В нашу редакцию поступил материал с просьбой его опубликовать. Все остальные редакции Выборгского района, к которым обратился автор, отказались её выпустить.
ХАЙЛИ ЛАЙКЛИ
Что не так с делом экс-главы Выборгского района Геннадия Орлова?
Резонансное дело о масштабных хищениях из бюджета Выборгского района широко освещалось в областных СМИ и даже попало в юмористическое шоу Ивана Урганта. Сегодня все фигуранты этого дела находятся за решёткой. 30 июня 2023 года Красногвардейский райсуд Ленинградской области огласил приговор по делу о мошенничестве, в результате которого из бюджета Выборгского района за несколько лет было похищено более 738 млн рублей. В числе тех, кто получил суровый срок – 7 лет колонии и штраф 750 тыс. рублей – экс-глава Выборгского района, 67-летний Геннадий Орлов. Апелляционная жалоба на решение Красногвардейского суда уже подана, сам Орлов не признал свою вину. Да и в материалах дела её доказательства, прямо скажем, очень слабые. В правительстве Ленинградской области, где изучали все связанные с делом документы, тоже косвенно согласились с тем, что Орлова просто «подставили» его подчинённые.
И всё же его посадили. Попробуем понять, почему.
КАК ВЫВОДИЛИСЬ
ДЕНЬГИ
Схема вывода средств из районного бюджета многократно описана, поэтому остановимся на ней лишь вкратце. По материалам дела, руководитель комитета по финансам администрации Выборгского района Александр Болучевский начиная ещё с 2014-15 годов начал «осваивать» деньги, образующиеся в результате экономии бюджета и неосвоенные средства. Договорившись с директором МКУ «Выборгский районный центр финансово-бухгалтерского обслуживания» (ВРЦФБО) Оксаной Чугункиной, он стал готовить документы, по которым бюджет перечислял в ВРЦФБО деньги за якобы исполненные строительно-ремонтные работы. Затем из ВРЦФБО переводили деньги конторам-однодневкам, которые обналичивали деньги и «отгружали» их организаторам схемы, оставляя себе солидную долю в четверть суммы за услуги.
Основной вывод средств пришёлся на 2019 год. Как пояснял сначала своему руководителю Геннадию Орлову, а затем следователям сам Болучевский, в 2018 году он познакомился с некой Мариной Менщиковой, дамой с большими связями. Она предложила ему трудоустройство на высокую должность в мэрии Москвы за взятку. Сначала требуемая сумма составляла 200 млн рублей, затем увеличилась до 350 млн.
Особенности кадровой политики московской мэрии оставим за скобками, но заметим, что карьерные амбиции руководителя финансового комитета администрации Выборгского района прекрасно сочетаются с банальной жадностью: более чем двукратную разницу между суммой взятки и суммой выведенных из бюджета средств подельники просто обналичили и присвоили.
РОЛЬ
ГЕННАДИЯ ОРЛОВА
Александра Болучевского арестовали ещё в сентябре 2020 года. В соучастии в хищении совместно с ним был заподозрен Алексей Котляренко – один из главных получателей бюджетных средств, предназначенных к «обналу», затем и несколько других владельцев фирм-однодневок.
С Алексеем Котляренко следствие заключило досудебное соглашение. Он обязался говорить только правду, и слово сдержал. Вопросов к правдивости его показаний не возникло. Котляренко даже проверили на детекторе лжи, который подтвердил: он не лжёт.
Месяц спустя, 17 октября, задержали и руководителя Болучевского – главу администрации Выборгского района Геннадия Орлова. Представлялось очевидным, что он и есть главная «крыша», организатор вывода бюджетных средств. Ведь подпись Орлова стояла под сопроводительными письмами к документам, которые готовил Александр Болучевский.
Конечно, глава администрации подписывал документы, которые готовили ему подчинённые. Такова процедура, и отрицать это бессмысленно. Но при этом нужно понимать: сопроводительные письма не содержали сведений об увеличении бюджета. Геннадий Орлов не подписывал тех документов, которые обосновывали увеличение финансирования тех или иных работ. Нет его подписи и под пояснительными записками для Совета депутатов, ведь без одобрения народных избранников никаких движений бюджетных средств быть не может. Такие документы подписывал только Александр Болучевский, он и доказывал депутатам необходимость тех или иных трат.
Тем не менее, подписи Орлова под сопроводительными письмами дали основания следователям СК сформулировать свою версию: якобы глава администрации задумал всю махинацию, «склонив» своего подчинённого к преступным действиям. Эта версия, хоть и не подкреплённая никакими доказательствами, кочевала из тома в том огромного уголовного дела (на самом деле, их было даже три, но все они – об одном и том же), пока почти три года спустя не добралась до рассмотрения на суде. И вот здесь возникло множество нестыковок, на которые обращали внимание как адвокаты подсудимого, так и журналисты, описывающие резонансное дело, а также их источники в правительстве Ленинградской области.
На следствие эти очевидные противоречия, судя по приговору, никакого впечатления не произвели. Но мы их всё же зафиксируем – хотя бы для истории.
САМ СЕБЯ СДАЛ?
Аресту Александра Болучевского, а впоследствии и самого Геннадия Орлова, предшествовало серьёзное и – что важно! – публичное разбирательство в администрации района.
Следим за хронологией событий: О том, что его подчинённый ведёт нечистую игру, Геннадий Орлов узнал в конце августа - начале сентября 2020 года. Собрав доказательства, он вызвал Александра Болучевского «на ковёр» и в присутствии своего заместителя Владимира Рошковича побеседовал с руководителем финансового комитета по душам. Припёртый к стенке, Болучевский всё рассказал. Этот разговор был записан на диктофон, а запись впоследствии предложили послушать следователям. Но она их не заинтересовала. Возможно, потому, что не укладывалась в старательно нарисованную картину, в которой Орлов был организатором преступления.
Более того: Александр Болучевский написал письменное объяснение, где рассказал о своём намерении купить должность через Марину Меньщикову, перечислил фирмы, через которые обналичивались деньги. Наконец, указал: «Плановые уведомления, а также заявки на расход подписывались мной. По окончании финансового года был изготовлен годовой отчёт с изменёнными показателями за моей подписью».
Заметим, что и это объяснение тоже вызвало весьма прохладный интерес следствия. Между тем, это важно. Потому что, как заметили журналисты портала 47news в правительстве области подтвердили, что отчёты за подписью Болучевского по статьям «Капремонт» и «Текущий ремонт» по балансам сходились. Но в администрации района видели другие отчёты с изменёнными показателями. То есть главный районный финансист вёл двойную бухгалтерию.
Итак, получив устное и письменное признание подчинённого, Геннадий Орлов 12 сентября инициировал совещание с участием представителей ФСБ, районной прокуратуры, следственного отдела СК Ленобласти, начальника УМВД. На встрече он рассказал им всё, что знал о вскрытых махинациях и представил доказательства и объяснения Болучевского. После чего, собственно, тот и был арестован два дня спустя – 14 сентября, а затем под следствие пошли и его подельники.
Для чего Орлову, который, по мнению следствия, сам организовал схему вывода средств, публично рассказывать о ней на весь свет, да ещё и в присутствии толпы силовиков? Любой преступник, мало-мальски находящийся в разуме, поступил бы иначе: заметал следы и скрывался. Так что речь идёт либо о том, что глава администрации внезапно потерял рассудок, либо о том, что для него реальное положение дел с выводом денег открылось только тогда – в сентябре 2020 года, когда преступления уже были совершены.
ВОРОВАЛ
БЕСКОРЫСТНО?
В ходе следствия и суда обнаружилась ещё одна странность. А именно – ни одного доказательства того, что хотя бы копейка из выведенных 738 млн рублей оказалась впоследствии в руках Геннадия Орлова.
Да, Александр Болучевский в ходе следствия говорил, что действовал по указанию Геннадия Орлова.
Совершенно естественная попытка для человека в его положении - если не полностью избежать ответственности, то хотя бы разделить её. Он также рассказывал следователям, что предполагает, будто Орлову платили деньги через предпринимателя Алексея Котляренко. Якобы он слышал, что Котляренко «с кем-то встречался» и кому-то что-то «передавал». Но фактами все эти заявления не подтверждаются. Нет доказательств ни того, что Геннадий Орлов как-то «склонил» бедного подчинённого к преступлению, ни случаев получения главой администрации денег.
Сам Котляренко не подтвердил, что он передавал какие-то деньги Геннадию Орлову. Более того, он даже не обсуждал это ни с кем из участников схемы.
Аналогичные показания дали и другие «обнальщики».
В результате не удалось найти и установить ни одного человека, который бы подтвердил: «да, глава администрации Выборгского района Геннадий Орлов получал от меня деньги». Во всех километрах исписанных листов материалов дела мы не встретим иных формулировок по этому поводу, кроме как «предположительно», «возможно», «по моему мнению» и т. п.
Получается, Геннадий Орлов – просто Робин Гуд XXI века.
Собрал огромную банду из подчинённых чиновников и полукриминальных предпринимателей. Много лет обворовывал бюджет вверенного ему района. Под его покровительством направо и налево раздавались десятки миллионов. Но себе он не брал ни копейки. Ведь ни один из членов его «банды» не то что лично не передавал ему деньги, но и не может даже точно сказать – а кто же, собственно, это делал?
Удивительное бескорыстие для матёрого мошенника!
ЗА ЧТО ЖЕ СИДИТ
ОРЛОВ?
Итак, в ходе трёхлетнего расследования удалось неопровержимо установить только то, что Геннадий Орлов как глава администрации действительно подписывал некоторые документы, которые готовили для него подчинённые – прежде всего, руководитель финансового комитета Александр Болучевский. Да, это часть работы любого руководителя и, увы, сфера его ответственности.
Произнося на суде последнее слово, известный и уважаемый человек, награждённый медалями ордена «За заслуги перед Отчеством» I и II степени, «Орденом Дружбы» и множеством других наград, а впоследствии ставший подсудимым Геннадий Алексеевич Орлов заявил: «Я понимаю, что виноват. Виноват в том, что халатно отнесся к своим прямым обязанностям, в том, что не контролировал вообще Болучевского. Готов понести любое наказание, но только за то, что я сделал».
С этим действительно трудно спорить. Потому что единственное, что удалось доказать в расследовании этого резонансного преступления по поводу участия в нём Геннадия Орлова – так это неопровержимый факт наличия его подписей под документами. В совокупности со всеми иными обстоятельствами дела речь и впрямь идёт о халатности, а говоря попросту, по-человечески – об излишней доверчивости по отношению к сотрудникам администрации. Доверчивости, которую в наше время не может себе позволить руководитель любого уровня.
Почему же следствие так настаивало именно на том, чтобы не наказать Геннадия Орлова за халатность, а посадить по более тяжкой статье о мошенничестве в особо крупном размере, старательно подводя к этому все материалы дела?
Здесь мы, конечно, не можем утверждать ничего точно, а вынуждены уходить в область предположений.
Частично объяснение этому явлению дал один муниципальный чиновник, комментируя задержание порталу 47news: «Экономическая полиция не вылезает из администрации. Не дай бог бордюра не досчитаются, полицейские как дети рады, это же в перспективе уголовное дело в отношении главы администрации».
Такое резонансное уголовное дело – значит награды, повышения по службе, новые звездочки на погонах и премии за поимку и изобличение важного преступника. За «мелкого жулика» уровня руководителя какого-то там комитета местной администрации столько «плюшек» не получишь. Вот такая логика.
Иван Баженов