Как проходить выставку?
Авторы пишут, что выставку можно и даже нужно проходить хаотично, не выбирая последовательность.
Отправной точкой на выставке является «Черный квадрат» Малевича. Далее в каждой работе на выставке вы найдете бесконечные отсылки к черному квадрату, с которого и началось «беспредметное искусство».
Почему бесконечные?
Потому что фишка квадрата помимо всего прочего — бесконечность, к которой так стремились художники любого времени и эпохи. Айвазовский, картины которого нам так откликаются, тоже намекают на бесконечность моря, неба и пространство, которые стали основным лейтмотивом его работ. Поэтому его «Черное море» вы увидите на входе прямо рядом с квадратом.
Зачем изображать банальные сюжеты, если можно выйти за пределы холста (воображения) и изобразить «ничего»?
Да-да, Малевич первый до этого додумался. А право рассуждать над его «живописным фуэте» он оставил за зрителем. Остальные художники, представленные на выставке, подхватили тренд на «беспредметность» и начали выражать ее на холсте. Кто-то цветом и линиями (Кандинский), кто-то геометрическими формами (Лисицкий и многие другие), кто-то переосмыслял сущность скульптуры, в основе которой стали материал, объем и конструкция, отсюда и появился конструктивизм (Родченко, Татлин).
Тут и началась «рубрика эксперименты», которая положила начало всему последующему современному искусству.
Малевич создал «искусство будущего», перевернул сознание тем, что поменял роль художника и зрителя. Раньше художник при дворе «прислуживал» своим хозяевам, бесконечно изображая людей, бытовые и исторические сюжеты, все время «подражая» природе, пытаясь изобразить ее максимально реалистично и правильно. Ну, скучновато как-то если честно…
А тут Малевич одним произведением вводит зрителя в игру, правила которой устанавливил он сам. Тем самым, опять переворачивая наше сознание целиком и полностью. Традиционная живопись, пока-пока) Так и на выставке: кураторы предлагают нам войти в игру, в диалог с искусством и начать самим выстраивать ассоциации и сходства, а также обращать внимание на произведения искусства, которые оказывают на нас сильное воздействие.
Позже мы увидим влияние Малевича в идеях Тома Форда, логотипе лондонского метро, в плавательных бассейнах, вообщем Малевич теперь повсюду! Просто стоит чуточку присмотреться. Присмотритесь к тому, что вас окружает: от вашего телефона до принтов вашей одежды.
Малевич и его супрематизм (так называется направление с бесконечными квадратами) — основа современного дизайна, моды и всей современности в целом. Это можно отрицать, но вклад Малевича и всех его последователей огромен, также как и их идеи, которые обладают свойством бесконечности ровно также, как и их произведения искусства.
♾️
Автор статьи: Макеева Мария