Найти тему
Марфа Меньшикова

Задержка речи. Что мы делали, чтобы ребенок заговорил

Оглавление

До 3 лет сын не говорил совсем. Буквально 5 слогов: па, ма, иу-иу (машина с сиреной проехала), ав-ав, дай.

К 4 годам появилась речь предложениям. Но хромало произношение. Свистели все шипящие: ш,щ, ч, ц, с, ж. Поставить их на место не удавалось вплоть до 7 лет.

Потому что в 5 лет передние молочные зубы выпали, а новые не спешили расти. И как научиться говорить «с», если нет зубов, в которые должен упираться язык?

Но, сейчас, к счастью все в прошлом. Речь выправили. Сын ходит во второй класс и говорит чисто. Расскажу, чтобы мы делали, чтобы прийти к такому результату.

Фото интернет
Фото интернет

Можно ли было заметить проблемы раньше

Начну с того, что до 2,5 лет проблемы я не замечала. Ну не говорит ребенок и не говорит. Мало ли, может, он не хочет. У меня есть такое качество – могу что-то видеть, но не понимать, что происходит.

А может, после проблем со старшим сыном все другие ситуации я стала воспринимать в облегченном режиме.

Хотя еще когда еще младшему было 2 месяца и мы сделала нейросонографию головного мозга (УЗИ через родничок).

-2

Уже тогда врач обнаружил внутричерепное давление, сказал, что надо идти на прием к неврологу, либо встать к нему на учет, сейчас точно не вспомню.

Но мы никуда не пошли и на учет не встали. Сработал мой характер и отношение к медицине в целом. Когда, наслушавшись советов врачей, мы чуть не потеряли старшего ребенка.

Когда я позднее анализировала, как так вышло, что никто не увидел вовремя менингит, поняла – ошибка была слушать «врачей», а не свою интуицию. Потому что тогда внутри я ощущала, что происходит что-то страшное, но успокаивала себя мозгом.

Здесь же, с младшим сыном, ситуация была наоборот: внутри у меня было спокойно, а вот мой мозг «запугивали» какими-то диагнозами. Поэтому к неврологу мы не пошли и ничего не лечили.

Совет пойти к неврологу даже вызвал внутри протест: Зачем ходить? Что невролог откроет для меня полезного с грудным ребенком? Таблетками что ли будут его лечить или уколами?

Раньше никто не смотрел голову через родничок. И дети росли, развивались и мозги у них были посильнее современного поколения - Это я так сама с собой бесакдовала.

Как сын развивался

В итоге я забыла про это обследование. До срока, пока сыну исполнилось 2,5 года. И мы пришли к неврологу уже с точечной проблемой «ребенок не разговаривает».

Врач, понятно, спросила про нейросонографию, и как сын развивался с момента рождения.

Я рассказала, что развивался он сложно. Мало спал, много плакал, постоянно нуждался в том, чтобы находиться на руках. Не ползал совсем, а сразу пошел, но в 1,3 года.

Все что видел, тянул в рот. Включая песок. О чем я написала отдельную статью. Когда ел – поглатывал только протертую еду. А твердыми кусочками пищи плевался. И не потому, что не мог прожевать. А видимо из вредности или забавы ради.

Чтобы накормить ребенка, нужно было надевать большой силиконовый нагрудник с завернутыми краями. И та еда, что он выплевывал, собиралась в этом нагруднике.

Вот так выглядит нагрудник для улавливания еды
Вот так выглядит нагрудник для улавливания еды

Сюда же прибавляем девиационное поведение. Сын на улице мог пойти, куда ему интересно. И совершенно ему не интересно, рядом мама или ее нет. Главное, что он выбрал направление и пошел напролом (спасибо, если не побежал). А ты беги следом. Кричи - не кричи, бесполезно.

В какой-то момент я стала подозревать у него аутизм. Но прочитала, что основными признаками аутизма являются отсутствие указательного жеста. А у нас этот жест был сразу. Другой признак: ребенок не смотрит в глаза – а сын смотрел.

Так что и это беспокойство я перешагнула у себя в голове, решив, что «все нормально, ситуация постепенно выправится».

Но в итоге в 2,5 года мы пришли к врачу и все перечисленное на приеме я рассказала.

Она осмотрела сына и сказала, что «проблемы есть, но ребенок скомпенсировался». Кроме задержки речи ничего из того, что требовало бы коррекции, она не обнаружила.

Заметила, что серьезные проблемы если и были, то мозг справился самостоятельно. Тут я конечно мысленно перекрестилась. Осознав, что все это время я тормозила.

Хотя, с другой стороны, пришли бы мы к врачу раньше, что бы это изменило? Прописали бы ребенку кучу препаратов для головного мозга – где гарантия, что это привело бы к положительному результату?

У мамы свои установки в голове

Тут важно сказать про мое «странное увлечение». Года четыре с момента рождения младшего сына я постоянно читала в интернете разные жизненные истории с больными детьми. Кто, как от чего лечится. Возможно, мне это было нужно, чтобы частично проживать травматичные моменты у себя в голове.

И в итоге я знала истории о том, что к врачу с проблемами пришли рано. Лечились, ничего не происходит, речь не появилась. Зато переживания увеличиваются и нервы у мамы раскачиваются.

Либо препараты, которые прописали ребенку, включают побочку в виде возбудимости, либо сонливости. То есть, происходит что угодно, кроме ожидаемого развития речи.

И на мысли, что видимо в нашей ситуации я все интуитивно сделала правильно – не нужно было паниковать раньше времени - на этой мысли я и успокоилась. К тому же , а что мне еще оставалось делать?

Прописала нам врач некоторые препараты для головного мозга. Названия не пишу, они известны многим. И пошли мы домой ждать и надеться, что речь появится.

Частный детский садик

Но чуда не произошло. Как и собственно, в жизни чудес вообще не бывает. Все дается потом, кровью и 500 миллионами непонятных усилий.

Развитию сына помогло, что тут же, в 2,5 года мы его отдали в частный детский сад. Где группа 10 человек, за каждым ребенком смотрят, как за своим.

В саду его научили спать без памперса. Дома он за него держался.

Плеваться едой тоже отучили – сказали, что это неправильно и так никто больше не делает. Коллектив детей оказал влияние посильнее мамы.

Комната в частном саду
Комната в частном саду

Там же в саду был логопед, я записала сына на индивидуальные к ней занятия. Пообщавшись с ребенком, она решила воодушевить меня фразой: «Ну… аутизма здесь нет». Спасибо - говорю - я про аутизм и не думала.

Но она сказала, что какие-то проблемы внутреннего характера имеются. И что логопед сейчас сыну не нужен, потому что логопед ставит произношение. А здесь что ставить, если звуков минимум? Сначала надо запустить речь. И она посоветовала найти остеопата. Возможно, он поможет.

Лечение у остеопата

Сейчас даже не вспомню, где я взяла телефон остеопата, что принимает в нашем городе. Мы съездили 2 или 3 раза. Сын особо не давал себя трогать, оберегал голову. Она так и сказала : «Голова в напряжении, поэтому он не дает ее трогать. Если бы не болела – дал бы провести массаж спокойно».

Массаж остеопата
Массаж остеопата

Но все равно, хоть немного, но она поработала с его спиной, позвоночником. А еще со мной. Ее слова: «Часто, когда у ребенка проблемы, лечить надо маму».

И тут даже не спорю, маму лечить надо было однозначно. К тому моменту уже родилась младшая дочка и мама была не в порядке от всех свалившихся нагрузок.

В итоге мою голову там тоже погладили, энергии какие-то выправили. Проведя пару сеансов остеопат сказала: сразу эффекта не будет, но толчок эти занятия дадут.

Так и произошло, где-то через 2 месяца речь стала появляться. Сюда же прибавляем, что сын параллельно посещает частный сад и там с ними постоянно чем-то занимаются. И к 3,5 годам он заговорил вполне прилично, если сравнить с тем, что в 3 года не было даже полных слов.

Государственный садик

К 3,5 годам нам наконец-то дали место в государственном садике, из частного мы ушли. Здесь собралась группа 30 человек таких же плохо говорящих детей. Эту группу сделали логопедической. Дважды в неделю логопед проводила занятия со всеми детьми. А у кого проблемы посложнее – еще индивидуальные занятия. Мой сын попал и туда.

Параллельно мы с ним еще занимались дома. И дважды проходили двухнедельную речевую реабилитацию. Это ты приезжаешь в частную клинику, и там 2 часа с ребенком занимаются логопед, дефектолог и массажист.

Клиника хоть и частная, но реабилитация бесплатная – по ОМС. Сложность была только ездить туда каждый день.

Но в итоге весь этот комплекс мероприятий привел к нужно результату – в школу ребенок пошел с нормальной речью. Правда, обнаружилась другая проблема: плохо пишет буквы. Точнее, одна буква превращается в другую. И самостоятельно он это не отслеживает. Но видимо, это уже другая проблема…

Кто с чем сталкивался подобным, либо наоборот, все прекрасно, пишите в комментариях. Детские проблемы, они такие…вместе принимаются легче.

Если статья была полезной, ставьте 👍 и подписывайтесь на канал!

Еще почитать: