Найти в Дзене

Государство Русь, каким оно было

Начало публикации в статьях: Каким был Славяно-Русский Союз 454 - 912 гг. и Становление Руси, от Аттилы до Олега. После ослабления власти гуннов, в середине 5-го века, многие народы, составлявшие развалившуюся Империю, были предоставлены сами себе; но большинство из них попало под влияние могущественных соседей (примерно тоже самое произошло после развала Советского Союза). Византийская империя оккупировала славянские земли, а Варяги уже целое столетие распоряжались северными русскими землями Скифии. Чуть позже, в 7-м веке к экспансии южных Русских земель присоединился Хазарский каганат. Целью образованного в 454 году Славяно-Русского Союза стало возрождение государства славян — России. Для этого надо было создать государство-формирователь, на основе которого можно было бы возродить и Россию. Создание самостоятельного государства в условиях, когда народы разобщены и обложены данью со всех сторон, очень не простая затея. Для её реализации необходимо было решить две основные задачи: осво
Оглавление

Начало публикации в статьях: Каким был Славяно-Русский Союз 454 - 912 гг. и Становление Руси, от Аттилы до Олега.

После ослабления власти гуннов, в середине 5-го века, многие народы, составлявшие развалившуюся Империю, были предоставлены сами себе; но большинство из них попало под влияние могущественных соседей (примерно тоже самое произошло после развала Советского Союза). Византийская империя оккупировала славянские земли, а Варяги уже целое столетие распоряжались северными русскими землями Скифии. Чуть позже, в 7-м веке к экспансии южных Русских земель присоединился Хазарский каганат.

Целью образованного в 454 году Славяно-Русского Союза стало возрождение государства славян — России. Для этого надо было создать государство-формирователь, на основе которого можно было бы возродить и Россию.

Создание самостоятельного государства в условиях, когда народы разобщены и обложены данью со всех сторон, очень не простая затея. Для её реализации необходимо было решить две основные задачи: освободиться от колониальной зависимости Византии, и изгнать с Русской земли захватчиков-варягов.

Как показывают летописи, борьбу с Византийским влиянием стали вести русские воины, во главе со своими князьями, а избавление от Варяжского ига выпало на долю славян. Вполне возможно то, что между братьями Словеном и Русом был уговор: при чьём правлении будут выполнены обе задачи, тот и назовёт своим именем независимое славяно-русское государство.

Если бы, поход Руси на Царьград 860 года сложился удачно и был подписан мирный договор, а славянский царь Михаил не погиб бы в битве с Варягами, то уже в 862 году наши предки имели бы независимое государство Славию. Но этого не случилось. Русский флот был разгромлен под стенами Константинополя и отправился обратно «посрамлённым». А славяне вроде и добыли победу в битве с Варягами, но заплатили за неё дорогую цену, потеряли царя. Эта потеря развязала междоусобную войну между славянами, которая чуть не уничтожила все достигнутые успехи.

Только призвание внуков Гостомысла: Рюрика, Синеуса и Трувора, которые взяли с собой всю оставшуюся Русь, выжившую после неудачного похода на Царьград, а также заняли три ключевых города: Ладогу, Белоозеро и Изборск, способствовало нормализации обстановки.

На протяжении всего своего правления Рюрик никаких войн не вёл и мир держал с соседями. Главной его задачей было удержать под контролем ситуацию со своими славянскими родичами, которые искали любой повод, чтобы устроить беспорядки и свергнуть Рюрика. На четвертый год после смерти братьев (в 868 году), Рюрик перенёс своё княжеское правление из старого города Ладоги вверх по течению Волхова, за его пороги, к озеру Ильмень, где был построен Новый город или Новгород.

С точки зрения обороны от Варягов, Новгород имел более удачное расположение, чем старый город Ладога. Волховские пороги препятствовали проходу морских кораблей и требовали от захватчиков высадки на берег. Далее необходимо было преодолеть пешком расстояние до Новгорода, около 200 вёрст.

Смерть Рюрика в 879 году и передача власти следующему правителю Олегу не оставили шансов для Новгородских славян устроить смуту. Но, для надёжности, первые три года своего правления, с 880-го по 882-й, князь Олег находился в Новгороде, пока не закончился срок для династии Словена.

Несмотря на все трудности и потери, развязанную междоусобицу и другие беды, славяне всё же смогли выполнить ту задачу, за которую отвечали — они изгнали Варягов за море и перестали выплачивать им дань. Осталось дело за Русью, выполнить свою часть договора, на котором был основан Союз, отвоевать свободу у Византии.

Попытки Руси решить вопрос с Византией предпринимались ещё при Рюрике, в 864 году, двумя боярами Аскольдом и Диром.

«И овладел всей властью один Рюрик… И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город [Киев]… Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян.»

© Повесть временных лет. Лето 6370.

«В Лето 6374 (866 год). Отправились Аскольд и Дир войной на греков и пришли туда в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян и дошел уже до Черной речки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, совершили много убийств христианам и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви святой Богородицы во Влахерне. И вынесли они с песнями божественную ризу святой богородицы, и омочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны разметали корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.»

© Повесть временных лет. Лето 6374.

В 882 году князь Олег наконец-то смог выступить из Новгорода, не опасаясь удара в спину от славян, и начал подчинять своей власти города: Смоленск, Любеч и Киев. В Киеве Олег казнил бояр Аскольда и Дира за самоуправство, и стал готовиться к дальнейшему расширению своих владений, чтобы передать их по очереди правления сыну Рюрика — Игорю, когда наступит его срок. Об этом Олег недвусмысленно напомнил Аскольду и Диру перед их казнью, кто в доме хозяин:

«И сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли.»

© Повесть временных лет. Лето 6390.

Тем самым Олег подтвердил, что будущей Русью могут править только два княжеских рода: один род тот, к которому принадлежал Олег, другой род Рюрика, единственным наследником которого был Игорь. Затем, в течение 24-х последующих лет русский князь Олег подчинил своей власти: полян, древлян, северян и радимичей, а с уличами и тиверцами воевал.

Наконец настал главный поход князя Олега на Царьград, в 907 году, который завершился блестящей победой над греческими царями Леоном и Александром. Греки заключили мир с русскими и обязались платить дань. Таким образом, русские также выполнили свою часть договора и победили Византию. В течение пяти последующих лет Олег решал различные вопросы с прилегающими к его землям соседями. Затем, в 912 году был подписан окончательный мир с Византией, после которого Олег княжил в Киеве имея мир со всеми странами.

В «Повести временных лет» говорится о договоре, который был заключён между Греческой землёю (Византийской империей) и Русью. Этот договор был заключён в Константинополе представителями князя Олега и византийскими царями Львом, Александром и Константином.

Спустя почти полтысячелетия тяжких трудов многих поколений Славяно-Русского Союза, было образовано независимое государство, которое было признано Византийской империей — главным колонистом. Славяно-русское государство обрело свою независимость во время правления династии Руса, потому получило название Русь. Это произошло «Месяца сентября 2, индикта 15, в Лето от Сотворения Мира 6420», что соответствует 2 (7) сентября 912 года от Р. Х.

Вполне возможно то, что князь Олег назвал образованное им государство в честь своего погибшего брата, царевича Руса. Ведь говорится в летописи, что прозвалась Русская земля тогда, когда Русь ходила на Царьград в 860 году. Возглавлял тот поход Рус, от него и народ, ходивший с ним, назван русью. В том походе Русь потеряла своего правителя, имя которого, в последствии, было увековечено в памяти (в названии государства Русь), есть такая традиция у русских.

Как управлялось государство Русь

Традиции государственного управления Славяно-Русского Союза, показавшие свою устойчивость на протяжении четырёх веков, продолжились и во вновь образованном государстве Русь. Согласно этих традиций, у правящего князя Олега старшие сыновья занимались ратным делом, службой воинской, а наследник княжеской власти Олега должен был родиться к концу срока его правления, примерно в 904 — 906 годах.

Накануне этого события, в 903 году Игорь женился на девушке из Изборска, родственнице князя Олега, по имени Прекраса, которую в замужестве стали звать Ольгой. После рождения сына-наследника, князь Олег отправился на Царьград, воевать Греческую землю (Византийскую империю), в 907 году. Предыдущие несколько походов Руси на Царьград были неудачными, с большими потерями в русском войске. Потому за Олегом, как за русским князем, был «должок» перед славянами, изгнавшими варягов-свеев, и выполнившими свою часть договора.

В своё время, умирающий князь Рюрик доверил попечение о своём сыне-наследнике Олегу. Теперь настала очередь Игоря Рюриковича и его жены Ольги позаботиться о наследнике князя Олега. Ведь Олег отправлялся в опасный поход с непредсказуемыми последствиями, из которого мог и не вернуться. Скорее всего, ещё и поэтому Олег оставил Игоря в Киеве.

Рисковать жизнью единственного Рюриковича Олег не мог, чтобы не создавать «прецедент 862 года», когда славянские роды «перегрызлись» между собой, устроив междоусобицу в борьбе за власть. Необходимо было сохранить сына Рюрика для наступающего через 5 лет срока славянского княжения. Это было гарантией того, что Игорь сохранит и маленького сына Олега, когда наступит срок русского княжения.

Принцип попеременного княжения двух родов (русского и славянского) в государстве Русь отражал преемственность государственной власти, сложившейся ещё в Славяно-Русском Союзе. По такому же принципу (двойного княжения) стали править полянами бояре Аскольд и Дир, отпросившиеся у князя Рюрика на войну с Византией.

Летопись не говорит о том, кто был главнее, Аскольд или Дир, хотя у военных обычно один военачальник. Их показывают в равных правах, как бы намекая на то, что такая система из двух равных правителей была распространена в то время на Руси.

-2

Если посмотреть на реконструированный нами график правления в государстве Русь, то в нём был сохранён принцип равновластия двух князей, русского и славянского. Следующим Великим князем Руси после Олега стал сын Рюрика — Игорь, который начал править в установленный графиком срок, с Лета 6421-го.

«В Лето 6421 (913 год). По смерти Олега стал княжить Игорь. В это же время стал царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по смерти Олега.

В Лето 6422 (914 год). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше прежней. В тот же год пришел Симеон Болгарский на Царьград и, заключив мир, вернулся домой.

В Лето 6423 (915 год). Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю.»

© Повесть временных лет.

Как мы видим, князь Игорь с самого начала своего правления занимался обычными государственными делами: усмирял славянские племена, решившие побунтовать; заключал договора с вновь появившимися народами (печенегами); а также планировал поездку в Греческую землю (Византийскую империю). Правда, Игорь отложил поездку в Царьград на потом, как не особо важную, собравшись в поход ближе к концу своего правления, чтобы напомнить грекам кто есть кто, и что шутить с князьями Руси не стоит.

После того, как были решены вопросы безопасности Руси с Севера (варяги) и Юга (греки), возникла новая угроза с Востока (хазары). Что интересно, в то время с Запада никто не угрожал Руси, потому что, то направление было надёжно прикрыто славянским союзом ободритов.

Игорь исправно княжил свои 33 года (913 — 945 гг.) и уже собирался передавать правление Русью своему сменщику — сыну Олега, как случилось непоправимое. Князь Ольгович (имя не дошло до нас) не вернулся из Каспийского похода 943 — 944 гг.

Каспийские походы русов

Арабские и персидские источники говорят о нескольких походах русов на земли, расположенные по берегам Хвалисского-Синего (Каспийского) моря. Часть этих походов носила разбойничий характер и представляла собой набег «корсаров» в облике варягов на прибрежные города с целью грабежа и насилия.

С давних времён на берегах Хвалисского моря находились русские торговые поселения (фактории), подобно греческим колониям в северном Причерноморье. Русские купцы по Волге ходили на Каспий до берегов Персии и успешно торговали с местным населением.

Других русских людей жители Каспия не помнили, пока в 9-м веке, под русскими знамёнами там не появились варяги, любители лёгкой наживы и острых ощущений. Походы русов на мусульманские города Каспия широко поддерживались Хазарским каганатом, исповедовавшим иудаизм. Религиозные противоречия между иудеями (хазарами) и мусульманами (персами) давали повод для провокаций с обеих сторон. Русам же было всё равно кого грабить и убивать, потому как они поклонялись своим славянским богам.

Поход 872 — 873 гг. По сообщению персидского историка Ибн Исфандийара, написавшего «Историю Табаристана», русы напали на город Абаскун в Астрабадском заливе (Персия), бывшим тогда крупнейшим портом на южном побережье Каспийского моря. Это произошло во время правления эмира Табаристана Алида ал-Хасана ибн Зайда (864 — 884).

Согласно русской летописи, хазары брали дань с полян — жителей Киева и окрестностей. В 864 году два русских боярина Аскольд и Дир отпросились у князя Рюрика, чтобы идти походом на Царьград. Вместо этого они заняли небольшой город полян — Киев и стали им владеть. Спустя два года Аскольд и Дир отправились в поход на Царьград.

Чем отметился этот поход русов в Греческую землю? Грабежами и убийствами местного населения — греков-христиан, что нашло своё отражение в русской летописи. Поход 866-го года Аскольда и Дира на Царьград оказался неудачным, в ходе которого варяги и русы потеряли много своих воинов и кораблей.

Хазарский каганат, имевший влияние на Киев, брал с него дань не только товарами, но и служилыми людьми — воинами. Для того, чтобы насолить своим противникам персам-мусульманам, хазары-иудеи натравили на них вассалов-данников, язычников из Киева.

Формальным поводом нападения русов-варягов на персов послужило разграбление русских торговых поселений горцами Табаристана в 872 году. Хазары дали русам проход через свою территорию, чтобы те набросились со всей яростью на, ничего не подозревавших, персов Табаристана. Русско-варяжское войско, направленное по указанию Аскольда и Дира в Каспийское море, повело себя также, как и на Греческой земле, стало грабить и убивать, только теперь уже мусульман.

Тот поход русов на Табаристан оказался таким же неудачным, как и греческий. Как сообщил персидский историк: «эмир перебил всех русов».

Поход 913 — 914 гг. Во времена княжения Олега в Киеве (882 — 912 гг.), Русь на Каспий не ходила. Частные походы наёмников-варягов на персов, малым числом воинов, организованные хазарами, к Руси отношения не имели. По всей видимости, Олег запретил киевлянам выплачивать дань хазарам, и иудейский Каганат закрыл проход для русских кораблей в сторону Каспия.

Всё изменилось после смерти князя Олега, когда настал славянский период правления, при князе Игоре Рюриковиче (с 913 года). Старшие сыновья Олега, не претендующие на княжеский стол, отправились в поход на Каспий. Так как государство Русь не платило дань Хазарскому каганату, то русы договорились с хазарами о том, что они отдадут половину всей добычи, которую смогут собрать при грабеже мусульманских городов. Во время этого похода, русами были захвачены и разграблены многие города Южного Каспия.

«После того, как русские суда прибыли к хазарским людям, поставленным при устье рукава, они (Русы) послали к хазарскому царю просить о том, чтоб они могли перейти в его страну, войти в его реку и вступить в Хазарское море — которое есть также море Джурджана, Табаристана и других персидских стран, как мы уже упомянули — под условием, что они дадут ему половину из всего, что награбят у народов, живущих по этому морю. Он же (царь) согласился на это. Посему они вступили в рукав, достигли устья реки и стали подниматься по этой водяной полосе, пока не достигли реки Хазарской, вошли по ней в город Итиль, прошли его и достигли устья реки и впадения ее в Хазарское море.

И русские суда распространились по этому морю, толпы их бросились на Джиль, Дайлем, на города Табаристана, на Абаскун, который находится на Джурджанском берегу, на Нефтяную страну и по направлению к Адарбайджану, ибо от области Ардабиля в стране Адарбайджан до этого моря расстояние около трех дней пути. И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников (для нападений) и жгли. Народы, обитавшие около этого моря с ужасом возопили, ибо им не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов.»

© Из сочинений Аль-Масуди.

Напротив Атши-Багуан, нынешний Баку, русы остановились на соседних островах, где на них организовал нападение царь Ширвана Али ибн аль-Хайтам, собрав местных жителей. Те на лодках и купеческих судах устремились к островам, но русы убили и потопили тысячи мусульман. После этого русы оставались на островах в течение «многих месяцев». После того, как совершать набеги стало затруднительно, русы решили прекратить поход и отправились к истокам Волги.

Прибыв в Итиль, они выполнили условие договора и вручили хазарскому царю его долю. Однако царская гвардия, состоявшая из мусульман, потребовала мести за единоверцев. Царь не смог ей помешать, но будто бы успел предупредить русов об опасности. Ослабленное русское войско сошлось в битве с мусульманами (15 тысяч всадников), к которым присоединились и местные христиане. Битва длилась три дня, в итоге удалось уйти на кораблях вверх по Волге 5 тысячам русов. Остатки русов, бросив корабли, сошли на берег в стране буртасов, где их окончательно истребили буртасы и волжские булгары.

С той поры до 943 года о набегах русов на Каспий не было слышно.

© Из материалов Википедии.

Поход 943 — 944 гг. Этот поход Руси на Каспий резко отличался от предыдущих. Вместо грабежей русские перешли к планомерному завоеванию территории. Основной их целью стал богатый город Бердаа — бывшая столица Кавказской Албании, расположенный на притоке Куры. Это может говорить о том, что на Каспий пришли не банды варягов, а организованное войско под командованием русского князя, имевшего определённые цели и соответствующие полномочия.

Как говорит «Кембриджский документ», во время столкновений Руси с хазарами в Причерноморье, в середине 10-го века, за возможность прохода через Боспор Киммерийский (Керченский пролив), русскими войсками  командовал предводитель по имени «H-l-g-w». Имя этого князя можно прочесть как «Хельгов — Олегов — Ольгович», тем самым показывая не имя (Олег), а только принадлежность к княжескому роду Олега.

Русские войска легко разбили вышедший им навстречу небольшой гарнизон и наспех собранное 5-тысячное ополчение, после чего захватили город Бердаа. Грабить город они не стали, а заявили местным жителям, что гарантируют безопасность и свободу вероисповедания, если те будут им подчиняться.

«Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие. Привешивают они на себя большую часть орудий ремесленника, состоящих из топора, пилы и молотка и того, что похоже на них. Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие подобное кинжалу. И сражаются они пешими, особенно же эти прибывшие (на судах).

Они (Русы) проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербейджана и Армении и втекающей в море. Река эта есть река города Бердаа и ее сравнивают с Тигром. Когда они достигли Куры, вышел против них представитель Марзубана и заместитель его по управлению Бердаа. Было с ним триста человек из дейлемитов и приблизительно такое же число бродяг и курдов. Простой народ убежал от страху.

Вышло тогда вместе с ними (войско) из добровольцев около 5.000 человек на борьбу за веру. Были они (добровольцы) беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы и остальное войско, кроме Дейлемитов.

Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты, кроме тех среди них, кто был верхом. (Русы) преследовали бегущих до города (Бердаа). Убежали все, у кого было вьючное животное, которое могло увезти его, как военные, так и гражданские люди и оставили город. Вступили в него Русы и овладели им.»

«Люди эти (Русы) вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам».

© Ибн Мискавейх. Книга испытаний народов.

Такое заявление мог сделать тот предводитель Русов, который обладал для этого соответствующими полномочиями, и который отдавал отчёт своим словам, зная, что они будут выполняться всеми его воинами.

«Подступили со всех окрестных земель к ним (Русам) мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство. И бывало не раз так вслед за ними (Русами) выходили и жители Бердаа и, когда мусульмане нападали на Русов, они кричали «Аллах велик» и бросали в них камни. Тогда Русы обратились к ним и сказали, чтобы они заботились только о самих себе и не вмешивались бы в отношения между властью и ими (Русами). И приняли это во внимание люди желающие безопасности, главным образом это была знать. Что же касается простого народа и большей части черни то они не заботились о себе, а обнаруживали то, что у них в душах их и препятствовали Русам, когда на них вели нападение сторонники (войска) власти.

После того как это продолжалось некоторое время, возвестил глашатай Русов: «Не должен оставаться в городе ни один из жителей его». Дали мусульманам отсрочку на три дня от дня этого объявления. И вышли все, у кого только было вьючное животное, которое могло увезти его, жену и детей его. Таких ушедших было немного. Пришел четвертый день и большая часть жителей осталась. Тогда Русы пустили в ход мечи свои и убили много людей, не сосчитать числа их. Когда убийство было закончено, захватили они в плен больше 10.000 мужчин и юношей вместе с женами, женщинами и дочерьми.»

© Ибн Мискавейх. Книга испытаний народов.

Русская власть в Бердаа действовала в соответствии с обстановкой. Не желая иметь у себя за спиной враждебно настроенное население, русские предложили всем жителям покинуть город, дав на это три дня. Предупредили, что последствия отказа от ухода будут плачевными. Ввиду угрозы нападения мусульманских войск, шутить никто не собирался. Большинство из тех, кто не выполнил распоряжение, были убиты.

Русскими были захвачены большие богатства в городе Бердаа, потому как большая часть жителей этого города покинула его или была убита. Такое положение вещей не устраивало местную власть, поэтому с захватом русскими крупного города Бердаа решено было покончить.

«После того, как размеры бедствия стали большими, и мусульмане в различных странах прослышали о нем, обратились они к военному призыву. Собрал Марзубан-ибн-Мухаммед войско свое, воззвал к населению с призывом, и пришли к нему со всех окрестных земель добровольцы. Пошел он (Марзубан) во главе 30.000 человек, но не мог сопротивляться Русам, несмотря на большое число собранных им сил, не мог произвести на них даже сильного впечатления. Утром и вечером он начинал сражение и возвращался разбитым. Продолжалась война таким способом много дней и всегда мусульмане были побеждены. Когда дело мусульман утомило их, и Марзубан понял создавшееся положение, обратился он к уловкам и военной хитрости.»

Хитрость Марзубана состояла в том, чтобы заманить русских в устроенную им засаду. Он сговорился с войском, что они нападут на русских, а когда те пойдут в контратаку, обратятся в бегство. Русские начнут преследование бегущих и когда минуют засаду, отступающие прекратят бегство и начнут сражаться. Другая часть войска выскочит из засады и нападёт на русских сзади, чтобы зажать в тиски и разгромить.

«После того, как они приступили к выполнению этой хитрости, Марзубан и его войска выступили вперед. Вышли и Русы, начальник их сидел на осле; вышли и воины его и построились для битвы. В начале все шло как обычно. Побежал Марзубан, побежали и мусульмане, и Русы стали преследовать их, пока не прошли места засады; однако, воины Марзубана все продолжали бежать. Марзубан после рассказывал, что, когда он увидел своих людей в таком состоянии, он закричал и всячески убеждал их вернуться к битве. Но не сделали они этого, ибо страх овладел их сердцами.

Тогда он понял, что если мусульмане будут продолжать свое бегство и дальше, то Русы возвратятся и не скроется от них место засады и погибнет тогда она. Сказал Марзубан: «Возвратился я один с теми, кто последовал за мной: с моим братом, приближенными недугами моими, и решил я умереть мучеником за веру. Тогда устыдилась большая часть дейлемитов и они возвратились, мы снова напали на Русов и закричали (условленный знак) засаде. Вышли тогда те, кто был сзади Русов, мы устояли в битве с ними и убили из них 700 человек. Среди убитых был и начальник их. Оставшиеся (в живых) ушли в крепость, где они поселились и куда свезли в большом количестве пищу и много запасов и где поместили они своих пленников и свое имущество».

© Ибн Мискавейх. Книга испытаний народов.

Потеряв своего командира, русские закрылись в крепости. Однако их постигла напасть в виде кишечной инфекции, которая стала выкашивать русский гарнизон. Не видя смысла дальнейшего нахождения в этом городе, оставшиеся воины решили вернуться обратно на Русь.

«Не прекращали войска Марзубана войны с Русами и осады до тех пор, пока последние не были окончательно утомлены. Случилось, что и эпидемия усилилась. Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу, его если он любил его, согласно их обычаю.

Когда уменьшилось число Русов, вышли они однажды ночью из крепости, в которой они пребывали, положили на свои спины все что могли из своего имущества, драгоценностей и прекрасного платья, остальное сожгли. Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько хотели, и направились к Куре. Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы и 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи и уехали.»

«Они [дейлемиты] старались получить хотя бы одного пленного из них, но не было к нему подступа, ибо не сдавался ни один из них. И до тех пор не могли они быть убиты, пока не убили в несколько раз большее число мусульман.»

«После того как дело Русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.»

© Ибн Мискавейх. Книга испытаний народов.

К чему привела гибель русского князя

В 944 году вернулся из Каспийского похода русский флот, привёзший скорбную весть — погиб в бою с дейлемитами князь Ольгович, который должен был стать Великим князем Руси в 946 году. Возник спорный вопрос, кто сменит Игоря Рюриковича на княжеском посту через два года?

По всей видимости, у умершего три десятилетия назад Вещего Олега наследников по русской линии не осталось, за исключением его племянницы — княгини Ольги, достигшей к тому времени 50 лет от роду. Она была замужем за князем Игорем, срок правления которого истекал через год. Был ещё сын Игоря и Ольги, маленький ребёнок Святослав, срок правления которого наступал ещё не скоро.

По всей видимости, славянские рода полян и древлян, дабы завладеть властью в Киеве, решили сделать ставку на Ольгу, в которой текла русская кровь Ольговичей. Для того, чтобы сесть на Киевский княжеский стол, претендент должен был жениться на Ольге и, тем самым, стать русским князем на последующие 33 года. Но, Ольга была замужем за Игорем.

Те, кто рискнул побороться за княжеский стол Руси, решились на то, чтобы сделать Ольгу вдовой. Претендентов, по всей видимости, на такой лакомый кусок оказалось немало. Русская летопись рассказала только о двоих: древлянском князе Мале и византийском императоре Константине VII Багрянородном. В любом случае, шансов на выживание у князя Игоря Рюриковича не было никаких.

О том, как был убит князь Игорь в 945 году, подробно рассказано в статье Ритуальное убийство князя Игоря, кому оно было выгодно? в злосчастной судьбе которого поучаствовали не только древляне, но и византийцы.

Благодаря мудрости и самообладанию княгини Ольги, при поддержке Киевской дружины, удалось справиться со всеми возникшими сложностями. Древлянский князь Мал был убит во время тризны по Игорю, а второй «жених» переведён в разряд «крестных отцов».

В результате жёстких и решительных действий Игоревой вдовы Ольги, в 946 году на Великое княжество Руси встала русская княгиня Ольга, которая правила до совершеннолетия своего сына Святослава.

Русское правление, 946 - 978 гг.

Великая княгиня Ольга правила Русью с 946 по 963 год. Как написано в русской летописи, правила Ольга исправно, жестоко наказав древлян, а в остальной Руси занималась развитием инфраструктуры.

«В Лето 6454 (946 год). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю, и вышли древляне против нее…

Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как жители его убили ее мужа…

И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжелую дань. Две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольги. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая порядок даней и налогов. И существуют места ее стоянок и охот до сих пор. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.

В Лето 6455 (947 год). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани. Ловища ее сохранились по всей земле и свидетельства о ней, и места ее, и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.»

«В Лето 6463 (955 год). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин (Багрянородный) [50 лет], сын Льва (Философа), и пришла к нему Ольга [62 года], и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, — иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом.

После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены себе». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, — ты сам знаешь.» И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары…

…молилась за сына и за людей всякую ночь и день, руководя сыном до его возмужалости и до его совершеннолетия.»

© Повесть временных лет.

Несмотря на то, что в «Повести временных лет» с 946 года начинается глава «Начало княжения Святослава, сына Игорева», сам текст говорит о полноправном княжении Ольги, а не Святослава.

Когда Святославу исполнилось 23 года, он возмужал и достиг совершеннолетия, однако, всё равно брать на себя бразды правления не спешил, доверяя княжение в Киеве своей матери Ольге. Когда же подрос его старший сын Ярополк, то поставил его княжить в Киеве, в 969 году.

«В Лето 6472 (964 год). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус [гепард], и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам — по щелягу от рала даем [серебряная монета с плуга]».

В Лето 6473 (965 год). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

В Лето 6474 (966 год). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

В Лето 6475 (967 год). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там, в Переяславце [сербская крепость Смедерево на Дунае], беря дань с греков.»

© Повесть временных лет.

Воспитанный своим дядькой Асмудом, в славных традициях русского воинства, Святослав Игоревич начал своё возмужание с добычи воинской славы, как делали это его предки: Рюрик, Гостомысл и Буривой. Святослав планировал к своему славянскому сроку правления (с 979 года) значительно упрочить позиции Руси и расширить её владения. Потому начал свою взрослую жизнь с военных походов.

Первым делом требовалось наказать хазар. Во-первых, отвадить их брать дань с русских земель, а во-вторых, отомстить за убийство русского князя Ольговича и других русских во время их Каспийских походов.

В 960 году хазарский царь Иосиф в письме к сановнику Кордовского халифата Хасдаю ибн Шафруту отметил, что ведёт с русами «упорную войну», не пуская их в море и по суше к Дербенту, иначе они, по его словам, могли бы завоевать все исламские земли до Багдада. Под контролем хазар находились и другие ключевые цели русской экспансии: Керченский пролив и Подонье. Эти обстоятельства сделали неизбежным открытое столкновение между двумя странами, Русью и Хазарским каганатом.

В ходе военного похода русских, предводимых Святославом, хазарское войско во главе с каганом было разбито, а хазарская застава на Дону — город Саркел захвачен. После этого Саркел стал русским городом Белая Вежа. Святослав подчинил ясов и касогов в Прикубанье, а также разорил столицу Хазарского каганата в дельте Волги — город Итиль.

Был также захвачен другой крупный хазарский город на Каспии — Семендер и территория выше по Волге — страна буртасов и город Булгар. Хазарское население в панике разбежалось, укрывшись на островах. Царский двор покинул столицу. Результатом этого похода стал полный разгром Хазарии. После этого Таманский полуостров был присоединён к Руси в виде Тмутараканского княжества.

Укрепив восточные рубежи Руси по Волге, Святослав сосредоточил свои усилия на Дунае, покорил болгар и вышел к границе с Византией и Венгрией по рекам с названием Морава: Северной, текущей из Чешской и Венгерской земли, и Южной, текущей из Греческой земли, сделав своей столицей город Переяславец, стоящий у слияния Южной Моравы и Дуная.

«В Лето 6477 (969 год). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и челядь».

© Повесть временных лет.

Тем самым, Святослав планировал дальше расширять свои владения, делая упор на Русь, созданную дедами Рюриком и Олегом. По всей видимости, Святослав собирался возродить Великую Славию, созданную в прошлом легендарным царём Иваном Купалой.

Замыслы Святослава, помимо военных походов, вынужденного ещё исполнять обязанности русского князя в Киеве, были видны и в Константинополе. Византийская империя, опасаясь растущего могущества Руси, а также её бесконтрольного расширения, всячески старалась помешать деятельности князя Святослава.

Здесь им опять понадобился давний агент, киевский воевода Свенельд, который блестяще провернул «операцию» по устранению князя Игоря в Древлянском лесу. Умело управляя действиями то печенегов, то болгар, Византия добилась того, что Святослав был вынужден оставить свою новую столицу — Переяславец на Дунае и идти спасать Киев от печенегов. Отбросив печенегов от Киева, Святославу пришлось вновь сражаться с болгарами на Дунае, отказавшимися подчиняться. А далее дошло дело и до греков, которые выступили против Святослава огромной армией.

Несмотря на десятикратное превосходство в численности войск, Византия была разгромлена русскими войсками Святослава, после чего греки отправили Святославу богатые дары и обещали снова платить дань Руси, как было прежде. Как говорит русская летопись, в июле 971 года, в городе Доростоле (ныне румынский город Силистра) был подписан мирный договор между Русью и Византией.

«Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам [на Днепре]. И сказал ему воевода Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его, и пошел в ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них (русских) еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову. И тут перезимовал Святослав.

В Лето 6480 (972 год), когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку.

В Лето 6481 (973 год). Начал княжить Ярополк.»

© Повесть временных лет.

Так, трагически, закончился славный боевой путь русского князя Святослава, не успевшего дожить до своего славянского правления. В результате различного стечения обстоятельств, русское княжение на Руси (с 946 по 978 годы) было разделено между тремя правителями: Ольгой (946 — 963), Святославом (963 — 972) и Ярополком (973 — 980).

Славянское правление, 980 - 1012 гг.

Согласно наших расчётов (График правления в государстве Русь), срок правления славянского рода Словена должен был наступить в 979 году, в реальности же, этот срок наступил в 980 году, что подтверждает правильность проведённых расчётов.

После трагической гибели Святослава на Днепровских порогах, его сын Ярополк официально стал Великим князем Руси в 973 году, хотя до этого уже княжил в Киеве с 970 года. Этот срок пошёл в зачёт княжения Ярополка, как русского князя, а не славянского. Потому что известные сыновья Святослава: Ярополк, Олег и Владимир должны были остаться просто князьями и избрать себе либо ратную службу, либо удельное княжение где-нибудь на просторах Русской земли.

Согласно сложившейся традиции, наследник Святослава должен был родиться примерно в 975 — 976 годах. Но сам Святослав не дожил до этого времени. Потому, продолжение русского княжения до установленного срока выпало на долю Ярополка, как старшего из сыновей Святослава.

Приближался 978-й год, последний год правления русского князя. Так как живых наследников предыдущего славянского князя Игоря не осталось, борьбу за наследство начали другие славянские князья из рода Гостомысла. Как в случае с русской княгиней Ольгой, в игру вступала славянская княжна Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода. Кто станет мужем Рогнеды, тот получит Великое княжение на Руси в славянский период (980 — 1012).

За год до истечения срока правления русского князя в Киеве (в 977 году), резко обострилась борьба за власть между сыновьями князя Святослава. И ключевую роль в возникшей междоусобице, опять сыграл византийский агент, воевода Свенельд, который натравил князя Ярополка на его брата Олега, правившего Древлянской землёй.

Два года назад, древлянский князь Олег убил на охоте Люта, сына Свенельда, забредшего не в свои владения. Но, отомстить за это Свенельд решил именно сейчас, уговорив Ярополка пойти войной на брата своего. В результате стычки между братьями у города Овруча, Олег был убит. Стало дело за Владимиром, который княжил в Новгороде.

«В Лето 6485 (977 год)… Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде, и владел один Русскою землею.»

© Повесть временных лет.

Владимир, которому было около 17 лет, укрылся у своих родственников — варягов-руси, живших по южному побережью Варяжского (Балтийского) моря. Там он провёл два года, пока ему не сказали, что если он хочет остаться во власти, то должен вернуться на Русь и завладеть Рогнедой, славянской княжной, иначе всё пропало. Потому как славяне, после начала их срока правления на Руси, найдут Владимира и убьют его, как поступил в своё время Рюрик с новгородским князем Вадимом. Лишние наследники им не нужны.

«В Лето 6488 (980 год). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». И сел в Новгороде.

И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она же ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды — дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов — варягов, славян, чуди и кривичей — и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и его двух сыновей, а дочь его взял в жены.»

© Повесть временных лет.

Обратим внимание на то, что решение о том, за кого выходить замуж, принимала Рогнеда, а не её отец, князь Рогволод. Хотя Владимир отправил послов к Рогволоду, и у него просил руки дочери. По всей видимости, в новом сроке княжеского правления ключевую роль должна была сыграть славянская княжна Рогнеда, а не русские князья Ярополк или Владимир.

Рогнеде нужен был столичный Киев, где находилась княжеская власть над всей Русью, а не Новгород, находящийся на отшибе. Потому её выбор пал на Ярополка, а Владимиру было надменно отказано. При этом, Рогнеду ничуть не смущал тот факт, что Ярополк уже был женат на наложнице своего отца, греческой монахине, а Владимир на тот момент был ещё холостым.

Но, как мы видим, Владимир опередил своего брата и сам заявился в Полоцк, чтобы взять штурмом не только город, но и славянскую княжну — ключ к власти в Киеве. Ярополк же ожидал, когда к нему привезут его невесту и не дождался.

Владимир жестоко расправился не только с родителями Рогнеды, но, в добавок, ещё и убил её братьев. Таким образом, князь Владимир, нацелившись на взятие власти в Киеве, расчищал дорогу от ненужных конкурентов в виде славянского рода Рогволода, также имевшего большие претензии на власть в Киеве.

Ведь наступило время править славянам, которые могли отнять власть у русского князя Владимира, и никто бы их за это не осудил. Видя опасность своему будущему правлению, Владимир рисковать не стал и убил всех своих славянских конкурентов. Точно также поступил его прадед Рюрик, убивший славянского князя Вадима, своего родственника из рода Гостомысла.

Взяв в жёны славянку Рогнеду, Владимир пошёл на Киев, чтобы избавиться от другого конкурента — своего брата Ярополка. Жестокая борьба за власть не терпит сантиментов, потому Владимир не стал церемониться с Ярополком. Ярополк был предан своим окружением и убит по приказу Владимира. Тем самым Владимир отомстил за убийство своего брата Олега, сам, при этом, стал братоубийцей.

С 980 года Владимир начал править в Киеве, став Великим князем Руси. Подтверждением тому, что это правление стало славянским, красноречиво говорят первые действия Владимира в Киеве.

«В Лето 6488 (980 год)… И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.»

© Повесть временных лет.

Возникает вопрос, куда делся самый почитаемый на Руси в те времена бог Велес? По всей видимости, в навязанном Киеву славянском пантеоне богов места Велесу не досталось. А ведь раньше он в Киеве стоял, вместе с Перуном.

«Но какова же была в древности вера славян? Еще в VI в. греки говорят о них: «Единого Бога признают они владыкой всего мира». Он назывался Сварогом, что значит «голубое небо». Перун, Велес, Мать-Сыра Земля и другие, меньшие божества считались его детьми и назывались Сварожичами. Верили они и в бессмертие души, и в загробную жизнь.»

© Азбука веры. Равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий.

Если посмотреть в русской летописи, чем клялись русские и славянские князья при подписании мирных договоров с Византией, то наблюдается определённая особенность.

В 907 году русский князь Олег клянётся «своим оружием и Перуном их богом, и Волосом богом скота».

В 945 году славянский князь Игорь клянётся только Перуном.

В 971 году русский князь Святослав опять клянётся Перуном и Волосом, богом скота.

В 980 году славянский князь Владимир ставит в Киеве, а затем и в Новгороде, идолов Перуна, забыв про Велеса.

Наигравшись в славянских богов с человеческими жертвоприношениями, князь Владимир решается распрощаться с язычеством и славянством вообще. Все славянские народы Руси становятся русскими, по названию государства. При этом Владимир утвердил единую веру для всех жителей Руси — Христианство. Это произошло в 988 году от Рождества Христова или в Лето 6496-е.

Поменяв название народа, своё имя с Владимира на Василия, приняв Веру Христианскую, женившись на греческой царевне Анне, Великий князь Руси Владимир — Красное Солнышко «обнулил» и свой срок правления. Новый отсчёт начался с 988 года, согласно которого Владимир правил 28 лет, как и его отец Святослав. Всё же время правления Владимира составило 36 лет вместо отведённых 33-х.

Что интересно, в «Житии святого равноапостольного князя Владимира» указаны немного другие данные:

«Двадцать восемь лет княжил святой Владимир в земле Русской после своего крещения и тридцать три года восседал на престоле Киевском.»

Таким образом, у святого князя Владимира было всё хорошо с точки зрения установленных сроков правления. Но, не все с этим были согласны. Если считать с 980 года, то 33-й год правления Владимира истекал в 1012 году (979 + 33 = 1012). И в подтверждение этому, в том же «Житии святого равноапостольного князя Владимира», находим следующие строки:

«После кратковременного затишья (первое десятилетие ХI века) «великое противостояние» вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна был прямым покушением на историческое существование Русского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое были арестованы, и Рейберн вскоре скончался в заточении.

Святой Владимир не мстил «гонящим и ненавидевшим» его. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе.»

Святополк — усыновлённое Владимиром чадо его брата, Ярополка, от греческой монахини, подаренной тому отцом Святославом. Эта гречанка успела побывать замужем за тремя русскими князьями: Святославом, Ярополком и Владимиром. Владимир взял её в жёны уже беременной от брата Ярополка.

Красивая была, потому Владимир приблизил её к себе, несмотря ни на что. В русских былинах она часто фигурирует рядом с князем Владимиром как Апракса-королевична. На Руси того времени «королевичнами» называли молодых женщин, которые несколько раз побывали замужем. А такой, из шести официальных жён Владимира, была только гречанка, родившая Святополка.

Озлобленный на отчима Владимира, за убийство отца Ярополка и упущенное тем Великое княжение, Святополк устроил настоящую бойню другим сыновьям Владимира, после его смерти в 1015 году. Ярополк не стал славянским Великим князем, погибнув от рук брата, оставаясь князем русским. А вот его сын Святополк устроил настоящую славянскую резню, лишив жизни троих сыновей Владимира: Бориса, Глеба и Святослава.

При этом Святополк собирался убить всех сыновей Владимира:

«И стал Святополк думать: «Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русскою землею».

© Повесть временных лет.

Остановил мясника и братоубийцу Святополка нелюбимый сын Владимира от первой жены Рогнеды — Ярослав. С началом княжения Ярослава в Киеве, в 1015 году, началась новая эпоха в истории Русской земли. Традиции двойного правления русских и славян, принятые ещё в Славяно-Русском Союзе и в начале существования государства Русь, были отменены.

Ярослав правил Русью 40 лет, восстановив старинный русский обычай, когда слово «срок» равнялось слову «сорок». В славянском языке это число «40» звучит по другому «четыредесять», потому как такого срока правления у славян никогда не было.

-3

Вывод

Благодаря усилиям наших предков, создавших в середине 5-го века нашей эры Славяно-Русский Союз, который к началу 10-го века воссоздал государство Русь, просуществовавшее до 1240 года. Тогда оно было уничтожено нашествием монгольского хана Батыя. Стойкость русского народа и мудрость русских князей, а также накопленный многовековой опыт становления Руси, позволили вновь возродиться Русской земле к концу 15-го века.

Как в случае с Славяно-Русским Союзом, создавшим независимое государство Русь, возрождённая после избавления от Монголо-татарского ига Русская земля смогла быстро прийти в себя. На основе уже Русского царства, в начале 18-го века, была возрождена Россия, которая на протяжении двух последующих веков только укреплялась.

Трагические события начала 20-го века опять поставили русский народ на грань выживания. Но, тысячелетний опыт возрождения Руси в самых невыносимых условиях, позволил нашему народу справиться и с этой напастью. Преодолев трудности становления молодого Советского государства, советский народ к концу 20-го века построил Великую державу, которая не выдержала напряжения Холодной войны и распалась, пережив предательство высшего руководства страны. Не спасла ситуацию и пятимиллионная Советская Армия.

В конце 20-го века Россия в очередной раз погрузилась в пучину хаоса и неразберихи. Целое десятилетие Россия находилась на грани разрушения и гибели. Но, великая сила русского народа, любящего свою землю, а также самоотверженные сыны Отечества, не позволили России погибнуть и в этот раз.

Наступает новое возрождение России, как и много веков назад. Сколько оно продлится, не знает никто. Наступили трудные времена. Но, наши предки справились со всеми трудностями, справимся и мы. На том стояла и будет стоять Русская земля.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы