Целеполагание представляет собой одну из ключевых составляющих психотерапевтического процесса, направленного на достижение конкретных целей терапии. Данная концепция не только способствует осознанию клиентом своих желаний и потребностей, но и становится основой для значительных изменений в его жизни.
Адекватно сформулированные цели терапии способны устранить чувство хаоса и неопределенности в терапевтическом процессе, предоставляя четкие ориентиры для дальнейших действий.
Определение «рабочих» и «нерабочих целей»
В процессе психологической работы существует важное различие между рабочими и нерабочими целями.
- ✅ Рабочие цели обладают четким формулированием, достижимостью и конкретностью. Это позволяет их реализовать в заданные временные рамки. Такие цели действительно определяют поведение человека и способствуют положительным изменениям, которые он замечает в процессе терапии. Например, человек, ранее испытывающий высокий уровень тревоги при общении с девушками, может заметить положительные изменения: «Теперь я чувствую лёгкое волнение, но всё равно подхожу и знакомлюсь. И всё хорошо».
- В отличие от них, ❌ нерабочие цели часто остаются абстрактными или слишком общими. Это затрудняет понимание необходимых шагов для достижения целей и инструментов, которые для этого следует использовать. И клиенту, и терапевту может быть сложно разобраться в этом вопросе. Примеры таких неясных запросов включают: «Разобраться в себе», «Понять, чего я хочу», «Поработать с низкой самооценкой», «Я хочу стать аутентичной» и подобные.
В результате, весь процесс терапии может казаться неопределённым: мы встречаемся, обсуждаем некие темы и хаотично применяем разные техники и интервенции. В конечном счете, у клиента остаётся ощущение недопонимания и нерешенности его проблем. Часто это приводит к выводу о неэффективности процесса терапии, а также к мыслям о том, что «мне не подходит этот метод терапии», или «это не мой психолог».
Чтобы избежать подобных ситуаций, важно сосредоточиться на формулировании ясных и достижимых целей с самого начала работы. Это гарантированно поможет не только направить процесс терапии, но и создать более продуктивное взаимодействие между клиентом и терапевтом.
В качестве примера можно рассмотреть следующие формулировки:
ПРИМЕР 1
❌ Недостаточно хорошая цель: «Я хочу уменьшить уровень тревожности».
✅ Достаточно хорошая цель могла бы звучать так: (Как бы изменилась моя жизнь, если бы уровень тревоги стал ниже?)
- Я бы проявлял активность в общении: у меня бы получалось самостоятельно инициировать разговоры с теми, кто вызывает у меня симпатию.
- Я бы чаще участвовал в обсуждениях на собраниях, чем делаю это сейчас;
- Я бы стал более открытым в коммуникации: делился бы значимой информацией о себе и задавал личные вопросы собеседникам.
ПРИМЕР 2.
❌ Недостаточно хорошая цель: уменьшить проявления депрессивных симптомов.
✅ Достаточно хорошая цель могла бы звучать так: (Что бы изменилось в моей жизни, если бы депрессия отпустила меня?)
- Я бы уделял больше времени саморазвитию: записался бы на курс, о котором давно мечтал и который всё время откладывал.
- Я бы активнее заботился о своём здоровье: увеличивал бы физическую активность (определить насколько именно), записался бы на прием к врачу и стремился к сбалансированному питанию;
- Я бы больше внимания уделял дружеским отношениям: регулярно писал бы своим друзьям, общался и охотно соглашался на встречи с ними.
Сравнение этих примеров демонстрирует, как изменение формулировки может значительно улучшить понятность и реализуемость поставленной задачи как для психолога, так и для клиента.
Работа с отсутствием клиентского запроса
Запрос на терапию, который выдвигает клиент, является основополагающим фактором в психологическом консультировании и психотерапии, и его значение объясняется несколькими важными аспектами.
Во-первых, наличие внутреннего запроса у клиента говорит о его мотивации и готовности работать над своими проблемами. Это желание изменить свою жизнь, разобраться с эмоциональными переживаниями или улучшить психическое здоровье значительно увеличивает вероятность успешного завершения терапевтического процесса.
Кроме того, чёткая и детализированная формулировка запроса помогает установить ясные и конкретные рамки и цели терапии. Когда клиент озвучивает свои вопросы или описывает желаемые результаты, это позволяет терапевту более точно определить те аспекты, которые требуют особого внимания и коррекции. Такой подход способствует структурности терапевтического процесса и позволяет эффективно отслеживать динамику прогресса.
Помимо этого, обращение клиента за помощью подразумевает его готовность принять ответственность за собственные изменения. Это создаёт атмосферу сотрудничества между клиентом и терапевтом, где оба участника активно вовлечены в процесс. Подобная динамика помогает клиенту глубже осмыслять свои эмоции и поведенческие паттерны, что является важным условием для достижения устойчивых изменений.
Также, когда запрос исходит от клиента, снижается вероятность сопротивления. В ситуациях, когда терапевтические меры определяются исключительно интересами терапевта, может возникнуть давление, с которым клиент не готов справиться. Если же сам клиент становится инициатором терапии, это усиливает его внутреннюю вовлеченность и активную роль в процессе изменений, создавая таким образом прочную основу для достижения положительных результатов.
Модель S M A R T: как ставить достижимые цели
Модель SMART является действенным инструментом для формулирования и структурирования целей терапии, который включает в себя следующие критерии:
- S (Конкретной) - цель должна быть четко сформулирована и не допускать неопределенности.
- M (Измеримой) - необходимо установить критерии, позволяющие оценить прогресс в достижении цели.
- A (Достижимой) - цели должны быть реалистичными и учитывающими доступные ресурсы.
- R (Актуальной) - цели должны быть значимыми для клиента и соответствовать его жизненным обстоятельствам.
- T (Ограниченной во времени) - каждая цель требует определения конкретных временных рамок для её достижения.
📌Давайте возьмем пример с прокрастинацией, чтобы проиллюстрировать процесс постановки цели с использованием SMART:
- S (Конкретной) — я хочу избавиться от привычки откладывать задачи на потом (прокрастинировать).
- M (Измеримой) — для оценки прогресса я буду отслеживать количество отложенных задач и время, которое я затратил на их выполнение.
- A (Достижимой) — я намерен использовать различные методы и техники для борьбы с прокрастинацией, такие как планирование, разбитие задач на более мелкие, установление дедлайнов и т. д.
- R (Актуальной) — избавление от прокрастинации поможет мне повысить продуктивность, эффективность и качество работы. Это также положительно скажется на моей самооценке и уверенности в себе, а также на увеличении моего дохода.
- T (Ограниченной во времени) — я планирую достичь этой цели в течение 3 месяцев.
📌Как в итоге могла бы звучать цель: «Я планирую избавиться от привычки откладывать задачи на потом в течение трёх месяцев, используя различные методы и техники для борьбы с прокрастинацией, такие как планирование, разбиение задач на более мелкие, установление дедлайнов».
Итак, целеполагания является значимым элементом процесса психотерапии. Он помогает клиентам осознать свои важные цели, взять ответственность и сосредоточиться на достижении значимых результатов, переводя фокус с проблемы на решение. Применение модели SMART для определения «рабочих» целей может значительно повысить эффективность терапевтической работы.
Я работаю над тем, чтобы делиться полезными и вдохновляющими материалами. Если вам интересно следить за тем, что я делаю, буду рад видеть вас среди подписчиков этого канала. 🙏
👉 Также мой телеграм-канал