Татаро-монгольское иго продолжалось на Руси почти два с половиной века – примерно с начала 1240-х годов и до конца 1470-х годов. Это было тяжелейшим временем лишений и невзгод: обременительная дань в стан Золотой Орды; назначение князей в ставке хана; постоянные набеги и междоусобицы. И как следствие – сотни тысяч русских душ, загубленных за это время в сражениях и в неволе. Но тем и хорош «русский корень», что смог «заново прорасти» под таким давлением, которое с 99% вероятностью уничтожило бы любой другой народ, любую другую нацию.
Под властью Золотой Орды дрались друг с другом многие Русские княжества, как встарь - глупо, иррационально и опрометчиво, будто бы испытывая стремление ещё больше навредить соседям и стать «первым вассалом» среди прочих. Но ветер перемен почувствовался с возвышением Москвы – некогда маленького уездного городка, над которым «сел править» в самом начале XIV века небезызвестный и очень хитроумный князь – Иван Калита (1283 – 1340). Под его чутким руководством, снимая одного противника за другим татаро-монгольскими силами, маленькое княжество стало настолько сильнее, что Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года, принёсшая труднейшую победу войскам Дмитрия Донского – «дальнее» следствие деяний первого значимого московского правителя.
Между тем, в Золотой Орде множились междоусобицы – каждый маломальский хан пытался взять себе свой кусок пирога от общей власти Чингизидов. Поэтому сначала развалилась Монгольская империя, потом – союзнические отношения между разными Улусами, потом и Улусы стали дробиться на Орды и ханства поменьше, что привело «к рассыпанию» всего татаро-монгольского мира.
Тогда-то и началось ещё большее возвышение Москвы. И некогда маленькое княжество, пусть и не без значимых препятствий и поражений, смогло не только отстоять своё право на независимость в 1480 году, в рамках «Стояния на реке Угре», но и выдержать беспрецедентный напор западных стран, которые беспрестанно пробовали «под шумок» взять себе хотя бы кусочек русской земли.
Но, на мой взгляд, окончательно «ветер времён и народов» переменился тогда, когда Москвой было основано рукотворное татарское Касимовское ханство. Более того, со временем, некогда грозные и властные правители этого ханства стали родоначальниками дворянского рода Касимовых, приняли православие и сделали очень много добрых дел во славу своего нового Отечества. В том числе принимали важное участие в походах против своих бывших соотечественников.
Но обо всём нужно говорить по порядку. И сегодня давно начатый цикл статей, посвящённый разным государствам, в какое-то время присутствовавшим на территории современной Российской Федерации, дополнится ещё одним важным пунктом – материалом, посвящённым Касимовскому ханству.
Касимовское ханство: общая информация
Как полунезависимая государственная единица или территория с большой автономией, Касимовское ханство существовало длительный временной отрезок с 1452 года по 1681 год. Только мельком взглянув на дату основания, можно убедиться, что касимовские ханы перешли на сторону московских царей незадолго до того, как состоялось решающее противостояние на реке Угре. Однако язык не повернётся сказать, что опытные ханы загодя предугадали, кто выйдет из многовекового противостояния победителем, после чего поспешили «поменять сторону». Наоборот, Московское княжество в ту пору находилось под тяжелейшим давлением Казанского и Крымского ханства, а с запада наступали, когда объединённые, когда разрозненные польско-литовско-украинские силы.
Именно поэтому появление касимовских ханов в качестве союзников – очень важная дата в истории Москвы. И если бы некоторые татары не перешли на сторону своих вчерашних данников, то ещё неизвестно, как бы повернулась общая история нашего государства.
К слову, о национальном составе Касимовского ханства. Помимо «касимовских» татар, население было представлено сибирскими татарами, татарами-мишарями и мордвой-мокшей, что позволяет говорить о многонациональности государства, подконтрольного Москве. Причём долгое время никто не трогал и государственную религию – ислам. Более того, именно эта религия процветает неподалёку от указанных мест по настоящий день, что говорит о большой дальновидности московских государей.
Очень важно подчеркнуть статус касимовских ханов – они принадлежали к династии Чингизидов. Или, иными словами, выводили свою родословную от самого Чингисхана, что автоматически делало местных правителей самыми легитимными в глазах огромного количества восточных народов, когда-то объединённых в рамках общей Монгольской империи.
Родоначальник нового династического ответвления – хан Касим I, годы правления которого пришлись на временной отрезок с 1452 по 1469 год. Именно по его имени, после крещения, новые дворяне обрели фамилию.
В исторических источниках, Касимовское ханство можно встретить и под другими названиями. Например, «Мещёрский юрт» или «Касимовское царство». Но я, как автор, позволю называть это государство в самом распространённом формате.
Феодальное государство располагалось на территории современной Рязанской области, в среднем течении реки Ока. Столица – одноимённый город Касимов (до 1376 года - Городец Мещёрский). Проговорив общую, но столь важную информацию, мы можем плавно перейти к разговору об основании этого государства.
Разные теории основания Касимовского ханства
Тем интересна и противоречива история любого государства – события всего-то полувековой или вековой давности множат теории и гипотезы, которые притягивают своих сторонников. Именно поэтому говорить о событиях XV века довольно сложно – и самые авторитетные учёные имеют существенные расхождения по поводу того, «как было на самом деле».
В отечественной историографии присутствуют несколько официальных точек зрения на тему образования Касимовского ханства. Так, ряд учёных называют это государство осколком Золотой орды, которое своим статусом равнялось с Крымским, Астраханским, Казанским и Сибирским ханством. Просто именно оно первым попало в вассальную зависимость от Русского царства. А за Касимовском ханством, пусть и несколько позже, по очереди «подтянулись» и прочие восточные соседи.
Другая точка зрения прямо указывает на то, что Касимовское царство (здесь корректнее применить именно это историческое название) являлось удельным княжеством, которое «выделили на кормление» бывшим татарским «царям» Великие московские князья. Кто-то и вовсе считает, что никакого государственного образования не было – были только становища некоторых лояльных Чингизидов, которые, как часто случалось встарь, присутствовали на дальних рубежах Русского царства как обычное пограничное войско.
Как говорят – бери любую версию и не ошибёшься!
Чтобы попробовать разобраться во всех хитросплетениях давней истории, нужно точно определить статус Касима I - сына казанского хана (они сменялись часто из-за междоусобиц), который был вынужден искать себе новое место проживания, после гибели в междоусобной войне старшего брата Юсуфа и его отца – Улу-Мухаммеда. Тогда Касим I (во избежание путаницы – только так) отправился с верными людьми в земли вчерашних данников и заручился поддержкой московского царя Василия II. Именно от него новый вассал и получил городец Мещерский, который новые владельцы стали называть на свой лад - Касимов.
Если это так, то версия с назначением правителя выглядит наиболее вероятной и исторически-верной. Поэтому в своих дальнейших рассуждениях, я буду отталкиваться именно от основной версии развития событий.
Роль Касимовского ханства в истории России
Как считает известный историк – В.А. Волков, Касимовское ханство сыграло центральную роль в восточной политике Русского царства, став отправной точкой глобальной экспансии. По своей сути именно здесь открылись «ворота на Восток», которыми стали пользоваться многочисленные русские князья, купцы (в том числе Строгановы), переселенцы и первооткрыватели, которые и прирастили Приуралье, Сибирь и Дальний Восток к землям зарождающейся Российской империи.
Да и силы Касимовского ханства были значительными – оно оказывало политическое, дипломатическое и военное влияние на своих соседей, а так же (сложный термин) являлось инкорпорированным мусульманским государством фактически в составе Великого княжества Московского.
Изначально, территория Касимовского ханства была невелика и фактически ограничивалась одним городом Мещерским. Но позже, в связи с персональной деятельностью местных ханов, территория стала прирастать за счёт ближайших народов и небольших населённых пунктов. В частности сохранились данные о вхождении в состав ханства мишарских беляков. Однако с сохранением большой автономии и привычного жизненного уклада.
Естественное развитие Касимовского ханства
Абсолютно все подконтрольные княжества и ханства, с течением лет, начинали постепенно, поэтапно терять всю независимость. Например, целиком и полностью Москве подчинилось Новгородское княжество, Тверское княжество, Великопермское княжество и многие другие. Не избежало этой участи и Касимовское ханство – оно постепенно (административно, документально, политически) влилось в состав Русского царства, после чего стало Шацким уездом. Касимовские ханы к тому времени окончательно обрусели, перешли в православие и были даже очень довольны новым статусом дворян – так они стали намного больше интегрированы в русское общество.
Вплоть до Губернской реформы 1775 года Мещерский уезд, ставший к тому времени Шацким уездом, сохранял очень сложное внутреннее устройство, сохраняя изначальные черты. Но потом, в составе Саранского уезда, приобрелась определённость, которая не менялась долгие годы.
Государственное устройство Касимовского ханства
На ранней стадии своего существования, по государственному устройству, Касимовское ханство сохраняло классический облик «стандартных» татарских ханств. Наивысшее положение занимал хан, при котором были карачаи – приближенные визири. Чуть ниже в иерархической лестнице располагались мурзы и беки, имевшие статус, равнозначный русским князьям. Дальше шли имильдаши и аталыки – привилегированные сословия, состоящие в родственных связях с правителями или беками.
Придворные служащие считались также выше других подданных – конюший, сокольничий и другие. Свою отдельную власть имели и религиозные деятели – данишменды (религиозные учителя), хафизы (знатоки Корана), муллы (священники). Была и промежуточная военно-религиозная управляющая единица – сеид. Именно от названия «должности» произошло историческое название «Сеидов полк». Или полк, при русском воинстве, преимущественно состоящий из мусульман.
Вплоть до середины XVI века в Касимове существовал рынок рабов – намного позже прочих регионов Русского царства. Основа местной экономики – рыболовство, охота (в том числе пушная охота), животноводство, бортничество и земледелие. В этих местах всегда процветали кустарные промыслы и был развит институт ремесленничества. Особо ценные ремесленники отправлялись в личное услужение ханской семье.
Благодаря тому, что вплоть до XVI века на этих территориях царствовал ислам, это позволяло местным правителям принимать под своё крыло многих единоверцев, которые уставали от постоянных междоусобных войн и отправлялись «в оазис спокойствия» при московских государях. Таким образом, Касимовское ханство быстро приобретало силу и становилось всё более значимым игроком в Восточной Европе.
Первым ханом, принявшим крещение, стал Сеин-Булат. Это произошло в 1573 году, подарив Русскому царству новокрещённого Симеона. В 1653 году крестился Сеид-Бурхан, став Василием. После этого в государстве началась активная христианизация, что вызвало серьёзный отток мусульман в другие регионы.
К XVIIвеку большинство представителей рода Касимовых стали владельцами мануфактур и талантливыми торговцами. И стали служить своему Отечеству совершенно в другом качестве.
Но это, как говорят – совсем другая история.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о событиях, до нашей эры.