Аудитория социальных сетей и мессенджеров непрерывно растет - сегодня эти площадки трансформируются в универсальные многозадачные сервисы. Этим успешно пользуется бизнес, в том числе транспортные компании - на базе популярных коммуникационных приложений они запускают программы и чат-боты для клиентов. Так, в РЖД разработали Telegram-бот, через который можно приобрести билет на электричку.
Бот «Билет на электричку» (@bilet_na_elektrichku_bot) запущен на полигонах Свердловской и Башкортостанской пригородных пассажирских компаниях. В перспективе планируется тиражирование проекта по всей сети дорог.
Пока виртуальный помощник помогает купить билеты только по полному тарифу. В дальнейшем функционал сервиса и география маршрутов будут расширяться.
Появление Telegram-бота - новый этап развития автоматизированной системы управления пригородной пассажирской компании (АСУ ППК), которую осенью 2022 года приобрела компания «РЖД - Цифровые пассажирские решения» (входит в цифровой холдинг «РЖД-Технологии»). На основании лицензионных договоров систему используют 19 ППК почти в 60 регионах страны. Через нее в год оформляется около 200 млн билетов. Система поддерживает различные каналы продаж проездных билетов: стационарные кассы, мобильные кассы, терминалы самообслуживания, мобильное приложение «РЖД Пассажирам», сайты пригородных пассажирских компаний и агентские продажи, а теперь и Telegram-бот.
Международный опыт
Виртуальные помощники используют транспортные компании и других стран. Например, китайские клиенты авиакомпании KLM (Нидерланды) могут бронировать билеты в мессенджере WeChat Pay - платежная платформа встроена в самую популярную социальную сеть Китая. В компании-перевозчике подчеркнули, что переход на WeChat Pay увеличил спрос на рейсы KLM из Шанхая и Пекина в Амстердам - в месяц платформу посещает около миллиарда пользователей, и 600 миллионов из них подключили функцию оплаты, позволяющую совершать через инструмент покупку, в том числе авиабилетов. Также KLM использует возможности Facebook Messenger - там пассажир может подобрать билет, оплатить место повышенной комфортности и перевес багажа, а также измерить чемодан и получить ваучер на напитки и питание.
Граждане Индии могут забронировать билет на самолёт через WhatsApp. На программном обеспечении мессенджера разработан чат-бот EaseMyTrip. По запросу виртуальный помощник может предоставить информацию об актуальных ценах на билеты, а также ориентировочных датах, когда дешевле всего лететь по запрашиваемому маршруту. Определившись с параметрами путешествия, пользователь сможет забронировать билет.
В Испании приложение для социальной сети Facebook - Compartir Tren Mesa AVE - стало инструментом продаж для постоянных пассажиров высокоскоростных поездов AVE. Программа позволяет им реализовывать билеты, которые они не планируют использовать. Выкупивший такой билет пассажир перенаправляется на сайт компании-оператора железнодорожных перевозок Renfe, где нужно будет изменить личные данные в проездном документе.