Как вообще организована воспитательная работа с классом?
❌В советское время у каждого классного руководителя была небольшая тетрадка с календарно-тематическим планом мероприятий, проводимых в классе. Все классные часы, вечера, походы, экскурсии, поездки были прописаны и осуществлялись в соответствии с этим планом. Мероприятия были коллективными, об индивидуальном сопровождении речи не было.
❌В перестроечное время мало что изменилось в планах классных руководителей, но формы работы получили новый импульс. Открылась свобода для нашего учительского творчества. Мы создавали детские кружки и объединения, писали их проекты, хотя слова «проекты», «исследования» носились в воздухе только взрослой аудитории. Сколько простора открылось для индивидуального и группового развития детей.
❌Как-то так получилось, что органы образования «отстали» от школы, ослабив свой контроль. Никаких требований, звонков, акций, посещений высокого начальства. Этот воздух свободы просто опьянял нас в нашем стремлении создать творческую радостную среду не только для детей, но и для себя, для собственной профессиональной учительской среды.
Это были времена, когда материально жилось очень тяжело. Бывало, что зарплату не выплачивали по 5-6 месяцев. Учителя бастовали. Но несмотря на это, духовная жизнь шла полным ходом.
🚷Но в начале 2000-х годов как-то все начало «скукоживаться». У нас это началось с такого процесса, как лицензирование школы. Помню, как в рамках этого мероприятия созвали всех классных руководителей моей школы на совещание, и дама из группы по лицензированию начала критиковать наши планы воспитательной работы, эти вот тоненькие школьные тетрадки. Затем она представила свой идеальный план, который включал огромную пачку страниц, и который должен быть новой формой наших планов. Сначала мы «опешили», а после долго смеялись, не веря в такую глупость.
🔰Но смеялись мы зря. Так вошла писанина в нашу учительскую жизнь. Наверное, треть свободного личного времени учитель тратит на планы и программы, и некоторые из них впоследствии он даже не открывает.
🧡Сравнивая эти три периода своей профессиональной работы, однозначно останавливаюсь на втором, перестроечном, когда приходила домой после уроков, спешно выполняла домашние обязанности, готовилась к урокам, а к шестнадцати уже была опять с учениками, чтобы к одиннадцати вечера окончательно вернуться домой.
🧡Помню то ощущение учительского счастья, да и слово «счастье» как-то стало постоянно возникать тогда в моих мыслях. Прошло много лет, пока я заметила, что не появляется это слово в наших мыслях, когда работа не одушевляет нас, представляется какой-то рутиной, не обрастает смыслом. И наоборот.
Школьные объединения
💥Вот это «наоборот» появилось у нас где-то в конце 90-х. Мы стали создавать школьные объединения. Например, мы с родителями и учениками создали школьный клуб, носивший название «10-я параллель», в котором шла вся послеурочная жизнь нашего, 10-го «Б» с примкнувшими к ним друзьями из параллельных классов. Три музыкальных ансамбля, танцы, научная работа на станции юннатов, научные экспедиции, поездки на море в автобусах за тысячу километров, участие в различных концертах, конкурсах и, самое интересное, коммунарские сборы, - это самый небольшой перечень тех дел, которые мы смогли осуществить в конце 90-х – начале 2000-х годов. Для детей одного класса с примкнувшими к ним друзьями. Вот поэтому я возвращалась домой в 23 часа каждый день.
И это было не только на Дальнем Востоке, это было повсеместно, в том числе на Кубани.
💥В 2005-2006 учебном году в школах было введено предпрофильное и профильное обучение. Являясь учителем истории и обществознания в 9-х классах, а также классным руководителем 9-го класса, я решила вести предпрофильную работу (и как классный руководитель, и как учитель) в форме деятельности политклуба. Вот поэтому вместе с учениками своего, 9 Б класса, мы решили создать объединение «9-я студия». После первого же заседания, которое имело большой успех, круг участников расширился, подключились ученики параллельных классов, определились постоянные руководители, ведущие, юристы, политологи и др. Свои функции в течение года они уже никому не отдали, проведя все заседания.
💥Деятельность школьного политклуба организовать довольно сложно, поэтому поделюсь опытом работы такого объединения. Оно названо студией, потому что все заседания организованы в форме телевизионной студии, с ведущими, микрофонами, музыкальными заставками и другими атрибутами телевизионных передач. Ученики были не зрителями, а участниками различных интеллектуальных игр, конкурсов, аукционов. Заседания студии проходили и в форме ролевой игры («Наши кумиры»), в форме игры «Форд «Боярд» («Основной закон страны»), презентации общественных организаций («Гражданское общество»). Передо мной стояла довольно сложная задача: доступными для девятиклассников средствами вызвать не только понимание сложных политических вопросов, но и пробудить интерес к увлекательнейшей сфере человеческой жизни – политике. Все заседания проводились во внеурочное время, поэтому надо было так организовать заседания, чтобы они были увлекательными и зрелищными. Поэтому активное участие принимали музыкальные и танцевальные ансамбли, состоящие в основном из девятиклассников. В последующие годы я работала уже на базе других объединений, но опыт работы молодежного политклуба считаю одним из самых удачных.
✅Наилучший результат школьное объединение дает только в работе с теми детьми, с которыми связана его организация. На других детей романтика этого объединения уже не действует и следует создавать новое.
При создании объединений я преследовала цель организации полнокровной интересной жизни учеников, классным руководителем которых являлась.
✅Мой опыт показывает, что из всех объединений клубная форма работы – одна из наилучших форм работы с классом, потому что предполагает и коллективную, и индивидуальную работу, включает в процесс весь социум, насыщает жизнь детей многогранной деятельностью и ощущением общности. Здесь не может быть несчастливых и одиноких детей.
✅До конца своей школьной жизни я уже не отходила от воспитания детей через объединение. Даже работу в школьном музее, никак не идущую через традиционные практики, я смогла реанимировать с помощью музейного объединения, которому дала название «Проект-компания».
✅С большим сомнением думаю, что мой опыт в настоящее время пригодится. Для такой работы нужен свободный учитель, у которого есть свободное время (о чем мечтал В.А. Сухомлинский), и право на открытое образование, в то время как сегодня любой вывод школьников за ворота требует разрешения.
❓Находясь на пенсии, в этом году я снова создала детский клуб. Уже не в школе, а в микрорайоне. Что в сегодняшних реалиях из этого получается – в следующей статье.
#Школьное объединение #Детский клуб #Воспитание классного коллектива