Джузеппе Арчимбольдо (годы жизни 1526-1593) – это итальянский художник, живописец и декоратор. Его творчество принято относить к направлению маньеризма, но многочисленные современные исследователи видят в работах мастера черты, характерные для более современного стиля в искусстве – сюрреализма. Это даёт основание утверждать, что художник значительно опередил своё время и заслуживает того, чтобы о нём знали не только специалисты, но и широкие общественные круги. Родился художник в Милане. Его отец тоже был художником, поэтому неудивительно, что мальчик с детского возраста учился живописи и участвовал в работах. Вместе с отцом он расписывал церкви и проявил отличные способности в создании эскизов для модных тогда элементов декора дворцов и религиозных зданий – витражей и гобеленов.
Со временем помощник отца стал самостоятельным известным мастером, у которого были постоянные заказчики и замечательные произведения искусства. Благодаря своим талантам он был приглашён ко двору Максимилиана II, бывшего императором Священной Римской империи. Это была высокая честь для мастера. Впоследствии из Вены он переехал в Прагу, где служил придворным живописцем при преемнике императора – Рудольфе II, известном как безумный король-алхимик и германский Гермес Трисмегист. При его дворе состояли такие известные люди, как астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер, алхимики и астрологи Джон Ди и Эдвард Келли и другие знаменитые личности. Именно при дворе Рудольфа II художник написал картину, которая и позволила говорить о нём как о мастере с уникальным, сюрреалистичным видением. Неудивительно, что сам император был в восторге от экспериментов и уникального видения Арчимбольдо, отметив его достижения дворянством, а затем и титулом пфальцграфа.
Эта картина называется «Портрет Императора Рудольфа II в Образе Вертумна» или же просто «Вертумн», написана она была примерно в 1590 году и изображает собой императора в виде древнеиталийского бога времён года и плодов, а также даров земли – Вертумна. Поскольку он был божеством изобилия и природного превращения одного предмета (семени) в другой (плод), этот образ чрезвычайно импонировал Рудольфу II, всю жизнь увлекавшегося алхимией. Его образ словно составлен из мозаики, отдельные компоненты которой представляют собой овощи, фрукты, ягоды и цветы. Будь эта картина создана в наши дни, её, безусловно, отнесли бы к произведениям сюрреалистического направления. При дворах Габсбургов художник провёл почти четверть века. В 1587 году он вернулся в родной Милан, но продолжал работать в своей излюбленной манере. Готовые полотна отправлялись императору в Прагу.
О жизни художника сохранилось мало достоверных документальных сведений, особенно о последнем периоде. Скончался мастер в возрасте 67 лет предположительно от мочекаменной болезни, так как именно такие сведения сохранились в документах. Но в это время свирепствовала ещё и чума, так что причиной гибели могло быть и другое заболевание. Как это часто случается, наследие мастера было забыто на века, и только в период расцвета сюрреализма интерес к ним разгорелся с новой силой.
1 картина. «Лето»
- Дата создания: 1573 год
- Размеры: 76 х 63,5 сантиметра
- Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)
Творчество Джузеппе Арчимбольдо – представителя эпохи маньеризма – весьма необычно. Он создавал портреты современников, но так, как этого до него не делал ещё никто. Лица людей удивительным образом составлялись, подобно мозаике, из различных фруктов, овощей, цветов, птичьих перьев (а иногда и целых птиц), рыб, раковин и прочих даров моря, а также других предметов и их частей. Все они по тем или иным признакам ассоциировались художником с конкретным создаваемым образом. Каждый раз ему удавалось придать своему «творению» неповторимую внешность и даже немного раскрыть его характер.
Произведение «Лето» – это яркий пример такой метаморфозной картины из цикла «Времена Года», символизирующего собой развитие человеческой жизни. Картина «Лето» – это, прежде всего, молодость. На полотне торжествуют яркие краски, лицо субъекта «выложено» из сезонных фруктов и овощей.
2 картина. «Библиотекарь»
- Дата создания: 1562 год
- Размеры: 97 х 71 сантиметр
- Место нахождения: Замок Скуклостер (полуостров в озере Меларен, Швеция)
Если на эту картину взглянет человек незнакомый с историей художественного искусства, он уверенно скажет, что это современная работа в стиле сюрреализма. И ошибётся, причём как минимум на четыре столетия. Это полотно создано в XVI веке итальянским художником Джузеппе Арчимбольдо, намного опередившим своё время. Сейчас его по праву называют «дедушкой сюрреализма». Картина представляет собой набор предметов, характерных для профессии библиотекаря, скомпонованных таким образом, чтобы они складывались в выразительный и запоминающийся портрет. Основа изображения – многочисленные книги разных размеров и толщины. Они уложены так, чтобы своими страницами и корешками формировать внешний облик человека. Раскрытая книга с топорщащимися страницами – это волосы; ленты, которыми завязывался томик, образуют собой ухо; небольшая книжка, расположенная корешком под углом – это нос библиотекаря.
Его торс сформирован сложенными стопкой книгами, а лежащая на плоскости рука – это несколько книг большого размера, уложенных так, чтобы имитировать плечо и предплечье. Вложенные в книжку закладки успешно подражают пальцам. Завершает форму крупная драпировка на заднем плане творения, накинутая на «плечо» библиотекаря как плащ. Цветовая гамма картины светлая и изящная. Охристый нейтральный фон, серовато-голубоватая «дымная» ткань драпировки, золотисто-бежевые книги, крупный том и несколько мелких элементов абрикосового оттенка придают полотну воздушности и лёгкости.
3 картина. «Четыре Сезона»
- Дата создания: 1560-ые годы
- Размеры: 94 х 73 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
Работа «Четыре Сезона» – это второй вариант полотна на ту же тематику, написанный Арчимбольдо для императора Рудольфа II. Первый вариант представлял собой серию работ (на каждое время года) и был создан для императора Максимилиана II. В этом конкретном полотне в аллегорическую композицию собраны все элементы, которыми одаривает нас природа весной, летом, осенью и зимой. Фоном для изображения служит небо, покрытое облаками, но если присмотреться, облака образуют подобие кресла из снега, на котором и сидит Её величество Природа. Так что это первая аллегория – зима. Сама картина – это портрет абстрактной женщины, чьи черты собраны из отдельных элементов – цветов, фруктов, овощей, злаков, листьев. Можно смело утверждать, что все четыре сезона года воплощает в себе фигура богини Флоры – покровительницы растительного мира.
Лицо её, расположенное к зрителю в профиль, сформировано из белых цветов жасмина, пышных розовых роз, изображающих венок на волосах из листьев. Колокольчатое соцветие формирует нос, два розовых бутона – губы. Даже её серьги – это три вишенки на длинных черешках. Шея и грудь богини созданы пышными белыми соцветиями бузины, их украшает ожерелье, сплетённое из вишен. Наряд – это множество различных листьев, декорированных нераскрывшимися соцветиями артишоков и роскошными розами. Они образуют эффектную оборку по «вырезу» и по «манжетам» наряда. Руки женщины – это наполненные спелыми горошинами стручки. В них она держит корзину, полную спелых, сочных фруктов. В этой картине в аллегорической и сюрреалистичной манере воспроизведено ежегодное чудо изобилия, которым нас вознаграждает природа.
4 картина. «Портрет Императора Рудольфа II в Образе Вертумна (Вертумн)»
- Дата создания: примерно 1590 год
- Размеры: 70 х 58 сантиметров
- Место нахождения: Замок Скуклостер (полуостров в озере Меларен, Швеция)
За этот портрет художник получил титул пфальцграфа от своего покровителя – императора Рудольфа II – и звание «дедушки сюрреализма» от наших современников, хотя историки искусств и классифицируют его живопись как работу в стиле маньеризм. Портрет Рудольфа II представляет собой аллегорическое изображение императора в виде древнеиталийского бога Вертумна – покровителя природных превращений, бога садов и плодов. Традиционно он изображался в облике садовника с ножом в руках, которым он обрезал растения и собирал урожай. Если у классического изображения фрукты и овощи были в руках как символ его назначения, то Арчимбольдо пошёл намного дальше. Его Вертумн – сам аллегория урожайности. Его образ собран из отдельных элементов – фруктов, ягод, овощей и цветов. Всё вместе это образует портрет с вполне узнаваемыми чертами лица. В этом и заключается особый дар мастера.
Он виртуозно выбрал и скомпоновал плоды так, что они образуют тело, лицо и наряд императора. Цветовая гамма картины великолепна, каждая деталь на своём законном месте. С помощью форм овощей художник сумел передать скульптурность форм тела, особенно шеи и груди. Это поистине виртуозная работа – зелёный лук, кабачки и тыква отлично воспроизводят рельеф тела, а гирлянда из цветов и овощей становится пышной орденской лентой. Отдельного внимания стоит работа над формами лица и головы. В это вложена масса труда и фантазии. Каждая часть лица – это отдельный фрукт, ягода или плод. Персики – это щёки, нос – груша, губы – вишни, даже борода и усы созданы из природных компонентов – колосьев, семян, бобов, а характерный подбородок императора изображён при помощи «мохнатой» оболочки каштана. Художнику даже удалось передать величие императора, изобразив золотые пшеничные колосья в виде короны на голове Рудольфа II из пышных кистей винограда. Неудивительно, что портрет так понравился императору, ведь он был человеком неординарным, любившим и ценившим всё редкое и необычное.
5 картина. «Осень»
- Дата создания: 1573 год
- Размеры: 76 х 64 сантиметра
- Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)
Аллегорическое изображение осени в виде немолодого мужчины радует насыщенными, тёплыми красками и мастерским составлением изображения из отдельных элементов. Портрет состоит из плодов: фруктов, овощей, ягод, семян, словом, всего того изобилия, которым одаряет нас это время года. Картина обрамлена эффектным узором в виде пышной цветочной гирлянды. Для полотна выбран глубокий тёмный задний фон, характерный для эпохи Возрождения. Он создаёт эффект глубины, грядущего мрака зимы, в котором в буквальном смысле этого слова тонут плоды осени. На нём великолепными красками играют спелые и сочные фрукты, составляющие лицо аллегории осени. Это груши, персики, вишни, крупные, плотные грозди белого и чёрного винограда, играющие роль причёски, большой гриб в роли уха и спелый лопнувший инжир, изображающий серьгу в нём.
Борода и брови персонажа ловко сымитированы при помощи злаков – это колосья пшеницы и метёлки золотистого проса. Даже торчащие усы под носом изображены при помощи плода – это частично раскрытая спелая кожура съедобного каштана. Роль головного убора играет тыква с торчащим стеблем, а листья винограда образуют пышный венец. Тело тоже изображено мастерски. Для него художник использовал рассохшиеся клёпки винной бочки, связанные вместе прочной лозой, украшенные плодами шиповника и розы. Мощная шея Осени составлена из корнеплодов. Это удивительно современная картина, отличающаяся сюрреалистичным стилем, радует глаз мастерством и фантазией художника XVI столетия.
6 картина. «Зима»
- Дата создания: 1563 год
- Размеры: 67 х 51 сантиметр
- Место нахождения: Музей Истории Искусств (Вена, Австрия)
Эта картина входит в одну из серий «Времена Года», написанных художником в течение своей жизни. Она является аллегорией зимы – наименее плодородного периода года. На полотне изображён образ зимы в виде мужчины, расположенного в профиль к зрителям. Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что роль тела и головы выполняет старое корявое дерево, «перевёрнутое вниз головой». То есть, основание дерева изображает собой голову старика, его нос – это обломанная трухлявая ветка, подбородок, с отдельными торчащими «волосками» – это вырост древесины с несколькими отрастающими побегами. Губы старика – это два гриба-трутовика, а большое ухо образовано крупной гнилой веткой с большим дуплом внутри. Его волосы – это торчащие вверх корни дерева, перевитые вечнозелёной растительностью – плющом.
В качестве одежды Зимы выступает большая золотистая циновка, в которую обёрнуто его тело. Единственное украшение – это «зимний» фрукт. Пара лимонов на общем черешке надеты на торчащий из «груди» Зимы сучок. В отличие от других аллегоричных картин мастера с пышным декором и использованием большого количества составляющих эта отличается скромным числом изобразительных средств, но именно сей аскетизм лучше всего передаёт суровость и скудность зимнего времени года.
7 картина. «Весна»
- Дата создания: 1573 год
- Размеры: 76 х 64 сантиметра
- Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)
Художник неоднократно возвращался к теме аллегорий времён года, поэтому существует несколько вариантов изображений, выполненных в одном ключе и стиле. Все они имеют выраженное сходство: персонаж полностью состоит из множества видов цветов, бутонов и листьев – от одежды, причёски и украшений, до собственно лица. Волосы Весны представляют собой цветы, аккуратно подобранные и уложенные в пышную, но вполне узнаваемую, характерную для эпохи причёску. Завершает её царственная белая лилия – символ чистоты и непорочности.
Лицо Весны составлено из мельчайших белых и нежно-розовых цветков, а румянец на щеках образован пышными, очаровательными розами. Рот персонажа – это яркие лепестки, нос – крупный нераскрывшийся бутон цветной лилии, ухо – пылающая алым пламенем экзотическая камелия. Даже серьги изображены при помощи эффектного перевёрнутого цветка фуксии. Одета Весна по моде того времени. Плоёный воротник «собран» из небольших белых цветов, а наряд состоит из множества разнообразных листьев, ягод дикой земляники и роскошных цветов ирисов. Написана картина на тёмном, насыщенном фоне, благодаря чему цветы словно светятся, а краски – переливаются. Обрамлено изображение изящной цветочной гирляндой.
8 картина. «Голова и Корзина с Фруктами»
- Дата создания: 1590 год
- Размеры: 56 х 42 сантиметра
- Место нахождения: Организация «Френч и Компания» (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Арчимбольдо прославился как мастер аллегории, но в этой картине к его умению создавать изображения людей из разнообразных предметов добавилась и способность изображать так называемые перевёртыши. Это картины, которые в перевёрнутом «вверх ногами» положении создают совершенно другое, но абсолютно нормальное, осмысленное изображение. В этом конкретном случае, на первый взгляд перед зрителем обычный натюрморт. На нём простая плетёная корзина, до верха наполненная разнообразными фруктами. В неё аккуратно уложены спелые яблоки, груши, гранаты, вишни, крыжовник, инжир, съедобные каштаны в «лохматой» кожуре и многочисленные гроздья спелого белого и чёрного винограда. На заднем плане композицию оттеняет большая круглая тарелка светлого цвета.
Но стоит только перевернуть «натюрморт», как картина оказывается искусным портретом. Это голова человека в плетёном головном уборе (корзина) и в наряде с пышным белым круглым воротником (тарелка). Его лицо полностью составлено из плодов: нос – это груша, щёки – яблоки, гранат – подбородок, губы – алые, спелые вишни, а глаза сделаны из маслины и ореха. Виноград выступает в роли пышной завитой шевелюры. Забавная картина потребовала большого мастерства, не только художественного таланта, но и развитого воображения и пространственного видения. Не зря работы этого художника XVI столетия считают первыми образцами сюрреализма в живописи.
9 картина. «Садовник»
- Дата создания: 1590 год
- Размеры: 35 х 24 сантиметра
- Место нахождения: Городской Музей Ала Понцоне (Кремона, Италия)
Сия небольшая картина – это яркое воплощение образного видения мастера. Арчимбольдо прославился своим уникальным умением создавать портретные изображения, составленные из различных предметов. За это его признали одним из наиболее ранних «прародителей» сюрреализма. Изображение садовника мастерски скомпоновано из предметов, напрямую связанных с его профессией. Его головной убор – это перевёрнутая миска или широкий цветочный горшок чёрного цвета. Лицо садовника сформировано из множества различных корнеплодов – крупной белой редьки, луковицы, пастернака и других овощей, которые в наши времена уже стали редкостью, а тогда употреблялись повсеместно. Многие из них запечатлены с ботвой, которая призвана изображать собой бороду и волосы персонажа.
На картине не так много мелких деталей, да и изображение не отличается той изысканностью. Но и тематика здесь предельно простая. Садовник – это не император, которого можно изобразить в виде древнего божества, ассоциации здесь намного более «приземлённые». Однако и в этом случае художник смог в полной мере проявить свой талант, использовав веточку мяты в качестве украшения на одежде персонажа. Верхняя часть лица садовника сформирована из необычных компонентов – здесь и головка чеснока, наполовину очищенные лесные и грецкие орехи в роли глаз с ресницами и кустистыми бровями. Смотрится это пусть и необычно, но очень оригинально, особенно учитывая время создания.
10 картина. «Юрист»
- Дата создания: 1566 год
- Размеры: 64 х 51 сантиметр
- Место нахождения: Национальный Музей Швеции (Стокгольм, Швеция)
Установлено, что изображение юриста на знаменитом полотне художника – это не абстракция, а весьма известный человек той поры – Ульрих Цазий – адвокат при дворе императора Максимилиана II. Тот факт, что аллегоричное изображение – это портрет конкретного человека – только добавляет ценности и без того уникальной работе. На полотне изображён уже пожилой мужчина в профиль. Он одет в красновато-коричневый плащ с богатой отделкой рыжеватым мехом. Под плащом у него тёмный узорчатый камзол с белым пышным воротничком. При ближайшем рассмотрении наряд оказывается чёрной папкой с кипой торчащих из неё бумаг. Основа всего этого – стопка массивных книг по юриспруденции.
Но самое интересное представляет собой лицо персонажа. Оно полностью составлено из различных продуктов: лоб и щёки – это половинка отварной курицы, нижняя челюсть – это целая рыба, рот образован рыбьей головой, а вот нос и даже глаз сформирован из тушки цыплёнка с головой и клювом. Его тёмные лапки изображают франтовато подвитые усы юриста. Оригинальное изображение лица главного героя создаёт исключительно выразительный и запоминающийся образ. В этой работе использованы скупые, но очень эффектные методы изображения, полностью соответствующие серьёзности профессии персонажа.
11 картина. «Повар»
- Дата создания: 1570 год
- Размеры: 53 х 41 сантиметр
- Место нахождения: Национальный Музей Швеции (Стокгольм, Швеция)
Сия картина – это классический перевёртыш с элементами сюрреализма, которые были так свойственны творчеству Арчимбольдо. Если смотреть на полотно в обычном положении, то это классический натюрморт, на котором видны руки человека, снимающие металлическую крышку с такого же большого блюда. На нём лежат различные мясные блюда – жареный поросёнок, тушка кролика и небольшой цыплёнок. Вроде бы всё обычно, качество изображения на высоте, но никакого особенного впечатления работа не производит.
Но стоит только перевернуть полотно на 180 градусов, как всё радикально меняется. Рядовой натюрморт превращается в оригинальный портрет. На нём изображена голова человека, составленная из совершенно необычных предметов – пищи. Лицо формируется кроличьей тушкой, верхняя часть головы, лоб и затылок – это поросёнок, а нос создаётся цыплёнком, его голова и клюв превращаются в глаз персонажа. На голове повара оказывается шляпа, созданная из блюда. Она украшена «брошью» из ломтика лимона с зубочисткой, а также «пером» из веточки дуба с желудями. Второе блюдо формирует своеобразный воротник или латы. В целом получившийся портрет выглядит цельным и органичным, а облик человека – легко узнаваемым.
12 картина. «Адвокат»
- Дата создания: 1570-ые годы
- Размеры: 70 х 54 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
Художник часто повторял сюжеты своих же собственных картин, добиваясь большей выразительности и особых визуальных эффектов. В наши дни его творчество относят к самым ранним проявлениям сюрреалистических веяний в искусстве. Это произошло и с полотном, которое носит название «Адвокат» (или «Адвокат II») – повтором работы 1566 года под названием «Юрист». В общих чертах это два почти одинаковых полотна – картины отличаются только деталями. «Адвокат» – это изображение пожилого мужчины в плотно облегающей голову чёрной шапочке и пышной мантии, богато отороченной мехом. Его тело составлено из многочисленных книг, основная часть которых – массивный фолиант по юриспруденции, украшенный массивными же серебряными застёжками. Они же выполняют роль украшений на «камзоле». Важность персонажа подчёркивает крупный овальный медальон на золотой цепи.
Но самое главное в картине – это лицо персонажа. Оно выразительное, грубоватое, с крупными чертами. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что оно составлено из предметов, не имеющих ничего общего с адвокатской практикой. Лицо человека скомпоновано из привычных для живописца пищевых продуктов, которые можно найти на любой кухне. Это рыба, курица и тушка цыплёнка, мастерски сложенные в запоминающийся и очень эффектный образ.