Задание 1. Повторим: что такое изложение и как его правильно написать?
Изложение – это вид учебной работы, направленной на письменный пересказ, краткую или подробную передачу основного содержания какого-либо текста.
Сжатое изложение — это краткий пересказ основной мысли с сохранением всех микротем, без подробностей. ("когда максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.
Научившись сжато излагать чужой текст, ты выработаешь навыки точно и лаконично излагать свои мысли. Выработаешь:
1) умение вычленять главное в информации;
2) сокращать текст разными способами;
3) использовать языковые средства, чтобы обще, но точно, ярко передавать смысл своей речи.
4) планировать высказывание и улучшать созданный текст.
Совет: первое время перед работой над изложением держи под рукой памятку - алгоритм работы над изложением:
1) Прослушай (или прослушай) текст. 2) Выдели главный смысл информации в тексте. Подумай и скажи: о чём говорится в тексте. О каком главном событии рассказывает автор? 3) Подумай в каком предложении заключена основная мысль текста? Придумай заглавие к этому тексту. Запиши заголовок к тексту в тетради на строке ниже. 4) Подумай, на сколько смысловых частей делится текст. Раздели текст по смыслу на отдельные микротемы: выдели отдельные предложения, по которым в твоём воображении могут получиться отдельные картинки. Запиши на листе для вспомогательной работы первые или главные, несущие смысл, опорные слова каждой микротемы. Выделив микротемы, составь план изложения.
5) Найди (вспомни, если слушал текст) незнакомые слова, и в словаре (можно в интернете) посмотри их лексическое значение.
6)Найди слова,в которых возможно допустить ошибку. Если знаешь правило, объясни правильное написание слова. Выпиши эти слова на листе для вспомогательной работы, подчеркни трудные места. 7) Если автор использует художественные средства выразительности, запиши слова на листе для вспомогательной работы. 8) Определи тип речи и стиль текста ( типы речи: описание, повествование, рассуждение; стили речи: научный, разговорный, публицистический, художественный, официально-деловой). В этом же стиле нужно написать изложение.
9) Ещё раз прочитай текст и устно проговори его, опираясь на план.
10) Письменно изложи текст в тетради - Напиши изложение.
Не забудь, что каждая новая микротема (абзац) пишется в тетради с красной строки - с большой буквы и с небольшим отступом от начала строки.
Задание 2. Учимся "сжимать" текст.
Разграничение главного и второстепенного в тексте (или сообщении), формирование умения сокращать текст разными способами - важное умение не только для написания сжатого изложения.
Что научиться уметь отделять несущественное, второстепенное от главного в информации, нужно знать и использовать приёмы исключения, "сворачивания" исходной информации за счёт обобщения.
Познакомься со способами сжатия текста.
1 способ - исключение. Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: - исключаем синонимы, если есть однородные члены предложения, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей информацией в данном контексте;
-удаляем из текста поясняющие конструкции в составе сложных предложений;
2 способ - обобщение. При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
-вычленить основные факты;
-подобрать слова для их обобщённой передачи;
-составить новый текст.
3 способ - упрощение. При УПРОЩЕНИИ необходимо:
-заменить сложное предложение простым;
-заменить предложение или его часть указательным местоимением; -объединить два или три предложения в одно;
-разбить сложное предложение на сокращённые простые; -заменить придаточное обстоятельственное предложение деепричастным оборотом;
-перевести прямую речь в косвенную.
Главные условия при написании изложения:
-нужно передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
-не объединять микротемы в один абзац;
-каждый абзац начинать с красной строки;
-объём изложения – 70-90 слов;
-писать изложение нужно аккуратным, разборчивым почерком.
Задание 3. Отработка навыков сжатия текста. Проведём практическую работу по сжатию текста. Рассмотрим часть текста об известном собирателе русских слов Владимире Ивановиче Дале.
Задача: попробуй сократить (сжать) текст, используя способы сжатия текста. можешь это сделать на листе для вспомогательной работы или в компьютере в документе "docx".
Собиратель русских слов.
Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем - врача, был известен и как автор множество сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.
Задание 4. Посмотри примерный образец сжатия текста.
В. И. Даль был талантлив, трудолюбив и образован: морской офицер, врач, писатель. Но делом его жизни, призванием стало собирание русских слов.
Определи, какие способы сжатия текста использованы.
Полезный совет: почаще играй в игру: сокращение небольшого абзаца любого текста.
Задание 5. Напиши сжатое изложение по тексту 6-7 классов общеобразовательной школы.
Задача 1. Открой тетрадь, напиши число, тему: Изложение (По правилам русского языка в конце заголовков точки не ставятся). Приготовь лист бумаги для вспомогательной работы. Используй памятку-алгоритм работы над изложением:
Задача 2. Прочитай и проанализируй текст.
Собиратель русских слов.
Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем - врача, был известен и как автор множество сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.
Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык. Умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.
Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.
Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц.
Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык. (165 слов).
Задание 6. Посмотри примерный образец сжатия данного текста. Определи, какие способы сжатия текста использованы.
Собиратель русских слов.
В. И. Даль был талантлив, трудолюбив и образован: морской офицер, врач, писатель. Но делом его жизни, призванием стало собирание русских слов.
Он любил родной язык. Поставив перед собой цель собрать все русские слова, где бы он ни был - записывал слова, пословицы, поговорки, загадки.
Собирал слова он с юности и до смерти. За неделю до смерти, услышав от прислуги новые слова, больной Даль просит дочь внести их в свой словарь.
Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка», который включает 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. (89 слов).
Задание 7. Посмотри краткую инструкцию по работе над изложением в классе.
Как писать сжатое изложение
1. После первого чтения: - определи его тему; - сформулируй основную мысль; - определи стиль текста, тип речи; - выясни значение непонятных слов;
-вспомни слова, в которых возможны ошибки; - составь план, выделяя микротемы.
2. После второго чтения.
Работая с планом текста: - отметь и запиши опорные слова , художественные средства выразительности, связанные с передачей основной информации текста. - обдумай содержание текста, определи, какая информация является основной, а какая - второстепенной. - определи способ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение); - напиши на листе для вспомогательной работы (на черновике) сжатое изложение каждой части, свяжи их между собой, чтобы получился текст.
3. Прочитай, отредактируй черновик, обращая внимание на: - точность передачи сюжета, последовательность изложения текста, членение на абзацы;
-соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
- орфографию и пунктуацию в тексте.
Помни, что при сжатии исходного текста ты создаёшь новое речевое произведение, в котором предложения должны быть объединены общим смыслом, а содержание передано последовательно без нарушения абзацного членения и без логических ошибок.
4. Перепиши текст и ещё раз внимательно его проверь.
Задание 8. Напиши сжатое изложение на тему "Кошки в доме" в качестве тренировки.
Кошки в доме
Кошки – это замечательные животные, которые могут принести много радости и пользы. Какие блага вы, и особенно дети, можете получить от общения с кошками.
Во-первых, кошки учат заботе и ответственности. Уход за кошкой – это не только кормление и выгул, но требуется и следить за ее здоровьем, чистотой и благополучием. Детям это поможет научиться понимать, что животные – это не игрушки, а живые существа, которые нуждаются в заботе, внимании и любви.
Во-вторых, они улучшают эмоциональное состояние человека. Например, ученые установили, что глажение кошек снижает уровень стресса и тревожности, улучшает настроение. Кошка может стать ребёнку идеальным другом и товарищем в играх.
В-третьих, общение с кошками улучшает социальные навыки и умение общаться с другими людьми. Люди, которые имеют домашних животных, более уверенно чувствуют себя в обществе других людей и проявляют большую инициативу в общении.
В целом, кошки помогают улучшить здоровье, учат быть внимательными и наблюдательными, учат уважению к природе, поэтому кошки могут принести много пользы и радости. И если вы захотите завести кошку, важно понимать, что кошки – это живые существа, которые нуждаются в заботе и внимании. Поэтому необходимо обдумать все аспекты ухода за ней и убедиться, что вы готовы к ответственности. (186 слов).
Интересно, сколько слов у тебя получится после сжатия текста.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
Обращай внимание на тексты, которые тебе приходится читать, старайся всегда выделять главную мысль абзаца и текста в целом, и чем она подтверждается. Играй в игру "Сокращение 1 абзаца любого текста". Это поможет тебе и в освоении русского языка, и в построении своих выступлений, сообщений перед другими людьми, и в освоении других учебных предметов, и в жизни.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора. Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.