Сегодня мы расскажем про легендарную огромную заброшенную подземную базу хранения ядерного оружия на Чукотке, которая была построена в горных выработках в недрах горы Обрывистая и известна под названием Объект "С" №955 "Магадан-11" или просто Гудым.
Чтобы максимально подробно показать этот гигантский подземный комплекс, мы разделили нашу статью на две сильно отличающихся по содержанию части и в первой части мы подробно расскажем её историю, а также пройдёмся по её мрачным, но в тоже время ярким подземельям первой половины.
Многие подробности устройства подобных баз и их работы на заре эксплуатации подробно описаны на сайте Росатома, а история их создания в Реферате 12 ГУ МО. Сама база давно рассекречена, а информация про неё собрана из открытых источников. Всё это рассказали сами атомщики, в частности первый атомщик вооружённых сил СССР Н. С. Бирюков в двухтомном издании "Рождённые атомной эрой" 2007 г.
И для начала давайте окунёмся в историю, которая подробно описана во многих публикациях от самих сотрудников 12 ГУ МО:
После окончания Великой Отечественной Войны, Советский Союз активно занялся созданием своей первой ядерной бомбы. Так 4 сентября 1947 г. был сформирован Специальный отдел Генерального штаба вооружённых сил СССР, в задачи которого вошли создание специальных военных полигонов для изучения как поражающих факторов ядерного взрыва, так и для разработки средств противоатомной защиты населения страны.
20 сентября 1949 г. Спецотдел ГШ был преобразован в 6-е управление Генерального штаба Вооружённых Сил СССР и стал координировать научно-исследовательские работы в ядерной теме, контроль над деятельностью спецотделов в войсках, испытаниями ядерного оружия и планирования боевого применения войск в условиях ядерной войны.
Уже к 1951 г. Советский Союз уже имел на вооружении порядка 35 атомных бомб "Изделие-501" и шла активная подготовка Военно-Воздушных Сил к их применению, а решением Совета Министров СССР от 29 августа того же года, Военное Министерство приступило к формированию Учебно-тренировочной части № 8, которая стала первым в СССР авиационным бомбардировочным полком с самолётами-носителями ядерного оружия, имевшем на вооружении 22 стратегических бомбардировщика Ту-4.
Уже в начале 1950-х гг. советская промышленность начала серийный выпуск ядерных бомб и остро встал вопрос о создании специальной инфраструктуры для их безопасного хранения. Эти задачи были возложены на 1-е Управление при Совете Министров СССР. Так в управлении были сформированы отделы хранения и учёта спецпродукции, приёмки деталей и узлов, механизмов и материалов для ядерных боеприпасов, а также был создан Отдел строительства Специальных Объектов, на который были возложены задачи по строительству первых Центральных Баз Хранения ядерного оружия, получившие наименование Объект "С". В 1953 г. 1-е ГУ было преобразовано в Министерство среднего машиностроения СССР.
Первые такие ЦБХ были достроены к середине 1950-х гг. и начали закладку на хранение специзделий, серийно поставляемых промышленностью в разобранном виде. В то время готовность изделий к применению определялась ведомостью комплектации, а впоследствии степенями готовности. Так на ЦБХ изделия приходили в 1-й степени готовности. Там производилась проверка и монтаж узлов в корпуса с последующей закладкой на хранение по необходимости во 2-й, 3-й или 4-й степенях готовности. Каждая такая ЦБХ также осуществляла технический контроль и обеспечение изделиями в 4-й и 5-й степенях готовности несколько закреплённых за ней войсковых Ремонтно-Технических Баз хранения, расположенных при местах дислокации носителей, откуда они уже выдавались в войска.
А в 1958 г. завершилась вторая очередь строительства и в эксплуатацию были сданы уже девять первых ЦБХ в разных районах СССР. В это же время Главное Управление комплектации Министерства среднего машиностроения СССР было преобразовано в Главное Управление Специального Вооружения Министерства Обороны СССР, которое уже в апреле снова было преобразовано в 12-е Главное Управление Министерства Обороны СССР, включившее в себя 6-е Управление ГШ, которое в 1970-х гг. было преобразовано в отдельную структуру Ракетных Войск Стратегического Назначения.
Так одной из первых сданных в эксплуатацию Центральных Баз Хранения второй очереди в 1958 г., стал данный Объект "С" №955 на Чукотке с названием "Магадан-11", построенный в недрах горы Обрывистая при закрытом военном городке Анадырь-1, где дислоцировалась в.ч. 62902. Проходку горных выработок для строительства этого комплекса вели буро-взрывным способом в условиях вечной мерзлоты, как с привлечением сил местных шахтёров, так и прикомандированных отрядов метростроя. Чукотка являлась самым удобным плацдармом для нанесения ударов по северу США.
На эту базу было возложено хранение изделий (РДС-3, РДС-4 и т.д.) для снабжения бомбардировщиков-носителей ядерного оружия Ту-16, а впоследствии и Ту-95, которые пополняли запас топлива и получали ядерные бомбы на построенном неподалёку аэродроме подскока "Угольный", модернизированном для приёма тяжёлых самолётов. Там же дислоцировались истребители, прикрывавшие аэродром и сопровождавшие бомбардировщики.
В 1962 г. в трёх километрах от городка Анадырь-1 началось строительство городка №2 с Боевой Стартовой Позицией "Объект-691" 83-го ракетного полка РВСН в.ч. 75414 на четыре пусковых установки баллистических ракет средней дальности Р-14 наземного старта, которая стала той самой "Кузькиной Матерью", которой Н. С. Хрущёв грозил США с трибуны 15-й ассамблеи ООН. Ног строительство пусковых площадок велось спешно и затруднялось условиями вечной мерзлоты, поэтому было принято строить по упрощённому проекту без обваловки сооружений землёй.
Кроме того, согласно Директиве Главнокомандующего Ракетных войск от 13 мая 1963 г., было решено отказаться от строительства при БСП защищённого хранилища Ремонтно-Технической Базы ядерного обеспечения, возложив обязанности РТБ по снаряжению, хранению и подготовке специальных (ядерных) боевых частей к изделию 8К65 Р-14 на технической и стартовых позициях ракетного полка, на сам Объект “С” № 955 12 ГУ МО, в состав которого была включена сборочная бригада из 70 военнослужащих, переданная из состава 1914-й РТБ в.ч. 78407, сформированной 1 сентября 1961 г. в Еврейской Автономной Области.
Таким образом, помимо ядерных бомб на ЦБХ стали закладывать на хранение ещё и СБЧ для ядерных ракет Р-14, которые хранились там с 1963 г. и по самое расформирование 83-го РП в 1969 г.
Как пишут служившие здесь, личный состав объекта насчитывал порядка 70 офицеров 12-го ГУ МО и около 330 солдат срочной службы без допуска в пеналы самих хранилищ.
Но с появлением новых дальних стратегических бомбардировщиков, а также новых ядерных бомб, авиационных крылатых ядерных ракет и модернизацией самих объектов хранения, дальнейшая эксплуатация этой базы в сложных климатических условиях в такой близости к потенциальному противнику была признана нецелесообразной, к тому же начались все эти договоры между СССР и США о ядерном разоружении и взаимном сокращении ядерного боезапаса с носителями. Так уже в 1986 г. все изделия с базы были вывезены на другие ЦБХ, а сам Объект "С" №955 расформирован.
После ухода 12-го ГУ МО, объект стали использовать в качестве базы хранения вооружения Анадырского гарнизона и разместили в ней её Запасной Командный Пункт, известный под криптонимом "Портал", который военные окончательно покинули к 2003 г., после чего база вместе с военными городками была полностью заброшена, стала регулярно появляться во множестве новостных сюжетов и туда потянулись полчища туристов, которые уже два десятка лет приезжают на Чукотку ради того, чтобы побродить по этим громадным подземельям.
К слову, в интернете часто можно встретить домыслы о якобы базировавшихся в Гудыме подвижных грунтовых ракетных комплексах РСД-10 "Пионер", но это всего лишь бредовые слухи и на Чукотке никогда этих комплексов не было. После 1969 г. из ракетного вооружения на Чукотке оставались лишь тактические ракетные комплексы "Луна-М" с радиусом поражения меньше сотни километров и несли они дежурство там с обычными фугасными боевыми частями.
Также есть легенда, что военный городок Анадырь-1 получил название по фамилии первого командира ЦБХ, которого якобы лично поздравили американцы после окончания строительства, якобы тем самым показав, что знали про строительство объекта. Эту легенду мы не проверяли, так что за её правдивость тоже не ручаемся.
Но хватит истории и давайте уже прогуляемся по базе.
От бывшего городка, уничтоженного при рекультивации в 2017-2018 гг. и о котором у нас есть подробная статья, мы движемся за мост через небольшую речушку с названием Угольная, к возвышающейся горе Обрывистая, у которой на Т-образном перекрёстке дорога расходится в две стороны к входным порталам объекта, разнесённых между собой на 800 с лишним метров. Сверху видны трубы отопления, проходившие от котельной гарнизона к портальным сооружениям.
Перекрёсток прикрывала двух-амбразурная долговременная огневая точка из железобетонных блоков и плит.
Пройдя от перекрёстка 350 метров влево выходим к одному из бывших КПП, где всё ещё сохранились караульная вышка и россыпь огневых точек в окружении тройного периметра.
По всем склонам горы тут и там располагались сборные пулемётные сооружения для прикрытия подходов, причём некоторые из них были направлены наверх горы.
Проходим на территорию, где у маскировочного сооружения нас встречает головная аккумуляторная тележка, которая тянула за собой составы из тележек со Специальными Боевыми Частями.
А вот собственно и сами тележки для СБЧ.
А вот и огромное маскировочное сооружение принимающего восточного портала, именуемое как "Сооружение-15" или просто Портал-15. К слову правый портал имеет номер 14.
Когда-то под крытым и ныне обрушенным навесом, пристроенным к масксооружению располагалась погрузочная площадка со специальными платформами для шести автомобилей-хранилищ.
Туда заезжали автомобили, а с платформы происходила перегрузка специзделий бесподъёмным способом при помощи таких подъёмных мостиков с роликами и складными периллами.
От платформы рельсы уходили в масксооружение, в котором скрывалась перегрузочная площадка с мощным мостовым краном грузоподъёмностью 5 тонн и входным грузовым порталом в объект.
Над порталом располагалась система тепловой завесы, которая препятствовала обледенению подходной потерны.
Для чего наверху в нишах был оборудован калорифер с брызгальными форсунками, нагревающими воздух.
Воздух поступал туда по каналу в фальш-потолке из самого объекта.
Здесь видно этот воздухозабор.
Дальше в темноту уходил просторный тоннель с утопленной в пол узкоколейкой, который спустя более километра выходит на поверхность из портала 14, а на всём его протяжении от него расходятся развилки, ведущие к различным блокам. Так уже спустя несколько десятков метров по правой стороне тоннеля располагался блок дизель-генераторной электростанции с системой пожаротушения.
Сам блок ДЭС. Здесь было два дизеля и два умформера, которые преобразовывали постоянный ток от генераторов в переменный.
Но сами дизеля к сожалению не сохранились т.к. были демонтированы ещё при уходе военных. За стеной на склон горы выходит вентиляционный ствол, разделённый перегородкой на два канала воздухозабора и выхлопа дизелей.
Ещё метров через 50 подходим к блоку первой вентиляционной воздухозабора.
В блоке располагалось шесть небольших и две больших вентиляционных установки, которые нагнетали воздух в трубы, уходящие вглубь сооружения к другим блокам.
В конце блока находился ствол, также выходящий наверх на склон горы.
Здесь ещё совсем неглубоко, буквально метров 20, но чем дальше мы будем уходить в недра горы - тем больше будет глубина залегания, достигая более 100 метров.
Спустя пару сотен метров изгибающийся направо тоннель приводит к нише с огромным выкатным защитным затвором.
Он представляет собой подобие вагона, залитого бетоном на паровозных катках, перемещавшихся по рельсам за счёт цепной передачи от редуктора.
Толщина его около полутора метров, а вес около 100 тонн.
Ещё метров через 50 располагались щиты управления расположенными под потолком гермоклапанами воздуховодов и лёгкие герметические ворота, с раздевалкой.
Спустя ещё несколько десятков метров выходим к блоку контрольно-испытательной лаборатории.
Представлявшей собой ряд из шести помещений.
В которых остались гнить старые весы.
И остатки какого-то оборудования.
Вот что пишет о такой же лаборатории на другой базе первый атомщик вооружённых сил СССР Н. С. Бирюков во втором томе издания "Рождённые атомной эрой. Пионеры эксплуатации ядерных боеприпасов" 2007 г., опубликованном на сайте Росатома:
"Также на технической территории были оборудованы контрольно-испытательная и дозиметрическая лаборатории, предназначенные для проверки контрольно-стендовой аппаратуры и приборов, используемых при работе с ядерными боеприпасами, проверки и градуировки дозиметрических приборов."
Напротив входа в лабораторию по другую сторону тоннеля располагался блок санузлов с умывальником и двумя туалетами, под которыми находилась накопительная ёмкость для режима полной изоляции объекта.
Спустя ещё метров 20 располагался блок щитовой трансформаторной подстанции.
С небольшой вентиляционной и залом с главными рубильниками четырёх трансформаторов.
Ещё метров через 30 располагался блок ещё одной лаборатории, только уже метрологической.
Она представляла собой всего пять помещений.
В которых сохранилось немного приборов.
И поверочных стендов.
И вот, спустя несколько сотен метров от портала, мы наконец дошли до отворота в первый блок хранилища ядерных бомб, куда также от стрелочного перевода уходили рельсы узкоколейки.
Перед входом в пенал хранилища располагался ещё один небольшой блок.
В котором располагалась климатическая установка Klima фирмы Görlitz из ГДР, которая служила для поддержания постоянного температурно-влажностного режима в хранилище. Первые ядерные боеприпасы очень сильно грелись и им было необходимо хранение в строжайших климатических рамках.
В конце блока располагался компрессорный зал с градирней.
Вход в пенал хранилища также перекрывался 100-тонным выкатным затвором, полностью аналогичным предыдущему.
За ним располагался тамбур-шлюз с нишей для хранения расходной документации и вторыми лёгкими герметическими воротами.
А так выглядит сам зал хранилища длиной около сотни метров.
По бокам от рельс ещё можно найти остатки рам и роликов от роликовых платформ, на которых укладывались изделия в какой-то из степеней готовности.
Для работы с изделиями под потолком проходило две кран-балки с тельферами разной грузоподъёмности, перемещавшихся по всей длине зала.
Возвращаемся назад в транспортный тоннель и пройдя ещё пол сотни метров выходим к отвороту во второй блок хранилища.
Перед входом в него также располагался небольшой блок климатической установки и ниша для расходной документации.
Здесь аналогичная установка, только синего цвета и такой же компрессорный зал в конце блока с небольшой градирней.
Блок также перекрывал защитный затор.
Здесь он выдвинут. Слева можно заметить металлоконструкцию, куда вставлялся штырь, фиксировавший затвор в открытом положении, на случай непроизвольного движения.
Далее следовали гермоворота с дверью в створке для прохода личного состава.
И мы попадаем в ещё один пенал хранилища длиной около 80 метров, в котором по бокам от рельс находились две платформы для бесподъёмной перегрузки изделий на тележки.
По центру зала есть такое возвышение с небольшой балкой для ручной тали. Зачем было сделано такое возвышение не совсем понятно, но вероятно этот пенал использовался для хранения шаровых зарядов (ядерных).
Вот что пишет на примере другой базы первый атомщик вооружённых сил СССР Н. С. Бирюков во втором томе издания "Рождённые атомной эрой. Пионеры эксплуатации ядерных боеприпасов" 2007 г., опубликованном на сайте Росатома:
"Атомные бомбы первых образцов (РДС-3, РДС-4 и др.) поступали на объект с предприятий Министерства среднего машиностроения в разобранном виде. Исходя из этого, на технической территории строились сооружения для раздельного хранения корпусов атомных бомб, шаровых зарядов, блоков автоматики, ступеней предохранения, аккумуляторных батарей, барометрических датчиков, а с 1955 года - первых радиодатчиков, и для других узлов."
То есть каждое хранилище для своего узла, а здесь все они являются блоками одного большого объекта.
Снова возвращаемся в главный тоннель и спустя ещё несколько десятков метров выходим к очередному ответвлению в третий блок хранилища.
Здесь точно такая же климатическая установка и компрессорный зал с защищённой градирней.
И конечно мощный 100-тонный защитный затвор.
Кстати так выглядит его механизм открытия с редуктором, передававшим вращение от мотора на звёздочку цепной передачи. Предусматривалась как электрическая тяга, так и ручная, для чего на звёздочку мотора было необходимо надеть дополнительную цепь.
Пенал здесь полностью идентичен предыдущему и также имеет возвышение по центру с балкой для ручной тали и вероятно также использовался для хранения шаровых зарядов.
В паре десятков метров дальше по основному тоннелю находился блок аккумуляторной с помещениями вентиляции, кислотной, зарядной станции и залом самих аккумуляторов.
В случае выхода из строя основной линии электропитания от военного городка, эти аккумуляторы должны были питать объект до запуска дизель-генераторов, а учитывая то, что и сам посёлок питался от собственной мощной ДЭС, такое дублирование систем было важной необходимостью.
Сразу за аккумуляторной располагались два входа в блок главной защищённой трансформаторной подстанции сооружения.
Здесь у меня к сожалению запотел объектив, поэтому только такая фотография.
Спустя ещё метров 50 выходим к проходу в ещё один блок, который примыкает к тоннелю почти под прямым углом и в него не ведут рельсы.
Блок климатической установки здесь был уже без компрессорного зала и защищённой градирни.
Уже привычный защитный затор с когда-то установленными за ним гермоворотами и помещением для расходной документации перед ним.
Здесь располагался самый длинный пенал хранилища длиной около 150 метров, который был поделён перегородками на две части. В первой части располагалось 8 помещений какого-то сборочного участка и мастерских, а во второй части находился зал регламентных работ с балкой ручной тали.
После расформирования ЦБХ, этот блок был перепрофилирован под помещения Запасного Командного Пункта Анадырского военного гарнизона. Тогда зал регламентных работ также был разделён на ещё четыре больших помещения.
Внутри осталось лишь несколько сейфов.
Одно из изначально существовавших помещений, где была своя собственная балка с талью. В других старых помещениях таких балок не было.
А это уже перестроенный зал регламентных работ, где под потолком хорошо видны двутавры от когда-то проходившей под потолком тали.
Только небольшой участок зала в самом конце сохранился до наших дней в оригинальном виде, но смотреть здесь совсем не на что, так что возвращаемся обратно в главный тоннель.
Сейчас мы на глубине в сотню метров и здесь находится отворот в огромный главный блок сборочного цеха, где собственно и собирали в разные степени готовности ядерные боеприпасы, после чего закладывали их в хранилища. Основной же тоннель описывает дугу вокруг этого блока и выходит к нему с другой стороны, но о том, что там находится мы расскажем во второй части, а пока проследуем к изюминке этой подземной базы в сам сборочный цех.
Вход сюда также перекрывался защитным затвором и гермоворотами.
За которыми находился сам сборочный цех.
С мощным полноценным мостовым краном грузоподъёмностью 5 тонн, который перемещался по всей длине зала.
Тележка на кране.
Вид с крана на сборочный цех. На полу сохранилась оригинальная разметка с квадратами очерёдности укладки узлов и агрегатов изделий при регламентных работах. Слева из стены выходит воздуховод отдельной климатической системы зала, которая располагалась в отдельном блоке со стороны обходного тоннеля.
В другом конце зала над проходом в следующее помещение расположено красивое панно.
Посвящённое армии, авиации и флоту.
Зал оканчивается гермоворотами.
За которыми находилось помещение со стыковочной эстакадой и смотровой ямой.
Она была необходима для удобства монтажа каких-то узлов в изделие.
А дальше за ещё одними гермоворотами уходил изгибающийся зигзагом тоннель, ведущий в огибающий блок основной транспортный тоннель, а что там дальше мы расскажем в следующей части.
Всё имеет свой срок эксплуатации. Эта база его отслужила и ушла в прошлое по целой куче причин. Благодаря новому современному ядерному вооружению и другим модернизированным базам, с лихвой обеспечивающим носители, больше она там просто не нужна.
А на этом пока всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.