Найти тему
Виктор Никитин

Джефф Бек: "Я не умею играть медленно"

Джефф Бек - известный рок-гитарист из первого поколения музыкантов "золотого периода рок-музыки". Его имя критики и поклонники ставят рядом с Джимми Пейджем, Ричи Блэкмором, Эриком Клэптоном, Дэвидом Гилмором. А журнал Роллинг Стоун включил его в Топ-100 гитаристов все времен. Тем более интересно будет познакомиться с некоторыми из его высказываний относительно его современников.

Вот, например, Джефф Бек назвал Rolling Stones “чудом с тремя аккордами”. Почему? Что он имел в виду?

Начну немного издалека. "Tomorrow Never Knows" группы Beatles, ‘Born on the Bayou’ и "Run Through the Jungle" группы Creedence Clearwater Revival, "Once in a Lifetime" группы Talking Heads, Satisfaction от Роллинг Стоунз доказывают, что для создания классики достаточно одного аккорда. Все остальное - просто показуха. Мир рок-н-ролла был построен на мудром народном принципе четырех аккордов и правды, и современная поп-музыка никогда не отходила от этого принципа. И такие виртуозы, как Джефф Бек, разбираются в этом искусстве лаконичности.

“Эта новая музыка гораздо более примитивна по своему гармоническому языку”, - сказал композитор Леонард Бернстайн, восхваляя поп-музыку. “Она больше опирается на простую трезвучность, базовую гармонию народной музыки. Никогда не забывайте, что в этой музыке используется крайне ограниченный музыкальный словарь; ограниченный гармонически, ритмически и мелодически. Но в рамках этого ограниченного языка все эти новые приключения просто экстраординарны. Только подумайте о потрясающей оригинальности мелодии Beatles ”.

Однако ослепительная оригинальность Битлз была даже не так уж всем нужна, когда дело доходило до создания песни классического рока. Например, мои любимые Rolling Stones не скрывали, что они полагались на блюз, который был за сто лет до них, но им все же удалось воплотить эту простоту в манере, которая зажгла мир. Тем не менее, именно эта похвальная простота стала одной из двух причин, по которым Джефф Бек не присоединился к группе, когда они искали нового гитариста после ухода Мика Тейлора из группы в 1974 году.

”Они играют слишком медленно”, - сказал Бек в радиоинтервью о своем решении не присоединяться к классическому составу группы после того, как отыграл с ними в общей сложности два дня в Голландии. ”Знаете, я не смог бы наслаждаться долгой карьерой с ними, играя всего три аккорда”.

Известный своими музыкальными способностями и считающийся многими самым изобретательным гитаристом в своем роде, Бек всегда придерживался знаменитого мировоззрения: ”Я просто не хочу бренчать на гитаре”.

Место в Stones вполне могло свести его именно к этому. Но я задаю вопрос: "А может быть его стиль игры на гитаре не подходил под стиль Стоунз"? Однако Бек поспешил добавить, что простота не обязательно отвлекает от музыки группы.

”Чудеса с тремя аккордами - так их называл Иэн Стюарт”, - сказал Бек о знаменитом замечании клавишника Stones. Но он добавил, что Стюарт никак не подразумевал унизить музыку Стоунз и выразил свое мнение ”нежно” и ”уважительно”. Но также Бек дал понять, что он никогда бы не сработался с этой группой, потому что они ”не делали ничего слишком сложного”.

Единственной областью, в которой они бросали вызов, был их дикий и неуёмный образ жизни. Помимо музыкальной несовместимости, это была еще одна причина, по которой Бек не присоединился к Стоунз.

”При их образе жизни я бы не протянул долго. Как бы мне ни хотелось присоединиться к Stones, я не смог бы справиться с таким темпом”.

Так что, по сути, именно их "быстрая жизнь и медленное бренчание" были причиной, что Бек в конечном итоге не запрыгнет в их блюзовый автобус.

И он не единственный, кто отмечает относительную простоту группы. В беседе с The New Yorker Пол Маккартни, как известно, заявил:

“Я не уверен, что должен это говорить, но это блюзовая кавер-группа, в некотором роде это и есть Stones. Я думаю, что наш стиль [The Beatles] был немного шире, чем у них ”.

В интервью Говарду Стерну он продолжил свой резкий анализ:

“Их корни уходят в блюз. Когда они пишут свой материал, в любом случае он имеет отношение к блюзу. Но на нашу музыку оказало немного больше музыкальных влияний. Есть много различий между нами, и я люблю Stones, но если выбирать - Битлз были лучше".

Однако, как возразил бы Кит Ричардс, "одно дело быть простым, но нужен мастер, чтобы довести ее до совершенства, нужно сделать простоту правильной".

И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке