Найти тему
Бизнес на фудтраках

Бизнес в фудтраке: пустышка или нет? Рассказываем, как открывали фудтрак, и о чем умалчивают популярные франшизы

Оглавление

Более года назад мы запустили мобильное кафе в фудтраке "Сосиска&Пончик", где мы готовим вкусные хот-доги и пышные ароматные пончики вместе с холодными и горячими напитками.

Здесь рассказали, с чего все начиналось, как мы разрабатывали концепцию и почему решили продавать именно хот-доги и пончики.

Если вы задумались об открытии стритфуда, наверняка уже посмотрели разные франшизы и примерно поняли, что они обещают, и как работают. У нас тоже есть свое видение, которое мы сформировали исключительно благодаря своему опыту и двум желтым фудтракам, которые запустили в 2023 году :) В этой статье расскажем, с какими сложностями мы столкнулись при запуске, и о каких "подводных камнях" вам не расскажут продавцы других франшиз.

Один из наших фудтраков летом 2024 года в парке "Троя" в Красноярске
Один из наших фудтраков летом 2024 года в парке "Троя" в Красноярске

🔎 Если вы сейчас находитесь в процессе поиска и подбора франшизы, дочитайте до конца — в конце статьи поделимся удобным шаблоном анализа рынка конкурентов, по которому вы сможете сравнить все франшизы, оценить их характеристики и выбрать ту, которая вам подходит.

Порой сложно найти локацию

Возможно, вы с легкостью найдете хороший вариант для размещения фудтрака, который будет устраивать вас по всем параметрам, но это скорее исключение, чем правило. Поэтому советуем запастись терпением и настроиться на поиски :)

При поиске локации для фудтрака или небольшого стритфуд-киоска важно учитывать несколько ключевых факторов:

📍 Проходимость — чем больше людей проходит, тем больше будет ваша выручка, и, как следствие, прибль. Поэтому выбирайте места с высоким пешеходным трафиком. Это могут быть городские парки, туристические места, набережные, локации близ ТЦ и так далее.

📍 Целевая аудитория — важно понимать, кто ваша целевая аудитория и какая ее концентрация находится в той или иной локации, которую вы рассматриваете

📍 Конкуренция — есть ли рядом конкуренты? Кто они, что продают, кто их целевая аудитория? Здесь важно оценить, насколько их присутствие будет ограничивать потенциал вашей доходности или, наоборот, даст вам буст для роста за счет того, что в этой локации уже сформировался пулл постоянных гостей. Понаблюдайте за работой конкурентов (желательно сделать это в разное время в течение дня, чтобы понять, кто и в какое время у них покупает, какая посещаемость, сколько чеков сделано на конец дня).

📍 Удобство расположения — посмотрите, насколько легко клиентам будет добраться до вашего фудтрака и есть ли удобные зоны для отдыха рядом.

📍 Доступ к электричеству и водоснабжению — критический фактор для нормальной работы. Это всё поможет вам найти место, где фудтрак будет приносить стабильный доход и обеспечит комфорт для клиентов.

В некоторых городах сложно поставить фудтрак или киоск в муниципальном парке, так как есть определенные условия. Например, в Иркутске проводят торги, на которых выставляются свободные для аренды локации. Зачастую муниципалитету интересно сдать локацию на долгий срок, так нам предложили место для фудтрака в городском парке со стартовой ценой в 9 млн ₽ сроком на 7 лет 😅 Если посчитать помесячно, получается недорого — 107 000 ₽/мес, но 7 лет — это слишком долго, к тому же фудтрак сам по себе предполагает мобильность и возможность быстрой смены локации. В среднем, стоимость аренды локации под фудтрак составляет 10-12% от оборота.

Совет: зачастую договориться с администрацией города бывает сложно, поэтому мы рекомендуем рассматривать частные территории: парки и места отдыха, пляжи, бассейны, катки, горнолыжные комплексы, территории у торговых центров и так далее (те места, где есть ваша целевая аудитория).

Второй наш фудтрак поставили на территории горнолыжного комплекса
Второй наш фудтрак поставили на территории горнолыжного комплекса

Для наших фудтраков мы выбрали 2 локации (все они на частной территории):
🌍фан-парк "Бобровый лог" — всесезонная локация, зимой работает как горнолыжный комплекс, куда приезжают покататься на лыжах и сноубордах, а летом люди просто приезжают погулять и покататься на канатке;
🌍 парк "Троя" — это частный парк (исключительно летняя локация), где много семей с детьми, которые приезжают весело провести время и погулять.

Обе локации обеспечивают наши точки необходимым трафиком и генерируют выручку от 800 000 ₽/мес для каждого фудтрака.

Чтобы проанализировать количество трафика в конкретном месте, можете воспользоваться тепловой картой города и картой плотности населения. Вот сервисы, которые помогут предварительно оценить потенциал будущей локации:

Тепловая карта

Карта плотности населения

Вашим сотрудникам будет некуда сходить в туалет

Очень важный момент, о котором нужно подумать заранее и решить его до того, как вы заключили договор аренды.

Прежде чем встать в парке, мы подошли к нескольким соседям и узнали, как они закрыли вопрос с туалетом для сотрудников. Оказалось, можно договориться с кафе по соседству, а в горнолыжном комплексе все еще проще — там сотрудники могут пользоваться уборной в визит-центре.

В фудтраке может не хватить места для хранения продукции

На этапе запуска мы абсолютно не понимали, какой фудтрак нам нужен. Мы не понимали, сколько метров он должен быть в длину, чтобы в нем поместилось все необходимое оборудование, поэтому просчитали примерную расстановку оборудования в фудтраке (на тот момент у нас еще не было конкретного утвержденного списка оборудования и инвентаря, поэтому все делали "на глаз"). Мы заказали 5-метровый фургон, в который по нашим приблизительным расчетам должно было поместиться все оборудование, продукты, инвентарь, фирменная упаковка, а также должно было остаться свободное место для приема и выдачи заказов, приготовления хот-догов и для работы с тестом.

Фото с производства
Фото с производства

Увы, мы немного просчитались 😔 Оборудование поместилось, но места для хранения продуктов осталось крайне мало. На самом деле — это большая проблема, потому что продукты пришлось хранить на нашем складе и постоянно подвозить их курьером (хорошо, что он у нас есть собственный склад и есть курьеры, которые работают на доставке в проекте Kannam Chicken) — иначе даже представить сложно, как бы мы выкручивались из этой ситуации. В этот момент мы поняли, что нужно было заказывать 6-метровый фудтрак, в него бы точно все поместилось (собственно, так мы и сделали в следующий раз).

А ведь ранее мы также купили фризер для мягкого мороженого, которое хотели продавать в фудтраке летом...наивные.))

Вот такое мягкое мороженое хотели продавать в фудтраке
Вот такое мягкое мороженое хотели продавать в фудтраке

Совет: разработайте точную смету на закупку оборудования и обязательно сделайте его расстановку, это поможет просчитать вместимость до миллиметра, тем самым вы сэкономите не только деньги, но и ваше время и нервы, что порой еще более ценно 😄

Могут быть проблемы с электричеством

Как правило, электричество в фудтрак протягивается от ближайшего источника и о возможности подключения стоит узнать у арендодателя заранее.

В первом фудтраке электрики со стороны арендодателя подключили электричество некорректно, из-за чего у нас сгорело 2 кофемашины и 300 000 ₽ улетели безвозвратно. Мы долгое время не могли понять причину, оборудование то работало, то отключалось. Пока мы пытались понять, в чем дело, вызывали электриков, фудтрак простаивал, а мы теряли прибыль. В итоге пригласили стороннего специалиста, который нашел ошибку и все исправил.

Во втором фудтраке нам пришлось самим покупать провода и тянуть электричество к фудтраку от ближайшего столба (это еще −40 000 ₽), потому что арендодатель не предупредил нас о том, что не занимается подключением электричества, а мы не догадались спросить.

Совет: не работайте с неизвестными и непроверенными специалистами, нанимайте сторонних квалифицированных подрядчиков и обязательно заключайте с ними договор оказания услуг, чтобы в случае какого-то промаха, вы смогли взыскать с них средства.

С водой тоже могут возникнуть сложности

В фудтраке не предусмотрено подключение водоснабжения, поэтому придется подумать, где набирать воду, чтобы мыть помыть руки или посуду. Обычно она набирается в небольшие пластиковые бочки, к которым присоединяется насос. Он, в свою очередь, подает воду прямиком в кран. Для наших фудтраков сотрудники набирают воду у арендодателей.

Для приготовления напитков и для сотрудников у вас должна быть бутилированная питьевая вода с наклейкой "Честный знак" - это обязательное требование. Если к вам нагрянет проверка, а питьевой воды не будет — рискуете нарваться на штраф. Поэтому придется заключить договор с компанией, которая занимается поставками бутилированной воды.

Сэкономить на оборудовании не получится

Многие известные франшизы в нише стритфуда специально занижают инвестиции, предлагая партнерам закупать недорогое оборудование. Казалось бы, всем хорошо: вам меньше инвестиций потребуется для открытия, а они молодцы — нашли решение, которое всех устраивает, и франшиза стала привлекательнее.

-5

Конечно, есть подвох. Дешевое оборудование быстро выходит из строя, и мы неоднократно в этом убедились. Когда мы подбирали пончиковый аппарат, брали 3 разные модели у производителей для теста, чтобы понять, какой из них лучше. По итогам тестов мы выбрали тот аппарат, который используем сейчас уже более года, 2 другие сильно перегревались и им требовалось время "на отдых". Нужно было выключить и подождать минут 30, пока они остынут — это очень тормозило производственный процесс, и приходилось останавливать продажу пончиков (а это самый маржинальный продукт в нашем фудтраке, с которого мы зарабатываем больше всего).

Представьте, теплый солнечный день, у вашего фудтрака собралась очередь из желающих перекусить горячими свежими пончиками, а вы не можете их приготовить, потому что решили сэкономить на оборудовании и купили аппарат, который не может работать без остановки. В конечном итоге вы получаете упущенную прибыль и негатив от гостей, которые отстояли огромную очередь, а пончиков так и не поели.

Если вы планируете работать на поток и зарабатывать, придется потратиться на хорошее оборудование. Здесь все просто: чем дороже оборудование, тем оно более качественное, а значит прослужит вам намного дольше и будет работать без проблем даже при большом объеме заказов.

Экономить на продуктах тоже не стоит

Зачастую недорогие франшизы работают на полуфабрикатах, потому что это дешево, быстро и просто. Разогрел — и готово. Они не задумываются о качестве продукции, их задача — упростить процессы, снизить по максимуму себестоимость продукции и продать один раз, качество в такой схеме работы далеко не на первом месте.

Нам же наоборот важно делать качественный продукт, поэтому мы тщательно отбирали поставщиков, несколько месяцев прорабатывали меню, тестировали разные рецепты, чтобы получить вкусный и качественный продукт, за который не стыдно. Мы принципиально не используем полуфабрикаты и готовим только из проверенных продуктов и натуральных ингредиентов. Зачем? Потому что это очень сильно отражается на количестве повторных покупок и индексе возвращаемости гостей.

Наша задача — работать с удержанием гостей и их возращаемостью. Какова вероятность того, что вы повторно придете поесть в заведение, где вам было невкусно? Скорее всего, не придете. Если у нас будет невкусно, вероятность того, что наши гости порекомендуют нас друзьям или вернутся снова — крайне мала.

Мы доказали, что можно готовить простую и вкусную еду из натуральных ингредиентов, и это может быть просто, быстро и выгодно. Нам было важно соблюсти этот баланс, ведь приготовление еды в фудтраке не предполагает сложного технологического процесса и долгой отдачи заказа. К тому же, если усложнить рутинные процессы, как показывает практика, сотрудники будут попросту избегать.

Зимой может быть настолько холодно, что техника перемерзнет и сломается

Еще один нюанс, о котором обычно никто не говорит — это работа фудтрака в холодное время года. Чтобы в фудтраке было тепло, когда столбик термометра опускается ниже нуля, необходимо заранее продумать его утепление. В наших фудтраках есть теплый пол, тепловая завеса и другой обогрев. Но так было не всегда :) Однажды у нас за ночь перемерзла трубка, которая подает воду в кофемашину, пришлось искать деталь, заказывать ее и вызывать мастера по ремонту. Это еще одна ошибка, которая стоила нам времени и денег. С тех пор мы придумали, как поддерживать комфортную температуру воздуха на постоянной основе, чтобы ночью фудтрак не остывал до критической температуры, и ничего не замерзало.

В плохую погоду у вас не будет гостей

Летние и зимние месяцы — самые прибыльные в нашем бизнесе, так как в это время работает больше мест притяжения, чем в межсезонье. Безусловно, осенью и весной тоже можно найти локацию с хорошим пешеходным трафиком, просто зимой и летом сделать это гораздо проще.

Зачастую у потенциальных партнеров возникает вопрос, что делать в плохую погоду и как вообще работать зимой?

Зимой можно работать даже лучше, чем летом! В январе 2024 года наш фудтрак стоял на площади БКЗ у катка, в этот месяц у нас была рекордная чистая прибыль — 304 360 ₽! Все дело в локации, дополнительных маркетинговых активностях, которые мы внедрили, и скорости работы. Мы не просто так долго прорабатывали концепцию и технологию работы — скорость очень важна. Мы достаточно быстро отдаем заказы (в среднем за 2-3 минуты), поэтому людям в мороз не приходится долго ждать.

❓Хотите узнать, как мы сделали такую высокую прибыль в январе? Переходите в нашу группу в Vk, там мы расскажем по шагам, как привлекли в 3 раза больше гостей в январе месяце и добились рекордных результатов.

Мы находимся в Сибири, температура воздуха зимой порой пересекает отметку в -30 градусов. В такую погоду никто не гуляет, не катается на коньках и вообще не выходит на улицу без острой необходимости. Поэтому, если столбик термометра опускается до - 25 градусов, мы не открываем наши фудтраки. Нет смысла выводить в смену даже одного сотрудника и делать заготовки — так мы попросту отработаем в минус. В дождливую погоду мы тоже сперва оцениваем погодные условия: если с утра на улице небольшой дождь, а далее прогноз лучше, мы просто открываемся попозже, вот и весь секрет :)

Можно зарабатывать более 200 000 ₽ чистыми, как это делаем мы, а можно оставаться в зоне комфорта

Мы подготовили эту статью, чтобы показать вам, как можно обжечься, открывая бизнес впервые, без опыта и понимания нюансов. Казалось бы, это простые и очевидные вещи, которые лежат на поверхности, но порой не видны нам в силу отсутствия опыта.

Мы в течение года тестировали нашу бизнес-модель, совершенствуя каждую мелочь. За двумя желтыми фудтраками стоит команда профессионалов. Мы хотим масштабировать действительно вкусный проект по всей России и делать это вместе с людьми, которые давно хотели найти свое дело 🙌 Если у вас нет опыта в бизнесе, и вы никогда не работали в сфере общепита — это не имеет значения, потому что вы получите поддержку опытной команды и сможете зарабатывать от 200 000 ₽ чистой прибыли ежемесячно. Оставляйте заявку на нашем сайте или пишите нашим менеджерам в WhatsApp, чтобы узнать больше о франшизе "Сосиска&Пончик"

📦Для тех, кто в поиске франшизы и хочет сравнить разные варианты, мы подготовили шаблон анализа рынка франшиз, его можно забрать у нас в Vk, в качестве примера мы разобрали в нем нашу франшизу.