кино. По счастью, к данной категории нестандартно мыслящих творцов относится и режиссёр Тай Уэст, который, начав свою серию «Икс» переосмыслением целого жанра копеечных слэшеров семидесятых, решил завершить трилогию, посвящённую приключениям крайне амбициозной девушки по имени Максин Миллер, сняв настоящий эталон фильма категории «Б».

-2

оригинальное название: Maxxxine
год: 2024
режиссёр: Тай Уэст
в ролях: Миа Гот, Элизабет Дебики, Мозес Самни, Мишель Монахэн, Бобби Каннавале, Холзи, Лили Коллинз, Джанкарло Эспозито, Кевин Бейкон

Поскольку «Максин» изначально задумывался как нечто простое, примитивное и дешёвое, сюжет фильма откровенно рудиментарен. Главная героиня Максин Миллер живёт в Калифорнии и усердно трудится на ниве съёмок фильмов для взрослых. Поскольку девушка умеет мыслить стратегически, и понимает, что её тощие биологические активы быстро обесцениваются, она решает поднять свою карьеру на новый уровень, и активно начинает посещать кастинги мейнстримного кино. Как и положено героине уважающего себя нуара, у Максин есть целая коллекция скелетов в шкафу — несколько лет назад на уединённом ранчо в Техасе её съёмочную группу атаковала некая сумасшедшая дама, и Максин пришлось совершить убийство, чтобы выбраться из этой передряги. Не желая испытывать судьбу в техасских судах, где консервативные присяжные могли не оценить её выбор профессии, Максин перебирается в Лос-Анджелес, где её целеустремлённость и трудовая этика вызывают глубокое уважение целевой аудитории и позволяют ей прийти к успеху.

Но, в лучших традициях новелл Джима Томпсона, прошлое неумолимо следует за девой в печали, и некий маньяк начинает убивать калифорнийских порнозвёзд в поистине промышленных масштабах, оставляя на их теле пентаграмму, что заставляет героиню опасаться за собственную безопасность. Одновременно неизвестный злодей присылает Максин газетные вырезки, повествующие о её приключениях в Техасе, и даже видеокассеты с фрагментами её фильмов. Как и положено совершенно бесцеремонному маньяку, делает он это всё в крайне неудобный для героини момент — Максин наконец-то удалось получить роль в крупном голливудском фильме, и любой намёк на проблемы или скандал непременно заставят продюсеров расторгнуть её контракт. Поэтому Максин принимает решение отказаться от помощи назойливой и некомпетентной полиции, и разбираться со своими проблемами самостоятельно — кому нужны услуги правоохранительных органов, если у тебя есть в принципе равноценная команда из мексиканцев, негров-содомитов и порнозвёзд?

-3

Сэнсей Юдзан Дайдодзи говорил, что даже посредственный ученик непременно достигнет успехов в каллиграфии, если будет усердно подражать лучшим образцам старых мастеров. Таким образом, нельзя не признать, что как минимум с точки зрения философии бусидо, Тай Уэст находится на пути к совершенству. Высмеивать стереотипы дешёвой продукции Голливуда 70-х и 80-х доступно каждому, но для того, чтобы снять типичное кино этого периода, работая без малейших признаков иронии, необходимо глубоко пропитаться духом эпохи, и «Максин» достигает в этом небывалых высот. Первое что бросается в глаза во время просмотра, это крайне аутентичный подход к воссозданию исторической атмосферы. На экране присутствуют все характерные признаки эпохи, в том числе пришедшийся на середину 80-х тектонический сдвиг в области общественной морали, ненормальная алчность, которую в своё время так точно описал Бретт Истон Эллис, последняя серьёзная битва христианства и Маммона, в который тот одержал решительную победу, колумбийский национальный продукт на каждом углу, кабриолеты как основное средство передвижения, и разумеется, простая, рациональная и очевидная мотивация персонажей.

В наше время причины, побуждающие героев действовать, зачастую одновременно заставляют аудиторию хвататься за голову, и «Максин» успешно эксплуатирует жгучее желание зрителя увидеть на экране нечто, хотя бы отдалённо напоминающее базовую логику.

-4

Будучи инди-режиссёром, Тай Уэст давно привык работать с ограниченным бюджетом, и его торговой маркой является филигранное сочетание простейших элементов фильма и нахождение баланса между ними, создающее в итоге изящное и гармоничное произведение.

Режиссёр вольно использует инструментарий Линча и Гибсона, и отлично показывает узловую точку на рубеже эпох, когда грань между полным позитива видимым миром и худшими проявлениями хаоса стирается до толщины папиросной бумаги. Стилистически «Максин» близка к «Синему бархату», и принцип банальности зла, блистательно продемонстрированный Линчем, столь же актуален и здесь. Героев пугают не дорогие спецэффекты, и даже не досмерти заигранные мистические силы, а выполненные в лучших традициях нуара 50-х злодеи — угловатые, слегка двухмерные, но при этом крайне эффективно играющие свою ноту в симфонии фильма.

Умение режиссёра полунамёками и несколькими скупыми фразами сказать так много, придаёт повествованию целое измерение аллюзий и оммажей. Очевидная отсылка к высшей точке карьеры Хичкока, включающая в себя сцены в мотеле Бейтсов, на удивление многогранно отражает как принципы взаимодействия персонажей, так и общую идею фильма. В наши дни легион фестивальных дегенератов, возомнивших себя великими артистами, снимает чушь, абсолютно не имеющую отношения к реальности и здравому смыслу. А более адекватные творцы, по примеру Аристотеля направляющие в свой взгляд к земле, в то же время снимают пусть не самые возвышенные, но отлично продуманные и исполненные картины.

-5

В лучших традициях культурного фастфуда и рецепта ирландского рагу от Джерома К. Джерома, в дело идут все имеющиеся под рукой ингредиенты, включая добычу Монморанси — непременная femme fatale, весьма сильная и независимая, но при этом проявляющая свою силу и независимость по стандартам восьмидесятых, то есть без розовой шевелюры и ненависти к противоположному полу; различные меньшинства, которых убивают ровно к в середине хронометража; религиозный фанатик в качестве антагониста; и конечно же, адски веселящие своей схематичностью и предсказуемостью диалоги, словно сошедшие со страниц копеечной макулатуры, которая так радовала плебеев с претензиями на интеллигентность до эпохи Netfilx и YouTube.

Визуальная сторона фильма отлично продумана и старательно трансформирует современный цифровой 4К в слегка размытую дешёвую VHS плёнку, а общая эстетика подачи материала неотличима от клипа раннего MTV. Содержание выдержано в аналогичном стиле, балансирующем на грани комедии абсурда, и некоторые сюжетные ходы просто-таки очаровательно тупы, в частности, процедура экзорцизма, которой злодеи подвергают порнозвёзд, немедленно заставляет вспомнить цитату из Гашека: «...инквизитор применял на практике идеи досточтимого аббата Фернанда, который утверждал, что, если колдунью раздеть донага и оставить в монастырской ризнице на всю ночь с монахом, у которого будет висеть на шее амулет св. Парамония, то из нее выйдет дьявол, так как он не перенесет присутствия тонзуры, амулета и монастырской обстановки. Благодаря этим мерам много колдуний избежали костра и были возвращены в лоно церкви».
В целом, авторы успешно добиваются своего, и фильм оставляет впечатление милейшей исторической зарисовки, правда, слегка неактуальной — борьба с пороком, как и сама концепция запретного плода в наше время скорее смешны, благо все возможные яблоки познания находятся на расстоянии одного клика.

-6

Кастинг проведён великолепно, и кажется, что отличные актёры, занятые даже на небольших ролях, с удовольствием используют шанс сняться в самом настоящем фильме категории «Б», получив удовольствие от самого процесса. Миа Гот обеспечивает 100% попадание в роль Максин, что неудивительно, поскольку она сама выступила соавтором сценария. Если верить масс-медиа, Гот является большой поклонницей системы Станиславского, и надо сказать, что ей и правда удалось идеально вжиться в роль. Максин получилась не просто очень объёмной и аутентичной, а по-настоящему живой. Актёрский талант звезды фильма, несомненно сыграл в этом свою роль, но и грубоватая стилизация остальных персонажей находящихся на уровне бульварной новеллы, также помогает Гот сиять. Элизабет Дебики, играющая роль более легитимной и престижной версии Максин, отлично оттеняет агрессивный стиль звезды. Кевин Бейкон в роли стереотипично мерзкого частного детектива, и Бобби Канневале в роли не менее картонного копа приносят в проект нужную долю юмора. В свою очередь, Джанкарло Эспозито традиционно прекрасен в роли криминального босса, успешно скрывающего свой основной бизнес под легитимной вывеской.

Итог: откровенно просто, примитивно, и при этом очень качественно снятый фильм, который не просто не скрывает свои скромные исторические корни, но даже гордится ими. Настоящая капсула времени и отличный экскурс в восьмидесятые для тех, кто не застал эту грандиозную эпоху.

Александр Костин для Альтерлит