Найти тему

Сеня застрянет на заборе и будет махать карточками, чтобы его сняли? Он должен уметь позвать на помощь словами

Оглавление

Это был предельно конкретный посыл, с которым обратилась ко мне мама Сени. Пожалуй, более четко поставленной задачи я не слышала от родителей. На этот "забор" я и повелась. Уж очень яркую картину нарисовало мое воображение: висит на заборе застрявший Сеня, в руке у него карточки ПЕКС, он ими машет изо всех сил, а никого вокруг нет! Кругом Сибирь с невероятными просторами, ширь, красота и людей мало.

Как красива наша страна!
Как красива наша страна!

Сеня не заговорил в два, к трем появилось несколько лепетных слов, ими становление речи и ограничилось. Мама не тот человек, который будет ждать. На 1000 км в радиусе от их дома не осталось реабилитационного центра, куда бы Сеню не свозили. Везде старались помочь, играли с мальчиком, тормошили его.

Вручали обратно маме со словами: "Сделайте так, чтобы он нас слушал и выполнял задания, тогда мы сможем помочь."

Мама честно пыталась. Всё, что зависело от нее, было сделано. Полное самообслуживание у мальчика, постоянный контакт с людьми обеспечен: по работе ей нужно много общаться, а куда Сеню? В машину, на встречу с клиентами. Так и рос на маминой работе. Но научить сына говорить было выше маминых возможностей.

В итоге, в 6 лет Сене повесили на грудь альбомчик с карточками и научили отыскивать картинку с тем, что он в данный момент хочет. Карточки Сеня освоил прекрасно, бегал за мамой, показывал нужную картинку, получал желаемое.
Маленький Сеня радостно бегал и никто еще не предполагал, что научиться говорить сам он не сможет.
Маленький Сеня радостно бегал и никто еще не предполагал, что научиться говорить сам он не сможет.

Карточки - отличная замена звучащей речи. Как вариант альтернативной коммуникации, Сене они вполне подходили. Главное, он прекрасно пользовался картинками. То есть процесс общения ему был доступен, пусть и на безречевом уровне.

Но... Мама поиск помощи не прекращала, потому что перед ней маячил пресловутый забор с повисшим Сеней. Слова, он должен уметь говорить слова, чтобы докричаться до людей!

В таком паническом состоянии она набрела в своих ночных бдениях за компьютером на мой "свеженький" канал. Там уже были малыши, которым мамы бодро вызывали звуки, зажимая носы. То, что ее молчащему сыну уже почти 8 лет, а не три, как детям на видео, маму Сени не смутило. "Способ есть," - решила она и достучалась до автора канала, до меня то есть. От напора и описания мрачных перспектив жизни Сени без звучащей речи, я сначала опешила. Моя собеседница так азартно рассказывала о всех способах лечения, которые пережил ее мальчик. Очень царапнуло мою душу, что вот уже 5 лет, как сын перестал подавать звуки. Голос конечно слышно, когда Сеня кричит или рыдает, но даже подобия таких желанных "А" или "Б" нет.

Вот что тут решить логопеду, который знает, что "поезд" звучащей речи уже маячит издалека своими последними вагонами?

Вот он, жизнерадостный Сеня, играющий со своими четырьмя лохматыми сибирскими собаками во дворе дома. Вот мама у окна, которая в одиночку бьется хоть за какое-то внятное будущее своего сына.

Ведь были же у меня дети, которые заговорили после 7 лет. Может и у Сени еще есть шанс?

"Мама, помоги!" Так мало слов хочет услышать от сына его мама.

Ну что ж, попробуем снять Сеню с этого виртуального забора.

И мы вписались все втроем в логопедическую авантюру.

Сеня был глубоко потрясён, когда мама стала приставать к нему со всеми манипуляциями по вызыванию звуков. Удирал из-за стола, но от его мамы не спрячешься. Санкционные методы у нее были давно отработаны: "Сеня, если ты сейчас не будешь заниматься, я выброшу твой телефон во двор!" Угроза действовала, в телефоне игры, они ему дóроги. Сеня хныкал, но трудился дальше.

Через год у нас Сеня говорил много-много слов! Долго не мог оторваться от двусложных, но это было ожидаемо. Программу я ему адаптировала под его "зрелый" возраст. Практически сразу перешли на материал для 6-7 летних детей, чтение и печатание слов без всяких подходов издалека, здесь и сейчас, делаем все сразу. Сеня, несмотря на некоторые аутистические выкрутасы, отлично общался, поэтому занимался он именно со мной, без посредничества мамы. Она его только отлавливала, если он срывался в побег от экрана компьютера.

Традиционно я описываю путь ребенка к речи, когда он уже закончил свое образование и получил профессию. Для Сени делаю исключение. Уж очень необычен его старт в речь.

В октябре будет два года, как мальчик шагнул на свою дорогу с указателем "Сеня, говори!" Ему сейчас 10 лет.

Что у нас получилось?

  • Сеня набрал невероятно большой словарный запас.
  • Он понимает всю обращенную речь.
  • Все звуки речи, кроме [р], Сеня произносит чисто и практически не пропускает их в словах.
  • Неплохо читает, короткие слова целиком, длинные по слогам.
  • Пишет только крупными печатными буквами, на слух.
  • Его взяли в школу! Коррекционной поблизости нет. Оформили надомное обучение. Однако Сеня ходит после всех уроков к учительнице в класс, стоит у доски, пишет на ней мелом. Получает школьное образование.

Что не получается?

  • Никак не преодолеть порог фразы из двух слов.
  • Низкая речевая активность. Сеню надо каждый раз просить, чтобы он отвечал с помощью речи.
  • В принципе не берет основы синтаксиса (построение предложений). Весь свой богатый словарь нанизывает, как бусины на нитку.
  • Грамматика отсутствует вообще,

Можно ли преодолеть эти трудности становления синтаксиса и грамматики?

  • Фонетические и лексические механизмы формирования речи имеют достаточно длительный период сензетивности. Практически до 12 лет открыто "окно" возможностей для набора словаря и совершенствования звуков речи.
  • Синтаксис и грамматика более строги в своих временных рамках. Максимум до 6-7 лет мозг может написать свой учебник родного языка так, чтобы там были отображены все правила, отвечающие за согласование слов и связь их в предложения.

Не пугайтесь, если вашему ребёнку уже есть 7 лет, а в его речи ещё присутствуют ошибки на употребление предлогов и окончаний. Аграмматизмы - это остаточные явления алалического пути развития. Они со временем исчезают. Сам "учебник" русского языка был загружен до 5-6 лет. Ребенок уже активно пользуется грамматикой и синтаксисом родного языка.

Грамматика не развивается (почти), если над речью начали работать с нулевого уровня после 6 лет.

Сеня не "вписался" в этот возрастной отрезок. Скорее всего, у нас получится дотянуться до уровня ОНР 2-3. Перешагнуть эту границу вряд ли удастся. Однако такое владение речью позволяет активно взаимодействовать с людьми, поможет при самостоятельном пользовании транспортом, походах по магазинам. Миллионы людей активно используют короткие фразы на других языках для своего перемещения по миру. Не теряются и договариваются.

Сможет и Сеня, он очень активный парень!! Заборов мы теперь точно не боимся.

Немного о предполагаемом будущем Сени

Таких детей, кто заговорил после 7 лет, в моей практике было не больше 10 человек. О судьбе троих мальчиков и одной девочки знаю точно, что она сложилась. Один из юношей работает у своих родителей на ферме, оформлен официально, получает зарплату. Другой живет не в нашей стране. Тоже работает в сельском хозяйстве. Третий в небольшом городе получил рабочую специальность, зарплаты на жизнь хватает. Девочка по своему психологическому состоянию не выдерживает активное общение с людьми. Но вполне счастливо живет в далекой деревне, в своем доме.

Сеня, скорее всего, тоже имеет перспективы устроиться работать у себя на селе. Многое говорит за этот вариант. Жизнь покажет.

Ниже по ссылке продолжение истории Сени.

Всем успехов в развитии речи!