Продолжение. начало тут
Само слово "апофегей" изобрела героиня повести, аспирантка кафедры истории СССР одного из московских пединститутов Надя Печерникова. Апофеоз апогея или апогей апофеоза, а проще говоря "кирдык".
В повести много сюжетных линий. Первая -сюжет с махровым "партократом" БМП, он же ЕБН, который в условиях перестройки и гласности сразу же "перестроился" с учетом новых веяний. Стал показывать чудеса высокой требовательности и беспощадности ко всякому разгильдяйству, бездорожью, кумовству, взяточничеству и недостатку мясных продуктов в магазинах. И по своей природной ограниченности вошел в такой раж, что начал тявкать и на вышестоящих благодетелей, которые вытащили его из провинции в столицу нашей Родины. На чем и погорел.
Вторая - как простому, молодому рабочему парню Валере Чистякову, умному, веселому, немного циничному, как и вся молодежь, выбраться из низов и попасть в советское время во власть, и что потом с ним происходит.
Третья - любовная и немного эротическая тема любви этого простого рабочего парня к такой, продвинутой, москвичке, коллеге по аспирантуре Наде Печерниковой. Умненькой, еще более циничной, чем Валера, стервочке из совершенно другого социального слоя. Надя это любимая героиня Полякова.
Наде в ту пору нравилось изображать увиденную в каком-то идиотском фильме молодую революционную женщину, до беспамятства влюбленную в слово «товарищ». «До свидания, товарищ! – говорила она на прощанье понурому Чистякову. – Товарищ, выше голову! Скоро восстанет пролетариат Германии, товарищ!..» Этим все и заканчивалось.
Валера и Надя вместе учатся в аспирантуре. Валера хочет писать диссертацию на тему земельной программы партии социалистов-революционеров, а Надя о деятельности П. А. Столыпина.
Все сюжетные линии увязаны, крепко подогнаны, логически завершены.
Как мы уже писали ранее, повесть вышла в мае 1989г. на пике популярности у простого народа ЕБНа,
что и придало повести остроту, злободневность и повышенный интерес. Но вот в фильме, о котором будет рассказ, этого самого БМП, он же ЕБН, нет. Все остальные герои в наличии, а его нет. В своих диалогах герои упоминают этого самого БМП всякими нехорошими словами, но вот самого этого персонажа нет.
Может быть, авторы фильма Юрий Поляков и режиссер Станислав Митин решили, что фигура ЕБНа уже потеряла свою актуальность, фильм вышел в 2013г., а ЕБН умер в 2007 г. И пусть покоится он себе с миром, больше к тем выражениям, что подавляющим населением страны в его адрес высказано, они уже ничего нового не добавят. А может смета не позволила, фильм то всего лишь 4-х серийный. Но так или иначе ЕБНа в фильме нет.
Основное время действия фильма 1977 -1988 гг. С эпилогом уже в современности. Пройдемся по главным героям и исполнителям.
Главный герой Валерий Павлович Чистяков. Из рабочих. Родители рабочие, семья из четырех человек ютилась всю жизнь на окраине Москвы в комнате общежития. Валера с отличием окончил истфак пединститута, но не поступил в аспирантуру, вместо него взяли блатного. Отслужил армию. Там стал членом КПСС. После армии все-таки поступил в аспирантуру. Поет и играет на гитаре. Пользуется популярностью у молоденьких первокурсниц. Человек умный, самостоятельный, ни карьерист, ни сволочь. Никакой не "совок", а нормальный советский человек.
И кто же его играет? А Даниил Страхов. Полагаю, что это главная неудача фильма. Смазливая внешность никак не компенсирует более чем скромные актерские данные. Абсолютный мискаст. Сначала он вот такой аспирант в 1977 г. с непонятно какими полубаками. На Будрайтиса смахивает. Такой же, как Будрайтис амебообразный. В общем, совершенно никакой.
А уж когда Валера по партийной линии пойдет, так тут вообще без слез на него смотреть нельзя. Вот такая маска вселенской скорби у второго секретаря Краснопролетарского райкома КПСС г. Москвы. Такой впечатление, что его куда-то жестоко обидели. Просто рыдать от жалости хочется.
Нам что хотят показать, что человек скорбит о потерянной любви и о том, что приходиться заниматься совершенно не своим делом - быть партийным работником? А какое его дело? А об этом авторы нам расскажут в эпилоге.
Нет, никак не могли в такое УГ влюбиться две замечательные советские девушки. Аспирантка Надя и первокурсница Ляля.
Раскованную, ироничную и умненькую аспирантку Надю Печерникову, за которой вначале совершенно безнадежно ухаживает аспирант Валера Чистяков, играет Мария Миронова. Конечно, старовата сорокалетняя актриса играть двадцатидвухлетнюю девушку, да и шарма у нее Надиного нет, но, как говорится, за второй сорт потянет. Всяко-разно поближе к своему литературному персонажу, чем унылый Страхов.
А вот это первокурсница истфака Ляля Кутепова, начавшая охоту за симпатичным и веселым- как на гитаре играет, аспирантом Валерой Чистяковым.
Конченая оторва, с 9 класса жившая уже "шведской семьей" с одноклассниками, дочка секретаря горкома партии. Но жутко обаятельная. Тут некоторые наши читатели, высказали мнение о некоторой пошлости повести. Скорее всего, это навеяно эротическими моментами, в первую очередь связанными с этой Лялей. По моему, никакой пошлости, а масса юмора. Это Поляков врезал - вот вам насчет того, что в СССР нет кекса.
А когда на экране началась эротическая сцена со стонами и непонятным мельканием многочисленных конечностей, провела коготками по его груди и подставила губы для поцелуя. Обмирая от смущения и прислушиваясь к шорохам в прихожей, Чистяков с педагогической сдержанностью поцеловал ее и почувствовал себя чуть ли не растлителем. Не давая опомниться, Ляля повлекла его руку под кимоно: там оказалось совершенно голое тело и крепкие, как бицепсы, груди. Кожа была покрыта твердыми пупырышками и напоминала книжку для слепых. А в самый проникновенный момент, задыхаясь, Ляля прошептала: «Ну, милый, здравствуй!»
Играет Лялю Аглая Шиловская. Идеальное попадание в образ. А еще лучше у нее получилась бы Надя Печерникова.
Вот и вопрос, чем же привлек тусклый и унылый, никакой, Даниил Страхов таких шикарных героинь Марии Мироновой и Аглаи Шиловской.
И никак не мог ошибиться в своем выборе бывший начальник особого отдела партизанского объединения, секретарь парткома пединститута Алексей Андрианович Семеренко, когда подыскивал себе замену на будущее.
Секретарем партийного комитета пединститута в ту пору был доцент Семеренко Алексей Андрианович. Алексей Андрианович во время войны руководил особым отделом партизанского соединения. Во времена борьбы с Зощенко он защитил кандидатскую диссертацию о созидательной функции советской сатиры, затем работал в горкоме партии, потом во главе комиссии прибыл в опальный педвуз, разогнал, искоренил (времена были крутые!) половину профессорско-преподавательского состава и оздоровил идеологическую обстановку настолько, что на бюро горкома рассматривали вопрос о фактах неоправданного избиения кадров высшей школы. Институт нужно было возрождать, и на это важное дело послали снова Алексея Андриановича. Лет десять он проработал ректором, потом его с тихим почетом передвинули в секретари парткома. Но без Семеренко все равно ни один вопрос в институте не решался: ректор, если ему на подпись приносили документы, к которым не была подколота скрепкой бумажка с резолюцией «Я – за. А. С», начинал жалобно браниться и отсылал просителя в партком.
Семеренко играет Владимир Гостюхин. Такой Чапай. Впереди на лихом коне. И совсем не сволочь, как это может подуматься некоторым из-за того, что он был начальником особого отдела. Не вся гэбня была "кровавая", большинство там полезным государственным делом занимались. Вот только один косяк, орденские планки костюмеры вверх ногами прицепили
Не мог такой Чапай-Гостюхин, предложивший Валере стать своим заместителем по идеологии, не увидеть, что ну никакой он этот Страхов. Он же сейчас от страха того... самого. Не такие нашей партии нужны бойцы.
А кто бы мог, вот чтобы реально соответствовать образу простого советского паренька из самых низов, умной головой пробивающегося наверх, пока его уровень притязаний ограничивается кандидатом наук и доцентом. Умеющего играть на гитаре, в которого с ходу влюбляются красотки, и вместе с тем скромного и порядочного. Ну никак зашуганный Страхов тут не подходит.
Спросите - а кто? Их есть у нас. Естественно, не козловские-петровские-федоровские. Вот, например, Владимир Яглыч, простой московский парень, с характером и харизмой.
А с другой стороны и Леонид Бичевин неплох.
Но только не унылый Страхов. Весь фильм портит.
А фильм то неплохой. Главное в нем идея есть. Даже две. Не все "партократы" были такими, какими их потом стали изображать всякие либерданы ( этот термин - "либердан" придумал еще в 1917 г. В. И. Ленин).
А кстати, какими? Да ведь сразу и не вспомнишь. Вот обозвали их поповы-афанасьевы "командно-административной системой" и "агрессивно-послушным большинством", и как ярлык бессмысленный приклеили. Гады, одним словом.
А все ли они гады были? И были ли вообще такие? Тут наши читатели вспомнили фильм того же 1989 г. "Торможение в небесах", снятом по пьесе нашего таежника Романа Солнцева. Вот ведь неплохой был поэт, скромный, интеллигентный, а в политику полез, "партократов" стал разоблачать, пьесы и сценарии про них писать критические. Даже депутатом Первого Съезда народных депутатов стал. На трибуну там взошел и тоненьким жалистным голосом стал просить - не присылайте вы к нам сидеть в тайгу всякую сволочь, у себя их в Расеи держите. Прямо стыдно за него стало.
Вот и разоблачил он в своем "Торможении в небесах" местного главного "партократа", который 17 лет краем правил. Долго, наверное, всем надоел, и народ даже и не загрустил, когда его в Москву Горбачев забрал. Но поэт наш его напоследок пропесочил в духе перестройки и гласности и фильм очень сатирический сняли. А теперь этому "партократу" памятник шестиметровый медный в парке с видом на самую полноводную реку СССР стоит.
И смотрит он на дела свои, которые все никак нынешние либерданы прожить не могут. Так гад он или не гад, "партократ" этот?
Ну это так, лирическое отступление. Продолжим, несмотря на унылого Страхова, рассказ о фильме, где авторы хотят показать откуда и как в основном эти "партократы" в советское время брались и что с ними потом стало.
Но об этом уже в следующей части.