💬 Вопрос: «Как быть, если родители других детей в обычном общеобразовательном классе говорят относительно моего ребенка: «Почему наши нормальные дети должны терпеть всё это?»
💁🏻♀ Давайте разбираться. Мы живем в государстве, где по конституции каждый ребенок вне зависимости от ограничений, состояний здоровья, заболеваний и диагнозов имеет право учиться в общеобразовательной школе. Это право есть у КАЖДОГО!
Соответственно, родитель ребенка с РАС всегда может сослаться на это право и напомнить другим, что они тоже вправе искать лучших условий для своего ребенка. Поэтому те, кому не нравится соседство с детьми, не похожими на их ребенка, могут искать для него другую, более устраивающую их среду.
Казалось бы, все просто. Но нет! Давайте посмотрим шире ⤵
Что мы сами скажем родителю, который приведет в класс ребенка с инфекционным заболеванием, передающимся воздушно-капельным путем? Может ли он ссылаться на конституцию в этом случае и настоять на присутствии ребенка в школе?
Ответ очевиден, правда? Ни у кого нет сомнений на этот счет. Заболевший ребенок, безусловно, может продолжать получать образование, если его состояние здоровья позволяет, но он не сможет делать это в присутствии других детей, так как для них есть риск заражения. Он может продолжать учиться, но дома или в учреждении здравоохранения. Это необходимо для обеспечения безопасности, и это забота обо всех участниках образовательного процесса.
Когда мы говорим о ментальных особенностях, то понимаем, что это намного более сложная задача. Необходимы системные меры, чтоб и ребенок с ментальным расстройством мог реализовать свое право на обучение, и другие дети в своих правах не были ущемлены. ☝🏻 Ее не могут решить родители в одиночку, предъявляя друг к другу требования. Хотя часто приходится видеть, как они на своем уровне пытаются определить, кому можно учиться в обычном классе общеобразовательной школы, а кому нет. Такие попытки только вредят, причем всем участникам конфликта без исключения. Просто кто-то получает негативные последствия сразу, а кто-то в отдаленном будущем.
⚠ Эта задача значительно масштабнее, и решать ее необходимо системно и на другом уровне.
Если у ребенка с РАС есть проблемное поведение, выражающееся в агрессии, направленной на окружающих, значит ли это, что ему нельзя в общеобразовательную школу? Нет, не значит! Но это значит, что пока у него есть поведение, опасное для других детей, ему необходимо создать специальные условия. Для одного это будет пауза в учебе и целенаправленная работа над проблемным поведением, для другого — тьютор, который будет помогать регулировать поведение в классе, а для третьего — ресурсный класс, где можно безопасно для всех выпустить пар.
Если же у ребенка есть самостимулятивное поведение, например, «крылышки», перебирание пальчиками или бормотание под нос каких-то фраз. Может ли это быть поводом для того, чтоб вывести его из общего класса? Кажется, что очевиден ответ «нет», но кто-то скажет, что не хочет, чтоб его ребенок нахватался странных моделей поведения и стал использовать их в своей жизни.
Конечно, родители вправе заботиться о среде, в которой растет их ребенок. Но многие из них заблуждаются, когда думают, что, окружив свое дитя исключительно способными и прилежными детьми, сослужат ему хорошую службу. 💡 На деле, чем более разнообразен мир вокруг ребенка, чем больше у него возможностей для принятия собственных несовершенств и проявления таких качеств, как эмпатия, сострадание, поддержка, тем в более благополучного и ответственного взрослого он вырастет.
✅ Что вы можете сделать прямо сейчас, если родители других детей в школе транслируют вам свое недовольство?
▫ Не вступать в конфликт и не обвинять. Это не самые эффективные стратегии для достижения цели.
▫ Обратиться к специалистам в школе или в управление образования, четко формулируя запрос. Тут важно помнить, что они скорее смогут вам помочь, если вы обратитесь к ним не за эмоциональной поддержкой, а с конкретными предложениями.
▫ Сесть за стол переговоров, привлекая как сотрудников школы, так и специалистов, которые непосредственно работают с ребенком, и понять, что каждый из участников может сделать для защиты интересов всех детей в классе.
▫ Спросить себя: что мною движет, жажда справедливости или благополучие ребенка? Вы имеете право и на то, и на другое, но точно ли у вас есть ресурс на первое? Точно ли вам важнее доказать всем свою правоту, а не создать такую среду для ребенка, где он будет чувствовать себя не отвергнутым, а довольным и счастливым?
▫ Объединяться с другими родителями детей с ментальными расстройствами. Вместе всегда легче решать сложные задачи.
#аутизмшкола #аутизмсоветы #аутизмобучение #мояпланета #натальятопурия