Найти в Дзене
КиноманИаК

"Битлджус 2" (2024): долгожданный сиквел, который смог

Тим Бертон считается одним из наиболее причудливых современных режиссеров. Начав с карьеры мультипликатора, он долгие годы специализировался на мрачных причудливых сказках с достаточно сильной готической составляющей, хотя участвовал и в анимационных проектах, а в его активе есть даже вполне серьезная драма о "самом худшем режиссере всех времен" ("Эд Вуд"). Сейчас Бертон считается одним из живых классиков, хотя его стиль стал чуть более мрачен, чем ранее. В эпоху многочисленных ремейков, перезапусков, многолетних сиквелов неожиданно Бертон решил вернуться к истокам, а именно - снять сиквел своего по-настоящему успешного фильма. Речь, конечно же, о "Битлджусе" (на старых кассетах он также причудливо назывался "Жучиный сок"). Конечно, есть "Большое приключение Пи-Ви", также принесшее хорошую кассу, но "Битлджус" доказал, что появился новый режиссер с собственным видением, чей стиль привлекает зрителей в кино. Благодаря этому успеху Бертону доверили первого "Бэтмана" с Майклом Китоном, сорвавшему огромную по тем временам кассу. "Битлджус" с 14-миллионным бюджетом смог взять 74 миллиона долларов в мире, что большой успех для оригинального проекта. Удивительным образом фильм не попал на продолжения, перезапуски и прочие модные форматы, хотя сиквел Бертон планировал снять еще с 90-х годов. Но каждый раз, когда режиссер брался за проект, что-то шло не так. Правда, страдал не только сиквел "Битлджуса", но и многие другие проекты вроде отмененного "Супермена" с Николасом Кейджем. В общем, только после успеха сериала "Уэнсдей" Бертон смог собраться с силами и додумать основную идею продолжения. Наконец-то, в начале сентября на Венецианском фестивале состоялась премьера долгожданного фильма. Я уже посмотрел продолжение и есть чем поделиться. Сегодня поговорим, получился ли долгожданный сиквел и стоит ли тратить на него время. Поехали!

История стартует спустя те же 36 лет после событий 1-го фильма. Лидия Диц теперь известная телеведущая передачи о паранормальных явлениях, ее до сих пор преследует образ Битлджуса, чтобы справиться с которым героине Вайноны Райдер пришлось проводить лечение у психиатра, убедившего ее, что это все было не в реальности. Теперь она пьет таблетки и все же мучается видениями. Тем не менее, все это не мешает как успешной карьере на телевидении, так и в личной жизни: ее роман с продюсером шоу Рори уже грядет к свадьбе. Только беспокоят сложные отношения с собственной дочерью Астрид, а также печальная новость от Делии, мачехи главной героини. Чарльз, отец Лидии, скоропостижно умирает во время путешествия по морю. Чета Мейтландов отсутствует, они смогли воспользоваться лазейкой в царстве мертвых и не сидеть в доме в течение 125 лет, поэтому в фильме этих героев больше нет.

-2

Лидия вместе с Рори приезжает в Коннектикут в тот самый дом, чтобы помочь овдовевшей Делии справиться с горем. Тут же оказывается и Астрид (Ортега почти ничем не отличается тут от героини "Уэнсдей"). Ее сложные отношения с матерью обусловлены разводом с отцом Астрид, который после всего этого уехал в Южную Америку и пропал без вести. Астрид старается не общаться с матерью, быстро находя себе компанию в виде юноши по имени Джереми. Тот быстро втирается в доверие к Астрид и приглашает ее на встречу к себе домой. Героиня Ортеги быстро соглашается, но во время празднования Хеллоуина оказывается, что Джереми - призрак, который очень просит Астрид помочь ему, вместе с ним пройдя в то самое царство мертвых и обещая рассказать кое-что важное о пропавшем отце главной героини. Лидия совершенно случайно узнает, что дом, в который поехала Астрид, много лет пустует из-за сошедшего с ума юноши, который порешил родителей и сам склеил ласты. В отчаянии Лидия вспоминает про макет дома и произносит три раза то самое запретное имя. Появившийся Битлджус снова готов помочь за взаимную услугу, но все его планы омрачает другое событие: по пятам героя идет его бывшая жена Долорес, которая жаждет отомстить так сильно, что в свою очередь привлекает внимание офицера "загробной" полиции Вулфа Джексона.

-3

Первое, что хочется сказать: несмотря на некоторую "Санта-Барбару" с многочисленными героями и их связями у Бертона получилась более последовательная история, чем была в оригинале. Конечно, стилистика ленты более мрачная, это уже не та готическая сказка из 1988 года, но больше напоминает творчество Бертона в 10-х годах, чаще всего бросается в глаза схожесть с "Мрачными тенями". Тем не менее, юмора стало даже больше, да и внимание загробному миру уделено более подробное: тут не только бюрократизированная структура для новоприбывших, но и бюро миграции, полицейское управление и многие другие структуры. Смотрятся, конечно, они по-бертоновски гиперболизированно и в направленности, близкой к сатире. У ленты достаточно долгая завязка, охватывающая почти половину фильма, но справедливости ради, в оригинале Битлджус тоже раскрывался во всей красе уже в середине картины, так что и здесь сиквел идейно следует оригиналу.

-4

В ленте появляется ряд новых персонажей: от Долорес, бывшей жены главного героя, которая преследует его по пятам и пытается отомстить за былые обиды (чем-то напоминает схожую роль Белуччи в "Братьях Гримм") до детектива Вульфа Джексона, представителя загробной полиции, который при жизни был актером боевиков класса Б, что постоянно высмеивается в его образе. Пусть Белуччи немногословна, а героя Дефо катастрофически мало, они оба привносят новизну в историю и смотрятся органично. Астрид слишком похожа на главную героиню сериала "Уэнсдей": Ортега особенно не парится, изображая всю ту же мрачно готическую девочку, хотя и не скажу, что это как-то раздражает. Джастин Теру в роли Рори, жениха главной героини - это такой Винсент Вега на минималках, своей нелепостью больше похожий на шерифа Вилленхолли из "Джея и Молчаливого Боба". Не скажу, что комедийные герои - это фишка Теру, тут он кое-где и раздражает, но в целом смотрится вполне в рамках фильма.

-5

Конечно, особенно скажу про уже привычных героев. Безусловно, у Майкла Китона вновь получается перевести на себя все внимание. Конечно несколько заметно, что возраст сказывается и на нем, но это тот же безбашенный "био-экзорцист" из оригинала, любящий вплести в свой вихрь эмоций, смешанных с пошлыми шуточками, всех окружающих, моментально становясь в центре событий. Вайнона Райдер неплохо держится, изображая Лидию, хотя создается впечатление, будто она как-то устала от жизни за все эти годы. Но вполне вероятно, что сиквел снова возродит интерес продюсеров к этой достойной актрисе. Отдельно хочу похвалить Кэтрин О' Хару: да, возможно, не все помнят, что в оригинале у нее была одна из главных ролей, а свою славу актриса получила спустя 2 года, после выхода "Один дома". Многие годы Кэтрин появлялась в сериалах, но в последние годы ее карьера идет ввысь, как и у ее "экранного" сына Маколея Калкина. Ее Делия - это все та же немного безумная художница - абстракционистка, которая за все эти годы немного пересматривает свои взгляды и становится для Лидии не только заменой мамы, но и другом, способным на жертвы. Возможно, что так постарались гримеры, но в отличие от Китона, по Кэтрин почти не видно, что между фильмами прошло 36 лет.

Стиль Бертона стал более мрачным, но это тот же режиссер со своими классическими приемами и фишками, тем же Дэнни Эльфманом, создавшим очередной достойный саундтрек, а также сценарием троицы Гофа, Миллара и Сета-Смита, ответственных (в разной степени) за последние картины мастера. Несколько жаль, что нет персонажей Алека Болдуина и Джины Дэвис, но их героям не дано стареть по определению, поэтому, вероятно, их удаление было достаточно разумным шагом, позволившим не превратить сиквел в очередной "капустник" на базе оригинала. Сценарий пусть и немного провисает в первой половине фильма, тем не менее, получился вполне линейным и последовательным, что идет в плюс этой картине.

-6

Если учесть, что разработка сценария велась с 1990 года, то даже хорошо, что все получилось именно так, и ленту смогли запустить в производство спустя столько времени. Ведь изначальные идеи вроде отправить героев вместе с Битлджусом на отдых на Гавайях даже по тем временам звучали сомнительно. Итоговый вариант получился очень достойным: хотя фильм и не забывает фан-базу оригинала, это все же отдельная история, ставшая новой главой в истории Битлджуса. Критики это оценили, присвоив фильму рейтинг в 77% положительных рецензий. Зрителей проект также заинтересовал: при 100-миллионном бюджете только в первый уикенд удалось собрать свыше 111 миллионов долларов, превзойдя сразу итоговую кассу оригинала. Учитывая динамику, у ленты есть все шансы стать самым кассовым фильмом Бертона за долгие годы, принести хорошую прибыль, что явно не останется незамеченным продюсерами и может повлечь всплеск интереса к творчеству режиссера. Безусловные 7,5 баллов из 10.

-7

Рекомендую к прочтению обзоры на другие новинки:

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.