Этот сборник я читала очень долго. Но совсем не потому, что с ним что-то не так, о нет, причина совсем в другом! Рассказы в нем затрагивают события между всех книг всего цикла «Земной круг», поэтому и читала я их по порядку, растянув аж с прошлого года. Спешить мне было некуда, цикл понемногу читался, и, завершив очередную книгу, я переходила к следующим рассказом.
Что странно, кстати, в самом сборнике рассказы расположены весьма хаотично, и мне то и дело приходилось листать книгу то вперед, то назад.
Читать до знакомства с циклом весь сборник я не рекомендую - куча незнакомых персонажей, иногда весьма странный стиль и форма рассказов - все это может скорее отправить в недоумение, чем подарить удовольствие. А вот прочитать «Острые края» после завершения уже вышедших книг - это как дополнительный богато украшенный десерт.
Я поделюсь впечатлениями о рассказах именно в том порядке, в котором читала я, так намного удобнее. И первые два рассказа - это самое начало всего, приквелы к трилогии «Первый закон».
Обаятельный мерзавец
Глокта прочно утвердился в рядах моих любимчиков, как тут не заглянуть в залихватскую юность этого уставшего циника?
.
Расскажет же о Глокте его «товарищ» Реус. Ах, если бы он знал, какую злую иронию готовит ему будущее!
Глокта — лучший фехтовальщик, задиристый, высокомерный, несносный. К его ногам упадет любая дама, а он, взяв то, что хотел, пойдет дальше, не оборачиваясь. Он — самовлюбленный позер, не умеющий проигрывать или сдаваться. Он — притягателен, как магнит. Все знают его гнилую натуру, но у немногих получается устоять перед его обаянием.
Этот небольшой рассказ-зарисовка описывает последние моменты этого Глокты. Еще несколько мгновений, и он помчится на мост, после которого в нем убавится и обаяния, и самовлюбленности.
Сотворить чудовище
Логен Девятипалый из трилогии «Первый закон» не жаждет драки. В какой-то степени его можно назвать пацифистом. Хотя он все еще отличный боец, он уже не готов сломя голову бежать к противнику, стараясь просчитывать все свои шансы на победу.
Но так было не всегда, ведь имя Логена Девять Смертей знакомо каждому северянину и может напугать его до дрожи. Каким был Логен раньше, в свои времена главного поединщика Бетода?
Бетод в этом рассказе еще не самопровоглашенный король всего Севера, но он уже жаждет изменений. Переговорами и стратегиями он пытается создать из разрозненных кланов государство. Что до Логена — это его главное и самое убедительное оружие.
Раньше они были лучшими друзьями, но Логен сильно изменился, и Бетод уже не может его контролировать. Логен убивает ради удовольствия, он живет ради убийств. Он — безумец, он — опасность. Он — монстр, и Бетод не может не думать, что этого монстра создал он сам.
Взглянуть на эту сторону Девятипалого было занимательно, ведь рассказ приоткрывает ту историю, которой он сам стыдится и тщательно скрывает. А для понимания персонажа это очень полезно.
После этих двух рассказов хронологически следуют два романа «Первого закона»: «Кровь и железо» и «Прежде чем их повесят». А уже потом следующий рассказ.
Ад
Дагоска — город, который сразу был обречен, но смог выстоять несколько месяцев вопреки всему. Во многом благодаря усилиям инквизитора Глокты. Но Глокта покинул город, настоятельно порекомендовав избегать плена, уж ему то стоит верить.
Город пал, стены сломлены, знакомый мир в огне. Юноша бежит по умирающему городу, в поисках спасения, хочет попытаться предупредить людей, которые прячутся в храме. Есть ли у них еще шанс на жизнь?
Такой небольшой, но очень динамичный рассказ. Где-то далеко чиновники подписали бумагу, чтобы как можно дольше держать оборону, обрекая жителей на гибель. Что им эти жители то? Не у них же над головами рушатся стены, не их барахло горит в домах, не их жизням угрожают едоки.
Отлично дополняет «Прежде чем их повесят» - в романе рассказ бы отвлекал, а прочитать сразу после романа оказалось в самый раз.
После «Ада» идут сразу два романа: «Последний довод королей» и «Лучше подавать холодным». Зато после них - сразу три рассказа.
Поганые задания
«Почему опять я?» - думает Зобатый, когда получает очередное идиотское задание. Забраться в клан Лисицы и украсть вещь — это ладно. То, что в деревне больше шестидесяти войнов, когда у самого Зобатого всего семь — это ладно. Но красть то, чего не знаешь? Что задание такое: «Увидишь, поймешь»?
Этот приквел к «Героям» мал, да удал. Новые персонажи в небольшой зарисовке, большую часть которой они планируют нападение/кражу и перебрасываются абсолютно тарантиновскими фразочками. У каждого из описаний — буквально пара предложений, но они достаточно яркие, чтобы из запомнить. Этот рассказ ощущается, как байка, рассказанная у костра: забавные детали, вроде красных носков, грубые шутки и финальный твист, после которого в пору расхохотаться и запить смех пивом.
Кому-то сильно не везет
Монца Меркатто мстила красиво... вот только что остальным с этим делать?
Три маленьких рассказа в одном: истории тех, кого случайно зацепила чужая месть. Хорошее дополнение к «Лучше подавать холодным». В конце концов, даже Монца переживала из-за случайных жертв.
Банковский клерк, неудачно решивший попросить о прибавке. Работница борделя, оказавшаяся не в том месте и не в то время. И, наконец, горе-солдат армии герцога Орсо.
Война забирает много случайных жизней. И этот рассказ еще раз это подтверждает.
Вчера, около деревни под названием Барден...
Небольшая стычка на поле фермера. Полковник Бремер дан Горст — королевский обозреватель, его работа — описывать происходящее. Несмотря на канцелярскую должность, он все еще один из лучших воинов Союза. На одних он наводит ужас, другие им восхищаются. Сам же Горст устал.
Расклад прост: на небольшой отряд Союза нападает небольшой отряд Севера. Быстрое сражение, похороны погибших. Однако для Аберкромби важно раз за разом подчеркивать, что война — дело грязное, полное ненужных смертей. Хорошо мечтать о сражениях издалека, представляя себя на коне. А на деле же ты панически бежишь по грязи со спущенными штанами.
Это хороший дополнительный взгляд на Горста после событий в Сипани и хороший приквел к «Героям».
После этих рассказов следует роман «Герои», а уже потом - еще один небольшой рассказ.
Храбрость отчаяния
Небольшой рассказ о том, на что способна загнанная в угол женщина.
Особенно, если это Шай, за голову которой уже назначена приличная награда. После ограбления банка она решила скрыться от своих сообщников, но ей пришлось сражаться с ними посреди заброшенного, пыльного города.
Аберкромби, как всегда, очень узнаваем. Даже в несколько страничном вестерне он ухитряется и выдержать накал, и несколько раз бросить своих персонажей в пучину отчаяния, а потом вытащить обратно и отряхнуть. А потом залить кровью.
Неприятные люди делают неприятные вещи, но это жестокий мир. И хоть я знала, что с Шай все будет хорошо, в конце-концов это приквел к «Красной стране», рассказ заставил меня очень понервничать. И да, мне нравится эта bad-ass женщина.
После этого рассказа - роман «Красная страна». А уже после него - шесть последних рассказов сборника. И если с «Освобождением» все понятно, оставшиеся пять неожиданно рассказывают о совсем новых для цикла героинях.
Освобождение!
Спиллион Суорбрек известен своими памфлетами — в конце концов, именно он писал подобные хвалебные вещи для Савин (точнее, напишет). История освобождения города Никомой Коской — известным пьянчужкой, наемником и перебежчиком. Хотя, конечно же, Суорбрек рисует совсем иную картину, выставляя Никому непорочным рыцарем на белом коне, а армия его наемников освящается таким благородным светом, что и самому королю захочется сделать их своими защитниками.
И, естественно, это почти нечитаемо, но в этом и смысл. Отличная стилизация отвратительного бульварного памфлета. Но прочитать я смогла только раза с третьего...
Мелкие благодеяния
Шеведайя — лучшая воровка Вестпорта. Точнее, была ей, ведь даже самые лучшие воры долго не живут, а ей уже двадцать один. К тому же, очень хочется спокойствия и чего-то «своего». Например, свой Дом Дыма.
Шев не чужда доброта, и, когда она увидела на пороге своего заведения безвольное тело крупной рыжей женщины, она не стала скидывать его в канаву, а занесла в дом и уложила женщину спать. Так она встретилась с Джаврой, Хоскопской Львицей.
А еще Шев пора бы запомнить — бывших воров не бывает. И ей опять навязывают дело — сын ее давнего врага требует украсть для него загадочный рюкзак...
Меня удивило то, что Аберкромби решил ввести в мир Земного круга еще нескольких героинь, о которых я не слышала ни в одной из книг цикла. Причем еще и посвятить им пять рассказов, что совсем уж необычно, даже бывалые персонажи получили в сборнике меньше места.
«Мелкие благодеяния» - это рассказ-знакомство с героинями и их силами. Сама зарисовка небольшая, с минимумом действий, но автор показывает и воровской талант Шев, и невероятную и даже божественную силу Джавры. И при этом рассказ весьма неплох, Аберкромби почти всегда хорошо удается малая форма. Но, честно говоря, очень захотелось сразу целую книгу про этих дам, ведь с их возможностями натворить они могут немало.
Свалить поскорее
Джавра и Шев уже немало путешествуют вместе, оставляя позади себя один город за другим. И если Шев хочет остановиться и пустить корни, то Джавру же полностью устраивает их безумный темп. Ведь если сбежать из города, не придется платить долги. К тому же, у Джавры есть прошлое, и это прошлое довольно быстро ее нагоняет.
Кстати, этот рассказ именно об этом.
О «небольшой» драке в трактире со зловещей женщиной.
Приятно было увидеть, как Джавра и Шев сблизились и вовсю перебрасываются колкостями и шутками. Их дружеские отношения явно уже вышли из рамок героинь, которые вынуждено оказались вместе. И при этом Шев, как и читатель, ничего не знает о прошлом Джавры, и этот рассказ будто бы призван это исправить появлением Десятой из Пятнадцати храмовых рыцарей Золотого ордена. Ордена, из которого Джавра явно сбежала, но который совсем не хочет ее отпускать.
Во втором рассказе про девушек наконец-то появляется магия, которой в мире осталось совсем немного и Аберкромби будто бы ее не особо жалует, признавая ее разрушительность. Но загадочный Орден явно умеет создавать магическое оружие, действительно опасное для обычных людей. Жаль, правда, что автор так и не рассказал нам, как Джавра заполучила обратно свой меч.
Совсем небольшая и быстро читающаяся зарисовка, но тоже из тех, что надо читать не самостоятельно, а в контексте остальных рассказов.
Двое - в самый раз
Шев и Джавра добрались до Севера, и Шев от него совсем не в восторге. Но им нужно продолжать бежать, причем как от врагов Джавры, так и от врагов Шев. И вот на узком мосту они встречают Виррана из Блая, и вопрос «кто должен уступить дорогу» неожиданно становится острым.
Как же я была рада встретить Виррана, потому что считаю его одним из незаслуженно обделенных вниманием персонажей! И рядом с Джаврой оказалось, что они во многом весьма похожи...
В этом рассказе вернулся фирменный юмор Аберкромби и его талант к «тарантиновским» зарисовкам. Пока Шев (да и я вместе с ней, что уж тут) ноет и закатывает глаза, эти двое непробиваемых воинов с удовольствием меряются прозвищами, мечами и остальными частями тел. И даже внезапно нагрянувшие враги их от этого не отвлекут.
Чуточку абсурдный и этим весьма смешной рассказ. Я искренне с него похихикала и почти заставила мужа прочитать его «вот прям щас», не дочитывая «Мудрость толпы».
Третий лишний
Талин, коронация семилетнего короля Яппо, короля Стирии. Шев наконец-то получила желаемый дом, даже прикупила сервиз, и меньше всего хочет куда-то бежать. Она рассчиталась по долгам и немало над этим работала, сотрудничая с Витари. Но покой ей только снится, старый враг похищает любовь всей ее жизни — Каркольф. И поэтому Шев придется просить о помощи свою старую подругу и, по совместительству, врага — Джавру.
Ох, ну любит же Аберкромби широко шагать по годам. Со времени первой встречи Шев и Джавры прошло четырнадцать лет. Они явно пережили многое и жизнь их развела — Шев начала вить гнездо, а Джавра погрузилась в пучину саморазрушения. Но они все еще готовы прийти друг другу на помощь.
Довольно объемный рассказ, неплохо показывающий, как изменились героини за эти четырнадцать лет. Шев явно стала гораздо опытнее и неплохо справляется в драках, тогда как Джавра хоть и не растеряла силы, но потеряла какую-то искру, которая раньше заставляла ее первой лезть в драку. Сама же любовная линия — ведущая сила рассказа, хоть раскрыта скорее набросками, но даже намеков хватает, чтобы понять ее ненадежность и токсичность. Но Шев сложно в этом признаться даже самой себе.
Очень бодро читается, хотя еще больше начинает недоставать полноценной книги о приключениях Джавры и Шев. Сдается мне, время между событиями рассказов они провели ну очень весело.
А кому сейчас легко
Каркольф крадется по улочкам Сипани, чтобы доставить сверток. Она не знает, что внутри, но он очень важен для ее нанимателя. Вот только ее неожиданно грабят и сверток переходит в другие руки...
Это плутовской рассказ, в котором сверток с неизвестным содержимым меняет руки каждую страницу. Обладать им хотят многие, из-за чего получается чехарда из воров, мошенников и наемников всех мастей. Очень кинематографичная и яркая зарисовка, которая сталкивает читателя с парочкой уже знакомых персонажей, и, конечно же, с Шай и Джаврой. Для них прошло еще несколько лет и они, похоже, уже совсем не общаются, но при этом живут в одном городе, будто бы стараясь держать друг друга в зоне видимости.
Что это за сверток можно только догадываться, но похоже на то, что он очень нужен Баязу. А значит очень нужен и его врагам. А Сипани же всегда же всегда славился всеми оттенками преступности на своих улицах, поэтому борьба получилось нешуточной.
Классическая магия Аберкромби случилась — вроде и не так много страниц, но представить происходящее получается очень четко, будто бы смотришь серию любимого сериала. Есть только одна серьезная претензия — хочется еще.
Фух, получилось масштабно. С другой стороны, рассказов тоже немало. И тут самое время дочитать последний рассказ и пойти читать трилогию «Эпоха безумия». Но я уже ее прочитала и очень вам советую.
Делитесь, знакомы ли с Аберкромби и с «Земным кругом»?
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых уютных, захватывающих и интересных книгах.
Кстати, свои отзывы на все десять книг цикла я уложила в одну подборку: