Итак, то, что нужно было сделать 20 лет назад, сделано 13 сентября 2024 года. А именно, российское правительство наконец-то пришло к выводу, что автопром всё же стране нужен, что с ним всё же лучше, чем без него, да и миллион квалифицированных рабочих мест, как и миллиарды ежегодных налогов стране тоже не помешают Поэтому отечественному автопрому всё же решили обеспечить условия, в котором он может не только пребывать в коматозном состоянии, но и развиваться.
Поскольку даже в нынешних условиях адских западных санкций, наложенных на отечественное машиностроение в целом и на автомобильные заводы в частности, государство продолжает трепетно блюсти букву подписанного на просто ужасающих для экономики страны условиях договора о членстве в ВТО, то защищать российских производителей автомобилей решили не самым простым и логичным способом, то есть поднятием ввозных таможенных пошлин на импортную автотехнику (зарубежные члены ВТО обидятся и что-нибудь сделают в ответ), а кривоколенным способом, то есть, через повышение утилизационного сбора. Того самого утиля, о полезности или вредности которого сломано столько копий.
Напомню, что утилизационный сбор выплачивается всеми участниками нашего автомобильного рынка: и российскими, и иностранными. Но российским участникам через определённое время он компенсируется выплатой различных субсидий, а иностранным, импортирующим автотехнику – нет. Причём упомянутые субсидии напрямую зависят от подсчитываемой в баллах степени локализации того или иного выпускаемого в России автомобиля. Поэтому компенсация утилизационного сбора, скажем, АВТОВАЗу за производства «Лады Гранты» будет выше, чем «Москвичу» за выпуск «трёшки», ибо у последней из всех производственных процессов применяются лишь сварка и окраска кузова.
И что ещё важно: нынешнее повышение утилизационного сбора – не разовая акция. Согласно принятому документу, утилизационный сбор будет планомерно повышаться на протяжении нескольких следующих лет, вплоть до 2030 года, и в итоге вырастет примерно в четыре раза. Оправдано ли это? Если мы хотим сохранить собственное машиностроение – то да. Более того, данный шаг, к сожалению запоздал, причём очень сильно! Будь он сделан в 1990-е годы, сегодня бы у России был совсем другой автопром. А на тех условиях, в каких он пытался существовать последние два десятка лет, не могло быть никакого развития в принципе!
Почему? Потому что у нас в стране в лучшем случае возможно производство порядка полутора миллионов автомобилей в год, тогда как в Поднебесной их ежегодно штампуют в количестве 25 – 27 миллионов. Себестоимость просто несоизмерима и не выравнивается никакими транспортными расходами! К тому же в Китае автопром как раз пребывает в тепличных условиях – попробуй–ка начать поставки туда автомобилей из-за рубежа! Там, в отличие от нашей страны, доступны дешёвые кредиты для создания новых производств и модернизации старых, там есть государственные программы финансовой поддержки экспорта и другие финансовые стимулы. Поэтому, ещё раз, если мы хотим, чтобы отечественный автопром развивался, повышение утильсбора – шаг хотя и запоздалый, но правильный!
Ниже я привожу ставки нынешнего утилизационного сбора на новые автомобили (не старше 3 лет), его ставки, вводимые с 1 сентября 2024 года и их рост вплоть до 2030 года.
Двигатель до 1,0 литра:
Сейчас – 81 200 рублей
с 1 октября – 150 200 рублей
2025 год – 180 200 рублей
2026 год – 216 400 рублей
2027 год – 238 000 рублей
2028 год – 261 800 рублей
2029 год – 288 000 рублей
2030 год – 316 800 рублей
Двигатель от 1,0 до 2,0 литров:
Сейчас – 300 600 рублей
с 1 октября – 556 200 рублей
2025 год – 667 400 рублей
2026 год – 800 800 рублей
2027 год – 880 800 рублей
2028 год – 969 000 рублей
2029 год – 1 065 800 рублей
2030 год – 1 172 400 рублей
Двигатель от 2,0 до 3,0 литров:
Сейчас – 844 800 рублей
с 1 октября – 1 562 800 рублей
2025 год – 1 875 400 рублей
2026 год – 2 250 600 рублей
2027 год – 2 475 600 рублей
2028 год – 2 723 200 рублей
2029 год – 2 995 400 рублей
2030 год – 3 295 000 рублей
Двигатель от 3,0 до 3,5 литров:
Сейчас – 970 000 рублей
с 1 октября – 1 794 600 рублей
2025 год – 2 153 400 рублей
2026 год – 2 584 000 рублей
2027 год – 2 842 400 рублей
2028 год – 3 126 800 рублей
2029 год – 3 439 400 рублей
2030 год – 3 783 400 рублей
Двигатель свыше 3,5 литров:
Сейчас – 1 235 000 рублей
с 1 октября – 2 285 200 рублей
2025 год – 2 742 200 рублей
2026 год – 3 290 600 рублей
2027 год – 3 619 600 рублей
2028 год – 3 981 600 рублей
2029 год – 4 379 800 рублей
2030 год – 4 817 800 рублей
Электромобили и последовательные гибриды:
с 1 октября – 32 600 рублей
2025 год – 667 400 рублей
2026 год – 800 800 рублей
2027 год – 880 800 рублей
2028 год – 969 000 рублей
2029 год – 1 065 800 рублей
2030 год – 1 172 400 рублей