Задание 1. Поразмышляй о смыслах учения.
Как ты думаешь:
1.
- зачем человеку (не только ученику) предлагается читать книги, разные тексты, писать - воспроизводить чьи-то или свои мысли письменно?
2.
- в чём польза от осмысливания и воспроизведения (устного или письменного рассказывания) текстов самого разного содержания?
3. - какая тебе польза от того, что ты научишься правильно и грамотно устно и письменно излагать (рассказывать) какой-либо текст?
Задание 2. Знакомимся: что такое изложение и как его правильно написать?
Изложение – это вид учебной работы, направленной на письменный пересказ, краткую или подробную передачу основного содержания какого-либо текста. Важно помнить, что изложение - это не воспроизведённый, а самостоятельно созданный текст.
Какие бывают виды изложений?
- Подробное изложение — это последовательный пересказ, близкий к тексту, с сохранением языковых особенностей текста (в том числе изобразительно-выразительных средств).
- Сжатое изложение — это краткий пересказ основной мысли с сохранением всех микротем, без подробностей.
- Выборочное изложение — пересказ фрагмента текста, связанный с конкретной темой.
- Осложнённое (творческое) изложение — пересказ с дополнительным (творческим) заданием.
Сведения для учителей и родителей.
Как происходит процесс работы по написанию изложения?
Во всех классах общеобразовательной школы работа над изложением происходит одинаково. Только в младших классах разбор текста происходит более тщательно и последовательно. Это делается в учебных целях: чтобы ученик понял и научился всем особенностям устного и письменного изложения текста.
Важно знать и учитывать, что по психотипу люди делятся на аудиков (хорошо воспринимают речь ушами), визуалов (хорошо воспринимают речь глазами), и кинестетиков (таким нужно и послушать ушами, и посмотреть глазами, и "пощупать руками"). Кинестетикам нужно больше времени и разнообразной информации для восприятия речи, да. Но именно из них и выходят потом учёные, писатели и т.п.
В школе учителя часто не учитывают это. Текст читается для аудиков ... как быть остальным? Учителю необязательно знать, кто из учеников по психотипу, но важно и нужно обеспечить доступность текста каждому - добавить вспомогательную информацию (иллюстрации, музыку и т.п.) .
Советы родителю помочь своему ребёнку подготовиться к изложению (сначала - чужих текстов, а затем - своих мыслей).
- воспитание в ребёнке любви к чтению - это развитие его кругозора и расширение словарного запаса;
- у ребёнка должно быть своё отдельное рабочее место и полная тишина во время выполнения "умственной" работы;
- приучите ребёнка работать с орфографическим словарём: проверять с использованием словаря орфографически трудные слова. Так он запомнит правописание слов;
- важно научить ребёнка работать с толковым словарём. Так он расширит словарный запас и научится применять ранее незнакомые слова в своей речи;
- выберите небольшой текст, прочитайте его ребёнку, затем предложите ему прочитать текст самому и подчеркнуть главные слова, затем попросите переписать эти слова и пересказать по ним данный текст . Выполнение таких заданий - путь к успеху.
Сведения для учеников.
На основе чтения, анализа и изложения (пересказа) чужого текста (анализа и пересказа мыслей других людей) человек учится правильно, точно, интересно излагать свои мысли. Это очень помогает ему и в дальнейшей учёбе, и в дальнейшей жизни.
Разве для тебя это бесполезное занятие?
Задание 3. Напишем изложение по тексту 2-3 классов общеобразовательной школы.
Задача 1. Открой тетрадь, напиши число, тему: Изложение (По правилам русского языка в конце заголовков точки не ставятся). Приготовь лист бумаги для вспомогательной работы.
Задача 2. Рассмотри иллюстрации к теме. Прочитай и проанализируй текст.
1)Прочитай текст.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом. Смелый мальчик очутился верхом на дельфине. Дельфин не сбросил седока, но по неосторожности ранил мальчика своим плавником. Мальчик не испугался. Он крепко держался за дельфина. Когда же он увидел, что дельфин уносит его в открытое море, он отцепился и поплыл к берегу.
(По В. Субботину).
2) Подумай и скажи: о чём говорится в тексте. О каком главном событии рассказывает автор? 3) Придумай заглавие к этому тексту. Запиши заголовок к тексту в тетради на строке ниже.
4) Раздели текст по смыслу на отдельные микротемы (абзацы): выдели отдельные предложения, по которым в твоём воображении могут получиться отдельные картинки. Запиши на листе для вспомогательной работы первые слова каждой микротемы под номерами (1,2,3...). Это станет основой для плана изложения текста.
5)Найди слова, которые ты ещё не слышал (не слышала) и в словаре (можно в интернете) посмотри их лексическое значение. Это поможет лучше воспринять текст.
6)Найди слова,в которых возможно допустить ошибку. Если знаешь правило, объясни правильное написание слова. Выпиши эти слова на листе для вспомогательной работы, подчеркни трудные места в словах.
Задача 3. Ещё раз прочитай текст и устно проговори его, опираясь на "план" (записанные первые слова микротем).
Задача 4. Письменно изложи текст в тетради - Напиши изложение.
Не забудь, что каждая новая микротема (абзац) пишется в тетради с красной строки - с большой буквы и с небольшим отступом от начала строки.
Задание 4. Прочитай, какой примерно должна была получиться твоя работа.
Изложение
Мальчик на дельфине
Один раз мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом.
Мальчик был смелый. Он запрыгнул на дельфина и поехал на нём верхом. Дельфин не сбросил его, но по неосторожности поранил своим плавником.
Мальчик не испугался. Он крепко держался за дельфина.
Но когда он увидел, что дельфин плывёт с ним в открытое море, он отцепился и поплыл к берегу.
Задание 5. Прочитай разъяснение, почему именно так письменно изложен текст.
1) О чём говорится в тексте. О каком главном событии рассказывает автор? Мальчик прокатился на дельфине. 2) Заглавие к тексту: Мальчик на дельфине.
3) Микротемы текста по смыслу.
Один раз мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом. (Одна картинка)
Мальчик был смелый. Он запрыгнул на дельфина и поехал на нём верхом. Дельфин не сбросил его, но по неосторожности поранил своим плавником. Мальчик не испугался. Он крепко держался за дельфина. (Вторая картинка).
Но когда он увидел, что дельфин плывёт с ним в открытое море, он отцепился и поплыл к берегу. (Третья картинка).
Задание 6. Посмотри, какой была работа на листе для вспомогательной работы.
Запись на листе для вспомогательной работы Первые слова каждой микротемы: Один раз мальчик и дельфин. Мальчик был смелый. Но когда он увидел.
Неизвестные слова, их лексическое значение. Седок - человек на чём-то сидящий верхом (сверху). Очутился - очутиться - внезапно попасть куда-либо, оказаться где-либо. Отцепился - отцепиться - отделиться, отъединиться.
Слова, в которых возможно допустить ошибку: однажды, друг, очутился, не_сбросил, неосторожности, не_испугался, крепко, открытое, отцепился.
Задание 7. Прочитай, как учитель оценивает изложение.
Изложение оценивается с двух сторон: с точки зрения содержания и грамотности.
В оценку содержания входят умения: - передать основную мысль текста;
- сохранить все микротемы;
- делить текст на абзацы. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.
Задание 8. Прочитай ответ на Задание 1.
1.
- зачем человеку (не только ученику) предлагается читать книги, разные тексты, писать - воспроизводить чьи-то или свои мысли письменно?
2.
- в чём польза от осмысливания и воспроизведения (устного или письменного рассказывания) текстов самого разного содержания?
3. - какая тебе польза от того, что ты научишься правильно и грамотно устно и письменно излагать (рассказывать) какой-либо текст?
Изложение — это способ развития твоей собственной речи.
Оно учит: - воспринимать информацию на слух (слушать и слышать, что тебе хотят сказать); - выделять главное и учитывать второстепенную информацию; - правильно, разумно и интересно излагать свои мысли.
Чтение и пересказ текста (устный и письменный) научит тебя осмысливать и оценивать увиденное и пережитое, разовьёт наблюдательность, научит находить причинно-следственные связи в действиях и поступках своих и других людей, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Это поможет тебе активно и интересно общаться с другими людьми, самому (самой) стать интересным другим людям.
Изложение поможет тебе понять в чём смысл изучения правил и понятий русского языка, так как сказанное или написанное неправильно слово может полностью поменять смысл того, о чём говорится.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
Обращай внимание на тексты, которые тебе приходится читать, старайся всегда выделять главную мысль текста и чем она подтверждается. Это поможет тебе и в освоении русского языка, и в построении своих выступлений, сообщений перед другими людьми, и в освоении других учебных предметов, и в жизни.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора. Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.